Цели урока:
- Конкретизация и систематизация представлений учащихся об употреблении разделительных мягкого и твердого знаков и правописании слов с ними.
- Развивать умения различать изученные орфограммы в словах.
- Способствовать развитию орфографической зоркости, памяти, внимания, речи.
- Способствовать воспитанию интереса и любви к русскому языку.
Ход урока
I. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Написание какой орфограммы отрабатывали на предыдущих уроках?
- Какие гласные буквы дружат с ним и чувствуют себя рядом с ним уютно и комфортно?
II. Чистописание.
- Запишем соединение “ъ” знака с буквами
тЪе, сЪё, дЪю, бЪя.
- Вспомните слова, в которых встречаются соединения этих букв (отъезд, съежился, предъюбилейный, объявление).
III. Актуализация знаний.
- Докажите, что вы правильно написали (выделить приставки, подчеркнуть первую букву корня).
- В чем особенность буквы “ъ”? (не обозначает звука)
- Какая еще буква не обозначает звука? (“ь”)
- Вспомните правило написания разделительного “ь” знака.
- Приведите примеры (соловьи, воробьи, лью).
- Что общего? В чем различия?
IV. Постановка темы урока.
- Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока.
1. - Вставить пропущенные буквы, объяснить их написание (работаем в парах): Грозд...я (ь), с...ехал (ъ), под...езд (ъ), руч...и (ь), печен...е (ь), руж...ё (ь), обез...янка (ь), об...ехал (ъ), варен...е (ь), пред...явить (ъ), об...яснил (ъ), ин...екция (ъ)
2. Работа по развитию речи.
- Игра “Аукцион” (составляем словосочетания, используя данные слова, добавляем к словосочетанию по одному слову). Пример: “озорная обезьянка” + “прыгала” = “прыгала озорная обезьянка” + “весело” = “весело прыгала озорная обезьянка” + “по деревьям” = ... и т.д.
3. Письмо по памяти.
- Прочитайте отрывок из стихотворения С.Я.Маршака:
Всей сем...ёй идут гулять
Ноч...ю вдоль дорож...к
Ёж-отец, еж...ха-мать
И ребёнок ёж...к.
- Объясните правописание пропущенных орфограмм.
- Разберите однокоренные слова по составу.
- Найдите словарные слова (дорожек, отец, ребенок).
Во время самостоятельного письма в классе работают “ученики-консультанты”, которые оказывают помощь тем, кто поднял сигнальные карточки.
Работа со словарем (по вариантам).
- 1-й вариант: выписать пять слов с безударной гласной “о”.
- 2-й вариант: выписать пять слов с безударной гласной “е”.
Физкультминутка
А теперь, ребята, встали,
Ручки дружно вверх подняли,
Наши пальчики размяли,
А потом опять их сжали.
Кулачками повращали,
Головою покачали
И ногами постучали.
Отдохнули! Помолчали!
И опять работать стали!
Работа по карточкам (три уровня).
1 уровень Зачеркни буквы, которые НЕЛЬЗЯ писать в этих словах
2 уровень Вставь пропущенные буквы, выдели орфограмму
3 уровень Замените выделенные слова словами с разделительным “ъ” знаком с противоположным значением Приезд гостей - ___________________________ Спуск с горы - _____________________________ Соединить концы - _________________________ Приехать к дому - __________________________ |
Коллективная работа по дидактическому материалу.
Один ребенок у доски пишет по одному предложению, объясняя пропущенные орфограммы.
VI. Домашнее задание: стр. 59, упр. 4 [Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е.Русский язык: Рабочая тетрадь для 3 класса]; кроссворд для учеников, которые хорошо работали на уроке:
ВОПРОСЫ к кроссворду:
- Фрукты или ягоды, сваренные в сахарном сиропе.
- Снежная буря.
- Место, где въезжают.
- Место в пути, где дорога поднимается вверх.
- Кондитерское изделие.
- Лепешки из пшеничной муки, изжаренные на сковороде.
- То же, что и укол.
- Миллион задачек сразу, мне решит помощник мой. Он с одним огромным глазом и с огромной головой.
- Мать, отец, дети.
- .... дуб зеленый, златая цепь на дубе том ...
- Домики для пчел.
- Воспаление наружной оболочки глаза.
- .... стрекоза, лето красное пропела.
VII. Итог урока. Рефлексия.
- Сегодня на уроке я понял (а)...
- Сегодня на уроке я узнал (а)...
- На уроке мне было интересно...
- На уроке я научился (ась) ...
Примечание: В течение всего урока проводится игра “Экзамен” (На столе учителя лежат карточки с вопросами по пройденному материалу. Ученик как на экзамене “тянет” билет и отвечает на дополнительный вопрос. “Изюминка” в том, что на одной из карточек вместо вопроса - слово “УДАЧА”. Ученик, которому повезло, получает оценку “5”).
Доп.материал:
Разделительный “ъ” знак пишется в сложных словах: четырехъярусный, двухъядерный; в некоторых иностранных словах: инъекция, объект.