Цели:
- Познакомить учащихся с героическими страницами истории Отечественной
войны 1812 г.
Расширить знания об истории своей Родины. - Развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку событиям, которые изучают, а также развивать чувства сопереживания, ответственности за других людей.
- Формировать у учащихся умение работать с картой и дополнительной учебной литературой.
- Воспитывать в детях гражданские качества: любовь к стране, в которой они живут, чувство гордости и патриотизма.
Задачи :
Формирование личностных универсальных УД:
- Формировать мотивационную основу учебной деятельности, внутреннюю позицию ребенка на уровне положительного отношения к школе, к Родине.
- Формировать познавательный интерес к новому учебному материалу и способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Формирование познавательных универсальных УД:
- Развивать устную речь, творческие способности, самостоятельные навыки.
- Учить применять полученные знания на практике.
- Прививать любовь к Родине, доброжелательное отношение к товарищам.
Формирование регулятивных универсальных УД:
- Развивать общеинтеллектуальные умения (анализа, сравнения, обобщения).
- Учить работать с алгоритмом действия при изучении нового материала, строить речевые высказывания в устной форме.
Оборудование: сигналы – светофоры, карточки для работы групп с
названием исторического события и датой,
толковые словари, научно-популярные
статьи о памятниках, посвященных Отечественной войне 1812 г., опорные сигналы.
Ресурсы: презентация PowerPoint
с надстройкой MouseMischief, DVD
“Аты – Баты. Истории старого солдата”.
Цикл телепередач. //Бородинское сражение.
Ход урока
I. Организационный момент. | ЛУУД: учебно-познавательный
интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи. |
Эмоциональный настрой урока.
У. Урок хотела бы начать с пословицы: “ Мудрым никто не родился, а научился”. Впереди у нас много нового и интересного. Поэтому: “Ни минутки не теряем, сразу к делу приступаем”.
II.
Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. (Слайд 2) |
КУУД: учитывать разные мнения и
стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
У. Вот уже несколько месяцев мы путешествуем с вами по историческим страницам нашей Родины. Прежде чем мы начнем изучать новую тему, давайте повторим пройденный материал.
1. Тестирование. (Слайд 3-6)
У. Предлагаю вам ответить на вопросы теста. Работать будете в группе, для каждой группы подготовлен вопрос, нужно выбрать правильный ответ.
Используется надстройка MouseMischief. Группа читает вопрос и выбирает на слайде правильный ответ. Остальные учащиеся показывают правильность выполнения сигналом. Красный – неверный ответ, зеленый – верный ответ.
2. Назовите событие и дату. (Слайд)
Учитель читает текст, рассказывающий о том или ином историческом событии, группы определяются с ответом, показывают на карточках дату и название события.
И вот битва началась. Прикрывшись щитами, крестоносцы двигались как таран. Они пробили срединный полк, но вдруг русские отступили за специально сделанную преграду из саней. За ними устремились и крестоносцы. За санями начинался берег, усыпанный большими камнями. Путь вражеской коннице отрезан. Крестоносцы оказались в западне. Местами подтаявший весенний лед, не выдержав тяжести сражающихся, начал трещать и ломаться. Рыцари в железных доспехах камнем шли ко дну. Оставшиеся в живых спасались бегством.
Ледовое побоище 5 апреля 1242 г.
Страшен был набег ордынской конницы, и полк левой руки начал отступать. Но тут вышли из засады дружины Дмитрия Боброка и Владимира Серпуховского. Это произошло столь стремительно и внезапно, что ордынцы растерялись, русские стали их теснить, обратили в бегство и овладели их лагерем.
Куликовская битва 8 сентября 1380 г.
Польский гарнизон засел в Кремле и удерживал его около двух месяцев. Но, в конце концов, голод заставил врагов выйти из Кремля. Ополчение освободило Москву от врагов. Вскоре вся русская земля была очищена от иноземных захватчиков.
Восстание под предводительством К. Минина и Д. Пожарского против польских захватчиков 1612 г.
III. Постановка проблемы. | ПУУД: формулирование проблемы. |
У. Послушайте еще один текст и назовите событие. (Cлайд 7)
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И все на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!
Земля тряслась – как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
Учащиеся затрудняются с ответом.
У. Как вы думаете, какому историческому событию посвящены эти строки? | ЛУУД: основы гражданской идентичности
личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, осознание своей этнической принадлежности. |
(Учащиеся высказывают предположение, что это тоже события военной истории нашей страны, только как называется эта война и в каком году она произошла, они не знают.)
У. Почему вы решили, что это историческое событие касается нашей истории?
– А с кем сражались наши исторические предки?
(В стихотворении говорится о французах, значит, сражались с французской армией.)
У. Сегодня на уроке мы с вами перелистываем трагические страницы истории нашей родины. Почему трагические? Любая война – трагедия для народа. Это всегда смерти, потери близких. И в каждой войне выделяются люди, которые встают на защиту Отечества. Сегодня вы узнаете о людях, которые помогли нашей стране победить в Отечественной войне 1812 года. Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Слайд 8)
Отечественная война 1812 г.
IV. Постановка учебной задачи. | РУУГ: принимать и сохранять
учебную задачу; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. |
У. Какую цель вы поставите сегодня на уроке? (Прикрепляются на доске опорные сигналы.)
– Познакомиться с историей Отечественной войны 1812 г.
У. Какие вопросы у вас возникли?
– Узнать, какие исторические личности участвовали в Отечественной войне 1812
г.
– Узнать о решающих сражениях Отечественной войны 1812 г.
– Узнать, почему, война 1812 г. называется Отечественной?
У. Какие результаты вы бы хотели получить в конце урока?
(Расширить знания по истории своей Родины, в частности узнать об Отечественной войне 1812 г.)
У. Кто или что поможет вам достичь этих результатов?
(Учитель, учебник, ранее изученные знания, дополнительная литература, видеоматериалы.)
V. Введение нового материала. | ПУУД: осуществлять поиск
необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. |
1. Знакомство с историческими личностями.
Новую тему начнем изучать с самостоятельного чтения первого абзаца статьи в учебнике на с.112 “Нашествие Наполеона на Россию”.
Учащиеся читают самостоятельно.
У. Что узнали из прочитанного?
(В конце XVIII века к власти во Франции пришел полководец Наполеон Бонапарт. Он мечтал покорить весь мир и подчинил большинство стран Европы. Оставалась только Россия.)
У. Как же военному человеку удалось получить
власть в стране, которая много веков управлялась королями, мы узнаем из сообщения нашей ученицы. (Слайд 9) |
ПУУД: строить сообщения в устной и письменной форме. |
Родился Наполеон в семье обедневшего дворянина. Учился он во Франции за государственный счет. В 16 лет стал младшим лейтенантом артиллерии. Бонапарт много работал без отдыха, запоминал каждого солдата, с которым ему приходилось сталкиваться, заботился о каждом из них. Солдаты любили своего командира. Дослужившись до генерала, Наполеон стал командовать армией. Именно армия помогла ему совершить переворот и стать императором. (слайд) Имея в своем распоряжении лучшую армию в Европе, Наполеон стал захватывать европейские страны. Он хотел господствовать во всем мире. Пройдя через всю Европу, Бонапарт подошел к границам России. В то время его армия была численностью более 600 000 человек. У России к началу войны было только 240 000 солдат. Французы были уверены, что Россия вскоре погибнет.
У. Какие личные качества этого человека помогли прийти к власти во Франции?
Чтение статьи “Нашествие Наполеона на Россию” до конца.
У. Почему русская армия отступила под натиском французских войск?
– О ком еще, кроме Наполеона говорится в этой статье?
(О М.И. Кутузове) (слайд 11)
– Найдите в статье слова, которые характеризуют этого человека.
– Почему М.И. Кутузова считали талантливым полководцем, нам в своем сообщении
расскажет следующий ученик.
Кутузов родился в Петербурге в 1745 году. Его отец был военным инженером и
прослужил в русской армии 30 лет. Своего подросшего сына Илларион Матвеевич
отдал учиться в Кадетский корпус (Инженерно-артиллерийскую школу). Будущий
полководец отлично учился. Он знал несколько языков, математику, литературу,
военную историю. Получив офицерский чин, Кутузов стал командиром роты в полку,
которым командовал Александр Васильевич Суворов.
Кутузов видел, как Суворов бережет солдат. Он понял, что сила армии в солдате, и
всю жизнь берег и ценил русских воинов.
Суворов ценил и любил Кутузова. “Умен, умен, хитер, хитер, – никто его не
обманет”, – говорил он о Кутузове.
В начале войны 1812 года Михаилу Илларионовичу было уже 67 лет.
У. Благодаря каким качествам Кутузов считался талантливым полководцем?
У. Достигли ли мы цели урока?
(Еще нет, но мы узнали о Наполеоне и Кутузове.)
Опорный сигнал дополняется именами.
2. Просмотр видеофрагмента о Бородинском сражении.
У. Показать свой талант полководца Кутузову
предстояло в решающем сражении. Об этом событии нам расскажет старый солдат, который принял в нем непосредственное участие. Слушайте и смотрите внимательно. После просмотра вам предстоит ответить на несколько вопросов. |
ПУУД: осуществлять фиксацию выборочной
информации об окружающем мире и о самом себе, в том числе с помощью ИКТ. |
Просмотр видеофрагмента DVD “Аты – Баты. Истории старого солдата”. Цикл телепередач.//Бородинское сражение.
У. Какое название получило сражение, фрагмент о котором вы посмотрели?
– Почему оно называется Бородинская битва?
– Назовите точную дату Бородинской битвы. (26 августа 1812 г.)
– 26 августа 2012г. Бородинской битве исполнится 200 лет. Это событие будет
широко отмечаться в нашей стране.
– В чью пользу завершилась битва?
– Почему Кутузов принял решение отступить? Выскажите
ваши предположения. (Армия понесла большие потери в этом сражении, надо было еще защищать Москву.) |
ПУУД: строить речевое высказывание в устной форме. |
Словарная работа. (Слайд 12) | ЛУУД: эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. |
У. Вернемся к стихотворению, которое было вам предъявлено в начале урока. Его автор М.Ю. Лермонтов, это фрагмент из его произведения, которое называется “Бородино”, хотя Михаил Юрьевич не участвовал в той войне, он очень четко и ярко представил нам ход Бородинской битвы, давайте еще раз прочитаем отрывок. (Читает хорошо читающий ученик.)
– Какие образы возникают у вас при чтении этого отрывка?
– Назовите новые, непонятные для вас слова. (редут, драгун, улан, картечь.)
– Откройте свои рабочие тетради на с. 41, найдите
задание под звездочкой, прочитайте. С чем сейчас будем работать? (С толковыми словарями.) |
ПУУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. |
Учащиеся находят определение слов “редут”, “драгун”, “улан”, “картечь”, работают по группам.
После работы в группе, читают вслух определения. (1 группа – редут, 2 группа – драгун, 3 группа – улан, 4 группа – картечь.)
У. Какой цели мы достигли на данном этапе? (Опорный сигнал дополняется ответами учащихся.)
У. Кутузов понял, что война двух великих держав не может быть выиграна одним сражением. Чтобы сохранить армию и в дальнейшем победить, было принято решение оставить Москву Наполеону. Кутузов считал, что с потерей Москвы еще не потеряна Россия. Пока будет существовать армия, до тех пор останется надежда успешно завершить войну. Но если армия будет уничтожена, можно лишиться не только Москвы, но и всей России.
Но в Москве Наполеона не ждало ничего хорошего. Вспомним, мы уже говорили об этом периоде истории на уроках литературного чтения. В Москве не было жителей, не было продовольствия. А в конце концов там начался сильнейший пожар.
Как вы думаете, какое решение после всего принимает Наполеон?
В сожженном городе Наполеон ждал, что русские попросят у него мира. Но шли недели, никто не появлялся. Найдите в своих тетрадях на с. 42 строки из стихотворения А.С. Пушкина. Под буквой б). Кто их прочтет?
Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной С ключами старого Кремля: Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою. Не праздник, не приемный дар, Она готовила пожар Нетерпеливому герою. |
ПУУД: основы смыслового восприятия
художественных текстов, выделение существенной информации |
У. Запишите, какой момент запечатлен. (Пожар в Москве.)
Пожар начался 2 сентября и продолжался почти неделю. Вот что о нем написал Наполеон в своих воспоминаниях. (Слайд 13)
У. Чуть больше месяца простояли французы в Москве. Их стали одолевать голод и болезни. Бонапарт приказал отступать из Москвы.
(Слайд 14) Французская армия вынуждена была отступать по Смоленской дороге, по которой она шла к Москве. Селения были пусты и разорены. Негде было достать еды. Измученные французы сильно мерзли. Они надевали на себя все, что могли найти в брошенных жителями домах: женские шубы и платья, одежду священников и даже шкуры, содранные с павших лошадей. Беглецов преследовали и терзали партизанские отряды, армия Кутузова. Лишь малой части французов удалось уйти из России. Непобедимая армия Наполеона была разгромлена.
Скажите, так почему же Кутузов принял решение – оставить Москву Наполеону, сердце России?
– Почему французская непобедимая армия потерпела поражение?
– Русские войска преследовали противников до самого Парижа. Весной 1814 года
Наполеон подписал отречение от престола и был сослан
VI. Минутка релаксации “Смена цвета” (Приложение 2) | ЛУУД: чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой; осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентация на искусство как значимую сферу человеческой жизни. |
Историю какого века мы сейчас изучаем? Дома вы будете знакомиться с великими художниками XIX века. Хочется отметить, что какими бы трудными не были времена на русской земле, на ней всегда жили замечательные и великие художники, поэты и композиторы. Я хочу пригласить вас в картинную галерею XIX века и показать вам картины, которые вы будете смотреть под музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который тоже жил в XIX веке.
4. Знакомство с историческими памятниками Отечественной войны 1812 года. Работа с дополнительной литературой.
Но ведь памятники произведений искусства бывают не только художественными или музыкальными. Сейчас в группах вам предстоит самостоятельно познакомиться с памятниками, которые были выполнены благодарными потомками в честь героических событий Отечественной войны 1812 г.
Группам раздаются научно-популярные тексты о памятниках, посвященных событиям Отечественной войны 1812 г. Группы выполняют задание по алгоритму. Выступают с сообщением. Дают самооценку работе групп.
1-я группа: памятники М.И. Кутузову и французским
солдатам на Бородинском поле. (Слайд 15) 2-я группа: храм Христа Спасителя. (Слайд 16) 3-я группа: Александровская колонна в Санкт – Петербурге. (Слайд 17) 4 группа: Казанский собор в Санкт – Петербурге. (Слайд 18) |
ПУУД: строить сообщения в устной форме;
основы смыслового восприятия познавательных текстов, выделение
существенной информации. КУУД: учитывать разные мнения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. ЛУУД: способность к самооценке на основе критерия успешности
учебной деятельности. |
Работа с понятием “Отечественная война”.
У. На все ли вопросы мы нашли ответ?
(Нет, мы не ответили на вопрос, почему война 1812 г. названа Отечественной.) |
ПУУД: устанавливать причинно-следственные
связи; строить речевое высказывание в устной форме. КУУД: формулировать собственное мнение и позицию. |
У. Ваши предположения.
– Давайте проверим их, где можем взять информацию?
(В учебнике.)
– Прочитаем последний абзац на с. 116 в статье “На войну с Наполеоном
поднялся весь народ”.
– Уточните определение.
Отечественная война – это война, в которой на защиту Отечества поднимается весь народ.
Дополнение опорного сигнала. В итоге опорный сигнал приобретает законченный вид, опираясь на который учитель проводит закрепление полученных знаний.
У. Запишем это определение в тетрадь с. 40 № 1.
Подведение итогов урока
Фронтальная беседа по вопросам:
– Над какой темой мы работали?
– Какие цели ставили? Достигли ли мы поставленных целей?
– О каких исторических личностях узнали на уроке?
– С каким событием можно соотнести дату 26 августа 1812 г.?
– Почему война 1812 г. называется Отечественной.
У. В годы Великой отечественной войны воинов
вдохновляли подвиги Пожарского и Минина, Невского и Донского, солдат Отечественной войны 1812 г.. В разные условия попадали русские солдаты на войне. Им приходилось в одиночку вступать в битву с врагом и силы им давали подвиги предков и родная земля. Она словно говорила солдату в его последний час: |
ЛУУД: основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, осознание своей этнической принадлежности |
“Ты воюй, солдат, воюй,
Ты воюй, солдат, толково
Там, где ты сейчас стоишь
Там и поле Куликово”.
И, действительно, солдаты героически сражались за каждую пядь родной земли, отдавали жизни свои за свободу и независимость Родины.
6. Рефлексия.
– Как менялось ваше настроение, ваши чувства во
время урока? Подойдите к доске и определите свою фотографию к тому
смайлику, настроение |
РУУД: формирование положительной мотивации
учения
|
(Дети подходят к интерактивной доске и двигают свои фотографии к смайликам веселому или грустному.)
7. Домашнее задание с. 112–119, рабоч. тетр. С. 42 задание под звездочкой по желанию.
8. Оценки за урок. | РУУД: адекватно воспринимать оценку учителя. |