Проектные технологии как инструмент формирования коммуникативных универсальных учебных действий

Разделы: Внеклассная работа


Активность, самостоятельность, инициативность становятся ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Именно в младшем школьном возрасте закладываются основы субъективности через овладение ребенком учебной деятельности, освоение умений учиться. Однако в настоящее время остается неразрешенным на уровне образовательной практики противоречие между требованиями жизни, предъявляемыми к развитию и образованию школьника, и реальной практикой овладения ими универсальными учебными действиями, умениями учиться. Одна из претензий к нашим школьникам – неумение пользоваться арсеналом разных средств в новой, незнакомой, нестандартной ситуации. Эту проблему в начальной школе пытаются решать через организацию проектной деятельности. Основная идея системы проектных задач заключается в том, что, решая их, младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования. Овладение основами этого способа в начальной школе поможет учащимся в дальнейшем содержательно и грамотно осваивать проектную деятельность как ведущую в подростковой школе [1, с. 6].

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

Направленность образовательного процесса на формирование целостной личности обучающегося, его личностного потенциала, его способностей к усвоению знаний состоит: во-первых, в создании организационных и психолого-педагогических условий для формирования и развития целостной личности ребенка, его духовного и культурного потенциала, в контексте, которых осваивается ведущая для младшего школьного возраста учебная деятельность, формируются универсальные учебные действия;

во-вторых, в реализации инновационных технологий в обучении и воспитании школьников (совместно-распределенная деятельность на уроках и во внеурочной работе, учебные диалоги, проектно-исследовательская деятельность, компьютерные программы), что позволит выйти на новое качество образования.

Введение инновационных образовательных технологий (проектных технологий) выдвигает более сложные задачи перед школой и учителем, качественно преобразует характер учебного процесса и учебной деятельности. Школьники должны овладеть навыками планирования, работы с информацией, осуществлять контроль и оценивание процесса деятельности и достижений. В современной педагогике проектные технологии используют как компонент системы образования. Проект - это “5П”: Проблема (значимая задача); Проектирование (план действий, выбор продукта, форма презентации); Поиск информации (поиск и сбор материала); Продукт (результат работы, изделие); Презентация (представление продукта, результата).

Проектная технология предполагает:

- наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска её решения;

- практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельную деятельность ученика;

- структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

- сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

Используются современные образовательные технологии (проектные технологии):

– на уровне организации учебного взаимодействия (групповые формы работы, учебное сотрудничество, учебные диалоги; проектно-исследовательские работы);

– на уровне методов и средств (инновационные методики, коммуникативно-информационные технологии);

Метод проектов помогает научить детей ориентироваться в мире информации, добывать её самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, т.е. учит учиться, а главное, учит умению общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности, развитию коммуникативных универсальных учебных действий.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами коммуникативных действий являются:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. [2,с.287]

Активно внедряя в практику проектно-исследовательскую технологию, применяя ее не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности, педагог руководствуется следующими мыслями. Пробуждение интеллектуальных чувств – одно из важнейших значений исследовательской деятельности. Способность младшего школьника радоваться “открытию”, удивляться, сомневаться – необходимое условие развития целостной личности ребенка. Современная образовательная реальность становится ориентированной на отрыв интеллектуального от эмоционального, что наиболее резко проявляется в начальном звене школы. Маленькие школьники оказываются “вынужденными” в большей мере рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, искать и пр. Образы восприятия, воображения, мысли, которые должны быть источником эмоций, в учебном процессе не вызывают их у детей, поскольку эмоции (чувства) не рассматриваются как цель и ценность, а современные образовательные технологии ориентированы на формирование компетенций уже в начальной школе.

Участвуя в проекте, школьники включаются в творческую, практическую деятельность, выдвигающую перед ребенком новые перспективные задачи, живое созерцание с целью вызвать эмоциональный отклик, сопереживание, содействие, актуализирующую эмоциональные чувства и интеллектуальную работу детей. Формирование исследовательской деятельности в младшем школьном возрасте предполагает знакомство и освоение метода познания – анализа через синтез. Ребенок не просто получает знание, научные сведения, он овладевает научным методом, что принципиально отлично от простого усвоения информации. Расширение и обогащение чувственного опыта ребенка представлениями о мире, о человеке, о самом себе – составляющая исследовательской деятельности младшего школьника. Мыслящее наблюдение, созерцание является одним из основных методов образования и развития ребенка на начальном этапе обучения. Наблюдение явлений окружающего мира, природы, событий и жизни людей, собственных душевных проявлений становится необходимой предпосылкой формирования целостного представления о жизни и мире.

Конкретное педагогическое и методическое воплощение данной технологии с позиции коммуникативных универсальных учебных действий нашло свое отражение в проектной деятельности во внеурочное время. Школьники с желанием занимаются внеурочной проектной деятельностью. Ведущую роль играет так называемый социальный заказ. Каким бы ни был проект, он должен “родиться” из потребности воплотиться в некий конечный продукт, в котором кто-то заинтересован. Например, приближение осеннего праздника – проект “ Прощай, осенняя пора!”.

Идея проекта “ Прощай, осенняя пора!” возникла в ходе разговора учеников с учительницей, который состоялся перед осенним праздником. Сразу возникло много вопросов. Как изготовить маски? В какой форме провести праздник? Какие подготовить конкурсы?

Отвечая на вопросы, обратили особое внимание на:

- четкость целей;

- согласованность задач, поставленных перед каждым членом;

- выработку единой системы ценностей;

- баланс ролей;

- формирование умений выходить из конфликтных ситуаций;

- воспитание поддержки и взаимного доверия;

- разработка подходящей методики работы;

- обеспечение успешного руководства со стороны учителя;

- регулярный отчет о проделанной работе;

- ориентация на индивидуальное развитие каждого ребенка;

- развитие навыков общения.

Перед проведением работы над проектом четко выстроили логическую схему:

Задачи: создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить, сочинить, изобразить…

Методы – виды деятельности.

Результат.

В качестве примера предлагаю рассмотреть проект “Прощай, осенняя пора!” с точки зрения формирования УУД, представляю его в виде таблицы [3, с.10].

Этапы проекта Коммуникативные УУД
1. Подготовка.

Проведение вводной беседы с целью:

- формирования первичного представления о проекте;

- формирования интереса к данному проекту;

- создание условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия

2. Организация проектной и исследовательской работы:

- выбор темы и цели проекта (через беседу);

- определение участников проекта

Проект “ Прощай, осенняя пора!” (учащиеся начальных классов, учителя, родители)

Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
3. Работа по плану:

- определение источников информации;

- планирование способов сбора информации и анализа информации;

- формы представления результата;

- распределение обязанностей среди членов, участников проекта.

Виды деятельности:

- выставка рисунков и поделок из природного материала,

- конкурс стихов про осень,

- конкурс сочинений,

- конкурс частушек на тему “Урожай”.

1. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

2. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

3. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

4. Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

5. Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

4. Исследовательская деятельность:

- сбор информации;

- основные формы работы: (групповые, в паре, индивидуально).

Виды деятельности: подготовка к осенним конкурсам, к импровизированному спектаклю “Зарисовки осени”, сочинить частушки на тему “Урожай”, подготовить маски для импровизированного спектакля, придумать имя и фамилию из названий фруктов и овощей, научиться изображать сморщенное яблоко, лопнувший кочан капусты

1. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

2. Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

3. Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

5. Результаты и выводы.

Оформление результата.

Виды деятельности: подготовка праздника

Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация
6. Представление готового продукта.

Виды деятельности: презентация

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
7. Оценка результатов работы.

Виды деятельности: коллективное обсуждение и самооценка

1. Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

2. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Ценным в проектной деятельности является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.

Список используемой литературы

  1. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.В.Егоркина и др.] под ред. А.Б.Воронцова. –М.: Просвещение, 2009. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Справочник учителя начальных классов / авт.-сост. Е.М.Елизарова, Ю.А.Киселёва. – Волгоград: Учитель, 2011. – 367 с.
  3. Проекты и исследования. Сухаревская Елена, к.п.н., методист отдела начального образования РО ИПК и ПРО. Еженедельное приложение к газете “Первое сентября”. Начальная школа №5/2008, с.10-15.