Цель:
- Определить уровень овладения знаниями, навыками и умениями по теме “ Правописание глаголов прошедшего времени”;
- Повторить и закрепить знания по данной теме;
- Формировать интеллектуальные умения, умения анализировать, применять приобретенные знания на практике;
- Воспитывать навыки культуры общения;
- Создавать благоприятный микроклимат в коллективе.
Ход урока
1. Организационный момент.
Ребята! У нас урок русского языка. Родного нашего с вами языка.
Мы хороший дружный класс!
Все получится у нас!
2. Словарная работа.
Беседа, победа, работал, обед, медведица, рисунок (на доске).
– Прочитайте слова,
– все ли слова понятны.
В толковом словаре С.И. Ожегова читаем:
Беседа – разговор, обмен мнениями;
победа – полное поражение противника, успех в борьбе за что-то.
– Спишите, вставьте орфограммы, ударение поставьте.
– Составьте устно предложение с любым словом;
– назовите лишнее слово, докажите (работал).
3. Назовите в каждой строке лишнее слово:
трещит, скрипят, скулили, воет,
поиграем, прочитаю, рисовала, приеду.
Слова на доске: работал, скулили, рисовала
– Что общего в этих словах?
– Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке?
Можете ли теперь назвать тему нашего урока? (Глаголы прошедшего времени.)
4. Актуализация опорных знаний.
Что такое глагол?
Как изменяются глаголы? (По временам, числам.)
Как изменяются глаголы прошедшего времени? (По числам, в ед. числе по родам.)
5. Формирование новых знаний.
С. 104 упр. 110 устно. (Повторение правил.)
– От чего зависит род глагола?
– Подставим к каждому глаголу подходящее существительное.
(Работал, скулили, рисовала.)
– Проверим.
6. Физпауза.
Можно ли представить нашу речь без глаголов? Почему?
Что делают глаголы? (Оживляют нашу речь, оживляют предметы.)
В словаре Даля читаем:
Глагол – это речь человека, разумный говор, язык. Является основой языка.
А могли бы поэты, писатели создать свои произведения без глаголов?
Давайте прочитаем отрывок из стихотворения Ф.И. Тютчева о весне.
Еще природа не проснулась, но сквозь редеющего сна,
Весну прослышала она и ей невольно улыбнулась.
Найдите глаголы прошедшего времени. Прочитайте.
7. Но не только поэты и писатели изображают весну, но и художники.
Посмотрите, как изобразили весну И.Левитан “Большая вода”,
А.Саврасов “ Грачи прилетели”. (Картины о весне.)
Вот если бы вы писали сочинение по этим картинам, какие бы глаголы прошедшего времени вы использовали. Назовите.
8. Я тоже при составлении весенней картины использовала глаголы. Вот они. Распределите глаголы в три столбика по родам. (На доске.)
Пришла, прилетели, летел, грело, принес, зазвенела, зазеленела, взошло.
Ж.р. м.р. ср. р.
– У доски 3 человека. Выделите окончание, суффикс.
– Проверим. Все ли слова выписали? Почему? (Прилетели.)
9. Написаны словосочетания (на доске). Надо дописать родовые окончания, если требуется. Определить род (дети у доски работают цепочкой)
Фонарь светил.
Лампа светил.
Дерево стоял.
Сосна стоял.
Дом стоял.
Яблоко созрел.
Груша созрел.
От чего зависит род глагола? (От имени сущ., с которым связан глагол.)
10. Физпауза.
11. Работа с учебником.
Упр. 114 с. 105.
– Прочитайте.
– Найдите выделенное предложение. Определите время глаголов.
– Поставьте глаголы в прошедшее время. Запишите предложение.
У доски один ученик.
Разобрать по членам предложения.
12. Д. задание.
УПР.117 с. 107.
С. 72-73 правила повторить, выписать из словарика глаголы.
13. Рефлексия.
Что понравилось на уроке?
Что повторяли на уроке?
Что запомнилось?
14. Самостоятельная, творческая работа. (Карточки.)
Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег.
Наступила уснула погасли
Шумел качались пошел
Прочитайте текст. Вставьте глаголы прошедшего времени.
Оценки.
15. Спасибо за урок.
Литература.
- Школа России. Концепция и программы для нач. кл. 2 ч. Ч. 1/ [М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др.].– 3-е изд. – М. : Просвещение, 2008. – 158 с.
- Русский язык: 4 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений..В 2 ч. / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.– 6-е изд. – М.: Просвещение, 2010. 366 с.: ил.
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений /Российская АН.; Российский фонд культуры; – 3-е изд., стереотипное – М.: АЗЪ, 1996. – 928 с.