Разработка урока по теме "Правописание звонких и глухих согласных в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока.

  • Обучающая: закрепление знаний о способах проверки слов с парными согласными в конце и середине слова; закрепление умений подбора родственных слов; закрепление знаний словарных слов на тему “Птицы”;
  • Развивающая: развитие речи, логического мышления через операции анализа, синтеза на протяжении всего урока, обобщения; обогащение лексического запаса слов; формирование орфографической зоркости и произвольного внимания; развитие долговременной памяти; развитие эмоциональной сферы, воображения, коммуникативных способностей;
  • Воспитывающая: воспитание любви к природе, животным; аккуратности, чистоте в тетради, культуре поведения и общению на уроке.

Структура урока:

  1. Организационный момент направлен на проверку готовности учащихся к работе, мобилизацию внимания, создание мотивации к деятельности на уроке. 1 мин.
  2. Постановка цели, направленной на выявление способов проверки парных согласных. 5мин
  3. Актуализация ЗУН путем нахождения парных согласных в слабой позиции. 2 мин.
  4. Минутка чистописания с дифференцированным заданием. 2 мин.
  5. Словарная работа на выделение лишнего слова с парной согласной. 7 мин.
  6. Физкультминутка. 2 мин.
  7. Упражнение в закреплении направленных на отработку способов проверки парных согласных с дифференцированными заданиями. 9 мин.
  8. Систематизация знаний. 8 мин.
  9. Домашнее задание. 1 мин.
  10. Итог урока. 3 мин.

Оборудование.

  1. Рисунок кормушки.
  2. Веера с парными согласными.
  3. Напечатанные слова: кро…ки, зерны…ки, семечки, яго…ки, хле…, пшено, которые вставляются в кормушку.
  4. Рисунки птиц: воробей, соловей, ворона, сорока, дятел, утка, синица, снегирь. Приложение 1.
  5. Школьный словообразовательный словарь русского языка А.Н. Тихонова.
  6. Проигрыватель, грамзапись “Голоса весеннего леса”.
  7. Карточки с планом, по которому дети пишут мини – сочинение.
  8. Карточки с текстом, в котором исправляют ошибки.
  9. Мимика лиц, с помощью которых оценивают свою работу.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель. Ребята, желаю , вам, хорошего настроения на уроке и успехов!

Улыбнулись, повернулись, друг на друга посмотрели и на место тихо сели.

2. Постановка цели:

на доске:

По узкой дорожке ребятишки идут в лес. В руках у них кормушки. Они несут для птиц зернышки, крошки, ягодки рябины, немножко хлебца.

Учитель. Какая орфограмма часто встречается?

Дети. Парные согласные.

Учитель. Когда нужно проверять?

Дети. Если парные согласные находятся в слабой позиции.

Учитель. Какая позиция является слабой для согласных?

Дети. Парные согласные на конце слова и в середине перед глухим согласным.

Учитель. Как нужно проверить?

Дети. Надо изменить форму слова или подобрать родственное слово, чтобы после согласной стоял гласный.

Учитель. Мы сегодня на уроке будем повторять способы проверки парной согласной в корне слова.

Учитель. Назовите в тексте слова с парными согласными, подобрав к ним проверочное слово (устная работа).

3. Минутка чистописания.

Учитель. Сегодня на уроке мы тоже отправимся в зимний лес. С собой мы должны взять зернышки. Как вы думаете зачем?

– Правильно вы сказали, что для птиц зима страшна не холодом, а голодом. Поэтому птицы нуждаются в помощи человека.

Задание:

Выберите, какое зернышко “лишнее”?

на доске:

ф к з с д р т в ж

Учитель. Почему?

Дети. Не парный, его не нужно проверять.

Учитель. На какие две группы можно разделить оставшиеся буквы?

Дети. д з ж в – обозначают парные звонкие звуки.

т с ф – парные глухие.

Учитель. Обсудите в парах, каких букв не хватает.

Задание:

– Запишите красиво в одну строчку буквы, обозначающие парный звонкий согласный, а во вторую их пару по глухости.

У детей в тетради:

б в г д ж з

п ф к т ш с

Учитель. Мы записали парные согласные и тем самым приготовили корм для птиц. Теперь мы готовы к встрече с ними.

4. Актуализация знаний.

Учитель. Мы не можем бросить наш корм на снег. Почему?

– Что для этого нужно?

Дети. Кормушка.

На магнитную доску крепится:

КОРМУ…КА

Веера с парными согласными

Учитель. Какая буква пропущена?

Покажите на веере?

– Каким словом проверили?

Учитель. Какой корм можем положить в кормушку?

Назовите слова с парными согласными. (Дети называют слова , а учитель ставит карточки со словами в кормушку.)

Дети. Кро..ки, зерны..ки, яго..ки,семечки, хле.., пшено.

Учитель. Какие слова на парную согласную?

Учитель. Докажите, подобрав проверочное слово.

5. Словарная работа.

Учитель. А вот и первые гости (выставляются рисунки птиц : воробей, соловей, ворона, сорока, дятел, утка, синица,снегирь). Приложение 1.

Учитель. Кто прилетит к кормушке?

– Как можно назвать эти слова?

Дети. Словарные.

Учитель. Записываем в тетрадь с орфографическим проговариванием (по цепочке).

Учитель. Какие слова лишние?

Почему?

Дети. Соловей не может прилететь, так как он не зимует.

Утка 1) тоже перелетная и бывают домашние;

2) утка не словарное слово.

Учитель. А какая орфограмма в слове утка?

Дети. Парная согласная в середине слова.

Учитель. Как можно проверить?

Дети. Подобрать родственные слова.

Учитель. Запишем все родственные слова в тетрадь (один ученик у доски), а поможет нам в этом словарь, который лежит у каждого на парте.

На доске:

Утка, уточка, утиный, утенок, утята, утконос, утятница, Уткин.

Учитель. Подчеркните те слова, которые являются проверочными.

– Почему утконос и Уткин не могут быть проверочными?

Дети. В этих словах звук [т] стоит в слабой позиции.

6. Физкультминутка.

– Вы очень хорошо работали на уроке. А сейчас отдохнем, послушав голоса птиц. Может кто – то из вас узнает по голосу какую – либо птицу.

7. Упражнение в закреплении.

Учитель. Птицы благодарят вас за кормушку и вкусный обед и желают вам дальнейших успехов в работе с парными согласными.

– Найдите слова, в которых парные согласные нужно проверять:

на доске:

У..кий, сла..кий, холо..ный, ро..кий, гла..кий, голо..ный, доро..ка, тро..ка, сколь..кий, хру..кий, кре..кий.

Учитель. Какие слова не требуют проверки?

Дети. Холодный и голодный, т.к. парный согласный стоит в сильной позиции (перед сонорным).

Учитель. Лишние слова сотрем.

Учитель. А теперь вы можете выбрать задание себе сами по силам:

1-я гр. – Списать слова, подо-брать к ним проверочные.

2-я гр. – Списать, дополнить 2–3 слова на эту орфограмму и проверить свои слова.

3-я гр. – Используя эти слова, напиши мини-сочинение (маленький рассказ), подчеркни буквы, которые нужно проверить. Кто затрудняется, на карточке написан план, который поможет в написании.

План.

1. Приход зимы.

2. Помощь птицам.

3. Птицы – наши друзья.

8. Проверка (инд.).

– Зачитать одно из лучших.
– Вы справились с заданием, написали правильно, значит умеете проверять слова с данной орфограммой.

9. Систематизация знаний.

– Посмотрите, вот синичка принесла вам письмо. Оно лежит у каждого на парте. Но в нем есть ошибки, прочитайте, исправьте ошибки зеленой ручкой.

Карточка с заданием:

Ударил кребкий морос. Хрубкие ведки трищат от заморосков. Трудно нам земой. Памагите друзьям.

– Нашли ошибки, а теперь отдайте свой листок соседу.

Если найдете ошибку в чужом листочке, исправьте ее карандашом.

– Обсудите найденные ошибки в парах и расскажите друг другу, как вы проверяли.

10. Обобщение.

– Подведем итоги:
– На что были направлены задания?
– Какие способы проверки вы знаете?
– Какие задания показались сложными?
– Какие задания хотели бы повторить на следующем уроке?
– Оцените ваше настроение на уроке.

Нарисуйте.

радость
интерес
отсутствие
интереса
не понял
тему

   11. Домашнее задание.

– Дома выполняете упр. №245 стр. 141.

Выписать слова с парными согласными, написать к ним проверочные слова, обозначив орфограмму.

Список литературы.

  1. Программа “Образовательная система “Школа 2100” под редакцией Р.Н. Бунеева, издательство Баласс 2009 года.
  2. Учебник “Русский язык” – 2 класс, авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, издательство Баласс 2008 года.
  3. “Орфографическая тетрадь по русскому языку” 2 класс, авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.А. Фролова.
  4. “Дидактический материал” к учебнику “Русский язык” 2 класс, авторы: Л.Ю. Комисарова.
  5. “Проверочные и контрольные работы по русскому языку” (1 и 2 варианты) для 2 класса, автор: Е.В. Бунеева.
  6. Методические рекомендации, авторы: Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева, Л.Ю. Комисарова, издательство Баласс 2006 года.
  7. Зверева Н.М. “Практическая дидактика для учителя. М. 2001 года.
  8. Львов М.Р. “Правописание в начальных классах”. М. 2001 года.
  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М. 1998 года.
  10. Гин А. “Приемы педагогической техники”, М. 2002 года.
  11. Бакулина Г.А. “Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка”.