Цель урока:
- Обобщающая - продолжить знакомство учащихся с периодом Возрождения в Италии и его представителями; анализ лирического произведения;
- Развивающая - выявить связь культуры эпохи Возрождения и “золотого” века литературы; пополнение интеллектуального запаса и лексикона учащихся;
- Воспитательная – развивать умение видеть и чувствовать красоту человеческой души.
Оборудование:
- репродукции картин Рафаэля “Сикстинская Мадонна”,
- Леонардо да Винчи “Мона Лиза” (“Джоконда”);
- портреты Рафаэля, Леонардо да Винчи, А.С.Пушкина, Н.Н.Гончаровой;
- мультимедийная установка для демонстрации слайдов презентации.
Слайд 1
Ход урока
...что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий
Вступительное слово учителя
Сегодня мы попытаемся осмыслить понятие красоты в человеческой жизни, уяснить, как оно развивалось в эпоху Возрождения и отразилось в 19 веке, всегда вызывая слёзы умиления, счастья и гордости.
Наша духовная и материальная культура создавалась веками.Наследники, к сожалению, не всегда умели ценить полученное богатство. Бывало, что люди уничтожали свои сокровища: разбивали грациозные греческие статуи, сжигали книги, рушили храмы... Потом наступало прозрение – и начиналось паломничество в прошлое. О какой эпохе я веду речь? Как иначе называют этот период? (Эпоха Возрождения – Ренессанс).
Слайд 2
Проверка домашнего задания:
- Индивидуальный ответ учащегося “Возрождение”.
- Задание “Подбери пару”:
1 Сандро Боттичели “Давид” 2 Джотто ди Бондоне “Тайная вечеря” 3 Леонардо да Винчи “Афинская школа” 4 Микеланджело “Рождение Венеры” 5 Рафаэль Санти “Поцелуй Иуды”
Слайд 3
Ответ:
1 Сандро Боттичели 4 “Давид” 2 Джотто ди Бондоне 3 “Тайная вечеря” 3 Леонардо да Винчи 5 “Афинская школа” 4 Микеланджело 1 “Рождение Венеры” 5 Рафаэль Санти 2 “Поцелуй Иуды”
Самопроверка: оценка равна числу правильных ответов.
Повторение: назвать шедевр и его автора.
Слайд 4
Ответы:
1. Боттичелли “Рождение Венеры”.
2. Леонардо да Винчи “Мадонна Бенуа”.
3. Микеланджело “Пьета”.
Новый материал. Вступительная беседа.
- Какая эпоха объединяет эти произведения? (Ренессанс – Возрождение)
- Как в этих картинах и скульптуре отразились темы и сюжеты Ренессанса? (Темы и сюжеты наполняются светским содержанием)
- Чем картины Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти отличаются от икон? (Человек возвеличивается без Бога)
- Какое отношение к миру вы видите общим на протяжении нескольких эпох? (Гуманизм, милосердие, жалость к униженным, осуждение страдания, величие человеческого разума).
Говоря об эпохе Возрождения, нельзя не назвать произведение, считающееся самым загадочным на протяжении почти пятисот лет. Принадлежит оно кисти великого учёного и художника Леонардо да Винчи. У этой картины двойное название “Мона Лиза” и “Джоконда”.
Слайд 5
О загадках и тайнах, связанных с нею, расскажет группа учащихся, получивших заранее задание исследовательского характера.
Выступление группы исследователей. Темы их исследований:
1. История создания: вымыслы и реальность.
2. Загадочность улыбки.
3. Современные публикации о древнем шедевре.
Слайд 6
Слово учителя:
А сейчас на экране вы видите картину другого художника – Рафаэля Санти, которая признана самым прекрасным воплощением темы материнства в ренессансной живописи. Рафаэль создал образ, в котором возвышенное и величавое стало соразмерным человеку.
Выступление экскурсоводов: описание картины “Сикстинская Мадонна”.
Чтение учителем стихотворения собственного сочинения:
Перед картиной Рафаэля
Великий Рафаэль – художник
Для храма Сикста стал писать
Мадонну в зелени с младенцем,
Воспев Иисуса Марию – мать.С небес спускается Мадонна
Уж несколько веков подряд,
Ступая босыми ногами,
Чтоб людям сына показать.Простая женщина, земная,
Над головою нимба нет,
А из очей её спокойных
Струится лучезарный свет.И Сикст святой, Мадонну видя,
Снял с головы своей убор.
Приветствует в благоговенье
Её Варвара, спрятав взор.Смотрю на полотно и будто слышу:
Архангелов небесных хор поёт.
Мадонна с сыном, в облаках ступая,
Навстречу мукам и любви идёт.
Слово учителя:
Пройдёт почти триста лет, и поэтом другой эпохи – Золотого века литературы – будут созданы строки, обожествляющие земную женщину. А.С. Пушкин даст название своему стихотворению “Мадонна”.
Вслушайтесь в эти строки и попробуйте разграничить “божественное” и “земное”. Какие художественные средства выбрал поэт для создания образа своей Мадонны?
Чтение учеником стихотворения А.С.Пушкина.
Мадонна
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.В простом углу моём, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель –Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, краткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Слайд 7
Анализ стихотворения:
- В каком году написано это стихотворение? Какому событию в жизни А.Пушкина оно посвящено? (В 1830 году, после знакомства с будущей женой Н.Н.Гончаровой).
- На какие части можно разделить строфы стихотворения? Почему? (Три первые строфы – о святой Мадонне, названной Пречистой, последняя строфа – о своей возлюбленной, названной тоже Мадонной).
- Какие эпитеты нашёл поэт для создания этих образов? (“с величием взирали”, “краткие”, “во славе и лучах”, “без ангелов”, “чистейшей прелести чистейший образец”, “моя”).
- Что вы знаете об этой женщине, названной здесь Мадонной? (Мы знаем, что среди московских барышень Наталья Гончарова выделялась поразительной красотой; воспитание и образование её было для той поры обычным, домашним. Выйдя за Пушкина восемнадцати лет от роду, Наталья Николаевна сумела стать хранительницей очага дома Пушкина. Дома, к которому он стремился всю жизнь. Рождались дети: Маша, Саша, Гриша и Наташа. Поэт, подобно своему герою Гринёву, икал отдохновения от светской суеты в семейном кругу. И находил.)
- Каким предстаёт перед нами лирический герой этого стихотворения?
(Лирический герой как бы подчёркивает свою скромность и незначительность по сравнению с божественной Мадонной: “обитель”, “в простом углу моём”. Взамен множества картин поэт желал видеть только одну, но именно в ней воплощены для него величие и разум) .
Слово учителя:
Из письма В.А.Нащокиной: “...Любовь его (Пушкина) к жене была безгранична. Наталья Николаевна была его Богом, которому он поклонялся, которому верил всем сердцем, и я убеждена, что он никогда даже мыслью даже намёком на какое-либо подозрение не допускал оскорбить её” .
Кто знает, может быть, перед глазами Александра Сергеевича вставали образы Сикстинской Мадонны и Моны Лизы, когда он творил своё произведение.
Слайд 8
Лексическая работа
Задание: на экране вы видите термины, которые вы услышали сегодня на уроке. Объясните их значение (работа в тетрадях).
- Репродукция –
- Иллюстрация –
- Сфумато –
- Нимб –
- Гуманизм –
Подведение итогов урока. Дискуссия
- Обращаясь к эпиграфу урока, скажите: как понимали красоту люди прошлых столетий?
- Изменились ли сейчас взгляды ваших современников?
Домашнее задание: Напишите эссе на тему “Что есть красота?”