Цели и задачи:
- Сформировать представление об особенностях внутренних вод Австралии.
- Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи на примере взаимодействия климата и рек.
Оборудование:
- физическая карта Австралии,
- контурные карты Австралии,
- компьютер с проектором для показа презентации.
План
- Начало урока.
- В каких климатических поясах расположена Австралия?
- Почему Австралия является самым сухим материком?
- Какие районы Австралии получают больше всего осадков?
- Объяснение нового материала.
Гидрология — наука, занимающаяся изучением природных вод: морей, рек, озер, болот, подземных и других вод. Гидрология составляет прогноз будущего состояния вод, решает вопросы разумного использования вод.
Рассказ учителя:
Характеристика рек Муррей, Дарлинг. Рек по бассейнам.
Австралия — самый сухой материк на Земле и поэтому в областях сухого запада и центра расположен бессточный бассейн —> мало рек —> реки —>крики —> оз.Эйр.
Основной источник воды — это соленые артезианские воды. В областях влажного севера и востока реки берут начало в горах —> получают обильное дождевое питание.
“Крики”. Озеро Эйр — “мертвое сердце Австралии”
Озера. Самое большое озеро и самая низкая точка Австралии — озеро Эйр — 16м., S — 8800 км 2.
Крупнейший артезианский бассейн — Большой Артезианский бассейн — составляет площадью около 1735 тыс. км2, 3000 естественных скважин на северо-восток озера Эйр.
Закрепление, тренировка, отработка умений (Программируемый опрос). В конце урока для закрепления, пройденного на уроке материала ученикам предоставляется краткий тест на пять вопросов <Приложение1>. Презентация.
Физкультминутка.
Опрос – итог
- Чем объяснить, что в Австралии мало рек и озер?
- Почему велика территория внутреннего стока?
- Что такое “крики”?
- Озеро Эйр — “мертвое сердце” Австралии. Почему его так называют?
- Почему Н.И. Вернадский назвал климат отцом вод?
Практическая работа: Отметить на контурной карте Муррей с главным притоком Дарлинг, озеро Эйр и несколько сетей сухих русел – криков.
Задание на дом. “Необычная обычность”. Коробка с заданиями.
Конец урока.
Спасибо за внимание!