Дополнительная программа по экологическому образованию "В союзе с природой"

Разделы: Работа с дошкольниками


Наименование программы: Дополнительная программа Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребёнка детский сад № 279 Орджоникидзевского района городской округ г.Уфа Республики Башкортостан по экологическому образованию “В союзе с природой”.

Назначение программы: Программа предназначена для дополнительного обучения детей дошкольного возраста по экологическому образованию

Цель программы: формирование у детей дошкольного возраста правильного экологического мышления, системы ценностных отношений к природе и окружающему миру, развитие экологической воспитанности дошкольников.

Задачи программы:

  • Развитие познавательного интереса к миру природы.
  • Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка-дошкольника.
  • Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения.
  • Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
  • Развитие умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.
  • Освоение элементарных норм поведения по отношению к природе.

Cроки и этапы реализации программы: Программа “В союзе с природой” рассчитана на три года обучения с детьми 5, 6, 7 лет из расчёта 2 раза в неделю по 1 часу.

Ожидаемые конечные результаты:

1-й год обучения

Разнообразные способы определения результативности входят в образовательный процесс, который выступает для детей в скрытой форме, предъявляется детям как игра, упражнения, состязания, задания, проверка собственных сил. Их проведение само по себе является воспитательным процессом, составляющим одно из слагаемых образовательной работы.

В результате систематически проводимой работы по экологическому образованию дети должны знать и уметь:

Растения:

  • названия лекарственных растений, их применение (одуванчик, подорожник);
  • деревья, различать по коре, листьям, цветам, пловам (берёза, тополь);
  • комнатные растения (аспарагус, герань, бегония, лилия, фикус);
  • лесные ягоды (земляника);
  • овощи, их полезные свойства (лук, огурец, помидор);
  • фрукты, их полезные свойства (яблоко, груша)

Грибы:

  • названия, определить по внешнему виду (боровик, груздь)

Животные:

  • домашних животных, их детенышей (кошка, собака);
  • диких животных, их детенышей, чем питаются, где живут (лиса, заяц);
  • впадают в спячку (медведь)

Птицы:

  • перелетных птиц (грач, скворец);
  • зимующих птиц (синица, снегирь, ворона, сорока)

Насекомые:

  • узнавать по внешнему виду (божья коровка, кузнечик)

Рыбы:

  • речных рыб (щука, сом);
  • аквариумных рыб (золотая рыбка, гуппи);

Земноводные, пресмыкающиеся:

  • черепаха

Сезонные изменения:

  • времена года.

Правила поведения в природе:

  • не рвать цветы, не топтать траву, не ломать ветки, учить любоваться природой и т.д.

Уметь:

  • наблюдать за явлениями природы, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях;
  • вести себя в природе, бережно относиться к растениям, животным, ухаживать за ними;
  • определять животных по внешнему виду, характерным особенностям;
  • различать растения по листьям, цветам, плодам, деревья по коре;
  • распознавать ягоды, овощи, фрукты по вкусу, форме, цвету;
  • объяснять, почему рыбы плавают, чем они отличаются от других животных; - любить природу, применять правила поведения в природе, желание оберегать и ухаживать за ней.

2-й год обучения

В результате систематически проводимой работы по экологическому образованию дети должны знать и уметь:

Растения:

  • названия лекарственных растений, их применение (крапива, полынь);
  • деревья, различать по коре, листьям, цветам, плодам (клен, карагач);
  • комнатные растения (примула, хлорофитум, шефлера, драцена);
  • лесные ягоды (ежевика, черника);
  • овощи, их полезные свойства (редис, морковь, свекла);
  • ягоды, их полезные свойства (вишня, малина, клубника);
  • фрукты (цитрусовые, ананас)

Грибы:

  • названия, определить по внешнему виду (сыроежка, лисичка)

Животные:

  • домашних животных, их детенышей (корова, свинья, коза);
  • диких животных, их детенышей, чем питаются, где живут (медведь, волк);
  • впадают в спячку (еж)

Птицы:

  • перелетных птиц (жаворонок, кукушка);
  • зимующих птиц (галка, воробей, голубь);

Насекомые:

  • узнавать по внешнему виду (комар, муравей)

Рыбы:

  • речных рыб (карась, окунь);
  • аквариумных рыб (меченосец, моллинезия)

Земноводные, пресмыкающиеся:

  • тритон, ящерица

Диалоги о природе:

  • знать загадки, стихи, пословицы, приметы о природе;

Сезонные изменения:

  • времена года

Правила поведения в природе:

  • не рвать цветы, не топтать траву, не ломать ветки, учить любоваться природой и т.д.

Уметь:

  • наблюдать за явлениями природы, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях;
  • вести себя в природе, бережно относиться к растениям, животным, ухаживать за ними;
  • определять животных по внешнему виду, характерным особенностям;
  • различать растения по листьям, цветам, плодам, деревья по коре;
  • распознавать ягоды, овощи, фрукты по вкусу, форме, цвету;
  • объяснять, почему рыбы плавают, чем они отличаются от других животных;
  • любить природу, применять правила поведения в природе, желание оберегать ухаживать за ней.

3-й год обучения

В результате систематически проводимой работы по экологическому воспитанию и образованию детей должны знать и уметь:

Растения:

  • названия лекарственных растений, их применение (чистотел, тысячелистник);
  • деревья, различать по коре, листьям, цветам, плодам (дуб, липа, осина);
  • комнатные растения (традесканция, узамбарская фиалка);
  • лесные ягоды (рябина, калина, черемуха, боярышник);
  • овощи, их полезные свойства (репа, чеснок, укроп, петрушка);
  • ягоды, их полезные свойства (смородина, слива, крыжовник)
  • фрукты (хурма, гранат, финик)

Грибы:

  • названия, определить по внешнему виду (подосиновик, подберезовик);

Животные:

  • домашних животных, их детенышей (лошадь, курица, петух, утка, гусь);
  • диких животных, их детенышей, чем питаются, где живут (еж, лось);
  • впадают в спячку (барсук).

Птицы:

  • перелетных птиц (ласточка, стриж);
  • зимующих птиц (свиристель, клёст, глухарь);

Насекомые:

  • узнавать по внешнему виду (бабочка, стрекоза, майский жук)

Рыбы:

  • речных рыб (карп, судак, лещ);
  • аквариумных рыб (гурами, барбус);

Земноводные, пресмыкающиеся:

  • тритон, ящерица

Туризм:

  • знать кто такие туристы, чем они занимаются.
  • достопримечательности города и родного края.

Диалоги о природе:

  • знать загадки, стихи, пословицы, приметы о природе;

Сезонные изменения:

  • времена года.

Правила поведении в природе:

  • не рвать цветы, не топтать траву, не ломать ветки, учить любоваться природой и т.д.

Уметь:

  • наблюдать за явлениями природы, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях;
  • вести себя в природе, бережно относиться к растениям, животным, ухаживать за ними;
  • определять животных по внешнему виду, характерным особенностям;
  • различать растения по листьям, цветам, плодам, деревья по коре;
  • распознавать ягоды, овощи, фрукты по вкусу, форме, цвету;
  • объяснять, почему рыбы плавают, чем они отличаются от других животных;
  • любить природу, применять правила поведении в природе, желание оберегать и ухаживать за ней.

Пояснительная записка

"Человек стал человеком только тогда, когда
увидел красоту вечерней зари и облачков,
плывущих в голубом небе, услышал пение
соловья и пережил восхищение красотой
пространства. С тех пор мысль и красота
идут рядом, вознося и возвеличивая
человека, но это облагораживание требует
больших, воспитательных возможностей".

/В.А.Сухомлинский/

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

Экологическое образование дошкольников – важная область обучения, необходимость которой диктуется современными условиями.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.

Особенностью программы “В союзе с природой” является Формирование духовности человека, умение беречь и сохранять природу. Чем раньше ребёнок познаёт природу, научиться беречь её, чувствовать взаимосвязь между собой и природой, тем духовнее, богаче, добрее он вырастает.

Предлагаемая программа “В союзе с природой” предназначена для работы с детьми дошкольного возраста, так как именно этот возраст является наиболее благоприятным для формирования эмоционально-положительного, осознанного отношения к окружающему миру.

Экологическое воспитание и обучение детей в детском саду происходит в процессе освоения опыта взаимоотношений между людьми и окружающей природной средой.

Основная идея программы “В союзе с природой” заложена в достижении поставленных целей через процесс воспитания и обучения на основе общения ребёнка с природой. В этом случае происходит более полная реализация программы, воспитание детей в духе добра, красоты, истины. Всё это предполагает отказ от учебно-дисциплинарной модели общения и воспитания, переход личностно-ориентированной. Ребёнок должен беречь и сохранять природу, жить в радости, самостоятельно воспринимая и наблюдая мир, духовно обогащаясь и удовлетворяя жажду познания.

Экологическое образование детей дошкольного возраста следует рассматривать в двух взаимосвязанных направлениях:

Экологическое воспитание детей.

Развитие экологического сознания у взрослых, включённых в процесс дошкольного воспитания.

Природа – великий учитель поэтому необходимо воспитывать в детях чёткое понимание того, что не будь всего живого, земли, воды, людям не жить на Земле. Чем богаче мир вокруг, тем будет лучше жить в этом мире взрослым и детям. Программа “В союзе с природой” рассчитана на три года обучения с детьми 5, 6, 7 лет из расчёта 2 раза в неделю по 1 часу.

Состав группы одновозрастной. Занятия проводятся в основном во второй половине дня в Зимнем саду, преимущественно в игровой форме.

Практическая деятельность детей включает элементы исследований и экспериментов (элементарные опыты, исследования), уход за растениями и животными, прогулки в ближайшее природное окружение.

Продолжительность экскурсий, выходов в природу (по согласованию с воспитателями, родителями и детьми) строятся из расчёта 1-2 часа.

Наибольший эффект экологическое образование имеет в эстетическом, нравственном, трудовом, умственном, физическом, художественном развитии детей.

Экологическое образование дошкольника – необходимая область, которая диктуется современными условиями – это правильное отношение к природе, интерес к её познанию, готовность прийти на помощь растениям, животным, если они в этом нуждаются.

Интерес к окружающему миру велик, ребёнка привлекают звуки и краски природы, но без соответствующей подготовки, без помощи взрослых они не могут достаточно полно и глубоко всё воспринимать, чтобы открыть глаза детей и посеять радость в их души, нужна помощь педагога, воспитателей и родителей. Если любовь к природе и восторг перед её красотой не приходят в детстве, не привиты ему, то они не приходят и потом, поэтому необходимо сделать всё возможное, чтобы дети увидели, как прекрасен окружающий мир, полюбили его.

(1 год обучения)

Цель: формирование у детей дошкольного возраста правильного экологического мышления.

Задачи:

  • воспитывать у детей любовь к природе, умение, желание беречь и сохранять природу;
  • воспитывать способность чувствовать и сопереживать, желание беречь, а не разрушать;
  • развивать природные способности и задатки детей (умение наблюдать, речь, восприятие, мышление, память, глазомер и др.)
  • развивать умение разумно и доброжелательно относиться ко всему, что окружает, и в первую очередь к природе;
  • овладение умениями ухода за обитателями зимнего сада.

(2 год обучения)

Цель: формирование у детей дошкольного возраста системы ценностных отношений к природе и окружающему миру.

Задачи:

  • воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающего мира, любовь и устойчивый интерес к миру природы;
  • воспитывать чувство ответственности за свое поведение в мире природы и в мире людей, стремление к здоровому образу жизни;
  • воспитывать детей, чтобы они чувствовали себя нужными, уверенными защитниками природы;
  • учить детей быть добрыми к людям и окружающему миру;
  • раскрывать вместе с детьми тайны природы;
  • накопление и расширение знаний о природе их эмоциональное переживание.

(3 год обучения)

Цель: развитие экологической воспитанности дошкольников

Задачи:

  • воспитание потребности активно участвовать в экологической деятельности и в охране природы;
  • воспитывать умение жить в единении с природой, быть здоровыми и счастливыми;
  • воспитание интереса детей к изучению родного края;
  • научить видеть и понимать красоту природы и окружающего мира, место в нем человека, понимать целесообразность взаимоотношений между живыми существами в природе и в обществе;
  • развивать освоение экологических представлений, познавательный интерес, умение рассуждать, сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы;
  • развивать правильное отношение к поручениям, совместным коллективным делам, посвященным природоохранной и туристской деятельности;
  • формировать стремление идти по пути развития духовного начала, гармонии с природой.

Приложение.

Литература

1. Алябьева Е.А., Тематические дни и недели в детском саду. – 2005г. Творческий центр “Сфера”, Москва.

2. Алябьева Е.А., Развитие воображение и речи детей. – 2005г., Творческий центр “Сфера”, Москва.

3. Багаутдинова Ф.Г., Туристско-краеведческая деятельность. – 1996г., Москва.

4. Бесова М.А., Шутки, песни, игры соберут нас вместе. – 2001г., Ярославль.

5. Богуславская М., Учимся играя, времена года. – 2004г., “Литур”, Москва.

6. Бондаренко Т.М., Экологические занятия детей дошкольного возраста. – 2004г., Воронеж.

7. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – 2004г., “Детство-пресс”, Санкт-Петербург.

8. Ворсанова Т.А., Как запело дерево. – 1985г., “Детская Литература”, Москва.

9. Горькова Л.Г., Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – 2005г., “ВАКО”, Москва.

10. Гросман М., Птица-радость. – 1958г., “Просвещение”, Москва

11. Дыбина О.В., Неизведанное рядом. – 2005г., Творческий центр “Сфера”, Москва.

12. Иванова А.И., Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – 2005г., Творческий центр “Сфера”, Москва.

13. Коробейников С. Три веселых дятла. – 1989г., Йошкар-Ола.

10. Кучеров Е.В. Ботанические экскурсии в Башкирии. – 1987г., Башкирское книжное издательство, Уфа.

14. Кученева Г., “Игорный дом”. – 1998г., Калининград.

15. Кондратьева Н.Н., Мы. – 2003г., “Детство-пресс”, Санкт-Петербург. 13.Коломина Н.В., Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – 2005г., Творческий центр “Сфера”, Москва.

16.Лучич М.В., Детям о природе. – 1989г., “Просвещение”, Москва.

17. Мазохина Г., Природа вокруг нас. – 2001г., “Вербо”, Москва.

18. Марченко Л.И., Комплексное развитие детей в процессе их общения с природой. – 1995г., “Китап”, Уфа.

19. Мазохина Г., Отгадай и нарисуй. – 2001 г., “Вербо”, Москва.

20. Мазохина Г., Времена года. – 2001 г., “Вербо”, Москва.

21. Мантейфель П.А., Рассказы натуралиста. – 1984г., “Лесная промыш-ленность”, Москва.

22. Маликова Р., Природа Башкортостана. – 2003г., Уфа.

23. Мантейфель П.А., Советы натуралисту любителю. – 1966г., Московский рабочий.

24. Марченко Л.И., Весна. – 2004г., “Китап”, Уфа.

25. Мищева Н.В., Комнатные растения. Фрукты. Сад. Лесные ягоды. Садовые ягоды. Первые весенние цветы. Деревья. Животные севера. Животные жарких стран. Дикие животные. Домашние животные. Птицы. Домашние птицы. Пресноводные рыбы. Аквариумные рыбки (наглядно-методическое пособие). – 2003г., “Разум”, Москва.

26. Мищенкова Л.В., Калейдоскоп творческих дел. – 2005г., Академия развития, Ярославль.

27. Метенова Н.М., Нравственное воспитание. – 1999г., Ярославль.

28. Молодова Л.П., Игровые экологические занятия с детьми дошкольного возраста. – 1996г., “Асар”, Минск.

29. Маликова Р., Природа Башкортостана. – 2003г., Уфа.

30. Мантейфель П.А., Советы натуралисту любителю. – 1966г., Московский рабочий.

31. Николаева С.Н., Юный эколог. – 1998г., “Мозаика-синтез”, Москва. 23. Соколова Е.И., Времена года. Календарь. – 2004г., Ярославль.

32. Степанова В.А., Листок на ладони. – 2004г., “Детство-пресс”, Санкт-Петербург.

33. Смирнова В.В. Тропинка в природу. – 2001г., Санкт-Петербург.

34. Соколова Е.Л., Загадки мудрой совы. – 2000г., “Академия развития”, Ярославль.

35 .Танасийчук В., Кто видит ушами. – 1987г., “Малыш”, Москва.

36. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке. – 2005г., “Мозаика-синтез”, Москва.

37. Цветкова И.В., Экологическое воспитание. – 2000г., Педагогическое общество России, Москва.

38. Шорыгина Т.А., Беседы о здоровье. – 2005г., Творческий центр “Сфера”, Москва.