Урок математики в малокомплектной школе. 1-й и 3-й классы

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


1 класс 3 класс
Тема: “Число 0. Цифра 0.”

Цели: закреплять знания детьми изученных чисел; познакомить с числом 0 и его графической записью – цифрой 0; показать, что при вычитании из числа его самого получается нуль; отрабатывать навыки счёта в пределах 10.

Тема: “Решение задач”

Цели: развивать умение решать задачи, делать схематический чертёж; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки; развивать логическое мышление.

Ход урока

1. Организационный момент

Весёлый прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.

2. Устный счёт.

Игра “Попробуй открыть…”

(примеры на карточках, с другой стороны которых фотографии транспортных средств, которые прикрывают правильный ответ, написанный на доске)

Задание: реши пример, сравни его с правильным ответом под карточкой, если ответ совпал, то переверни карточку другой стороной и увидишь фото.

(ученики по очереди выходят к доске, открывают фотографии)

Учитель. Как можно назвать эти предметы одним словом? (транспорт). Какой транспорт относится к воздушному, наземному, водному? <Рисунок 1>

2. Устный счёт.

Игра “Попробуй открыть...”

(примеры на карточках, с другой стороны которых фотографии небесных тел, которые прикрывают правильный ответ, написанный на доске)

  • 2 х 9 + 1
  • 10 : 2 - 1
  • 3 х 5 + 5
  • 3 х 3 + 1
  • 5 х 5 + 1
  • 20 : 2 - 1

Задание: реши пример, сравни его с правильным ответом под карточкой, если ответ совпал, то переверни карточку другой стороной и увидишь фото.

(ученики по очереди выходят к доске, открывают фотографии)

Учитель. Как можно назвать предметы одним словом? (небесные тела) Какое тело лишнее? (Луна). Почему?

Рисунок 1

3. Логические задачи (устно)

1) “Чего не хватает?” (фрукты, овощи)

Предлагаются рисунки с фруктами и овощами. Какой пропущен в логической цепочке?

2) Задача “Сколько стаканов в кувшине?” (Показ рисунка с кувшином и стаканом. Дети определяют количество стаканов с водой, которые поместятся в кувшине).

3) Игра “Составь число”. (Работа по карточкам “Засели домики”).

3. Самостоятельная работа. Игра “Засели гнёзда”.

Ученики решают примеры, написанные на гнёздах и соединяют линией каждую птичку с правильным ответом на крыле.

4. Самостоятельная работа

1. Игра “Раскрась цветик – семицветик”. (Дети решают примеры на лепестках цветка и раскрашивают, найдя правильный ответ).

2. Сравни числа и поставь нужный знак “<”, “>”, “=”.

  • 5 ... 6
  • 9 ... 1
  • 6 ... 4
  • 3 ... 8
  • 7 ... 7
  • 5 ... 2
  • 7 ... 4
  • 2 ... 3
  • 6 ... 6
4. Логические задачи (устно).

1) Задача: “Красная матрёшка тяжелее жёлтой. Какая матрёшка красная, а какая жёлтая, и насколько тяжелее?” (показ рисунка с матрешками)

2) “Чего не хватает?” (цветы, посуда). Предлагаются рисунки. Какой предмет пропущен в логической цепочке?

Тема урока. Решение задач с опорой на чертёж.

- Прочитайте условие задачи №1, с.41.

- Что вместо краткого условия предлагает сделать автор? (чертёж)

- В задаче дети играли в городки и футбол, поэтому будем чертить два отрезка. Для этого отрезком длиной 2см обозначим число детей, которые играли в городки, а число детей, играющих в футбол, отрезком, который по длине должен быть в 3 раза больше первого. Сколько сантиметров будет второй отрезок? (6 см.) “ Карточка – помогайка”:

В (несколько) раз больше - ( х ).

6 х 3 + 6 = 24 (чел.).

Ответ: 24 человека всего.

Физминутка. Игра “Наоборот”

Рисунок 2

5. Новая тема.

1). - Рассмотрите рисунки на доске.

- Сколько клубничек на первой тарелке? Какой цифрой запишем количество клубничек? Запишите.

- Сколько клубничек на второй тарелке? Запишите под рисунком цифру.

- Сколько клубничек на последней тарелке? Как показать, что на последней тарелке нет клубничек? <Рисунок 3>

- Для того чтобы показать, что на последней тарелке нет клубничек, в математике используют особое число “нуль” (0), которое можно записать цифрой “ноль” (0) (показ цифры).

Что вам напоминает цифра 0?

Цифра вроде буквы О –

Это нуль иль ничего.

2) (Показ рисунков с листочками). - Сколько листочков было на веточке? (3). Что случилось? (один упал). Как это записать? (3 – 1 = 2)

- Сколько листочков осталось на веточке, когда ещё один листочек упал? (1). Как это записать? (2 – 1 = 1).

- Сколько осталось листочков, когда упал последний лист? (Ни одного). Как это записать? (1 – 1 = 0) Что меньше 0 или 1? (0).

- Где займёт место число 0 в ряду чисел? (перед числом 1).

- С каким числом и какой цифрой вы сегодня познакомились? А теперь научимся писать цифру 0. (Запись цифры 0 в тетрадях)

5. Самостоятельная работа. Задача №2, с.41

- Сколько надо начертить отрезков?

- Что будет изображать больший из них? Что будет изображать меньший отрезок и во сколько раз он будет меньше другого отрезка?

“Карточка – помогайка”:

В (несколько) раз меньше - ( : ).

Дети выполняют чертёж и решают задачу.

Рисунок 3

6. Самостоятельная работа.

Работа в тетради на печатной основе, с. 17.

6. Решение задач.

- Проверим решение задачи №2.

6 : 2 + 6 = 9

- Решаем задачу №3 у доски (вызывается один ученик).

- Вы можете сравнить длины отрезков? (Нет.) Почему?

- Что сказано о длине первого отрезка? (18 см).

- Второго? (в 3раза меньше)

- Что значит в 3 раза меньше?

- Как узнать, насколько одно число меньше другого? (Надо из большего числа вычесть меньшее число.) Запишите решение.

Доп. материал.

Рисование узора в тетради.

Доп. материал.

“Угадай, какой морской конёк отбрасывает тень” (Задание на внимание)

7. Итог урока. <Рисунок 4>

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

Оценивание работы (за работу учащимся вручаются раскраски)

7. Итог урока. <Рисунок 4>

- Какое открытие сделали на уроке?

Домашнее задание: №5 стр.41.

Выставление оценок.

Рисунок 4