1 класс | 3 класс |
Тема: “Число 0. Цифра 0.” Цели: закреплять знания детьми изученных чисел; познакомить с числом 0 и его графической записью – цифрой 0; показать, что при вычитании из числа его самого получается нуль; отрабатывать навыки счёта в пределах 10. |
Тема: “Решение задач” Цели: развивать умение решать задачи, делать схематический чертёж; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки; развивать логическое мышление. |
Ход урока 1. Организационный момент
|
|
2. Устный счёт. Игра “Попробуй открыть…” (примеры на карточках, с другой стороны которых фотографии транспортных средств, которые прикрывают правильный ответ, написанный на доске) Задание: реши пример, сравни его с правильным ответом под карточкой, если ответ совпал, то переверни карточку другой стороной и увидишь фото. (ученики по очереди выходят к доске, открывают фотографии) Учитель. Как можно назвать эти предметы одним словом? (транспорт). Какой транспорт относится к воздушному, наземному, водному? <Рисунок 1> |
2. Устный счёт. Игра “Попробуй открыть...” (примеры на карточках, с другой стороны которых фотографии небесных тел, которые прикрывают правильный ответ, написанный на доске)
Задание: реши пример, сравни его с правильным ответом под карточкой, если ответ совпал, то переверни карточку другой стороной и увидишь фото. (ученики по очереди выходят к доске, открывают фотографии) Учитель. Как можно назвать предметы одним словом? (небесные тела) Какое тело лишнее? (Луна). Почему? |
Рисунок 1 |
|
3. Логические задачи (устно) 1) “Чего не хватает?” (фрукты, овощи) Предлагаются рисунки с фруктами и овощами. Какой пропущен в логической цепочке? 2) Задача “Сколько стаканов в кувшине?” (Показ рисунка с кувшином и стаканом. Дети определяют количество стаканов с водой, которые поместятся в кувшине). 3) Игра “Составь число”. (Работа по карточкам “Засели домики”). |
3. Самостоятельная работа. Игра
“Засели гнёзда”. Ученики решают примеры, написанные на гнёздах и соединяют линией каждую птичку с правильным ответом на крыле. |
4. Самостоятельная работа 1. Игра “Раскрась цветик – семицветик”. (Дети решают примеры на лепестках цветка и раскрашивают, найдя правильный ответ). 2. Сравни числа и поставь нужный знак “<”, “>”, “=”.
|
4. Логические задачи (устно). 1) Задача: “Красная матрёшка тяжелее жёлтой. Какая матрёшка красная, а какая жёлтая, и насколько тяжелее?” (показ рисунка с матрешками) 2) “Чего не хватает?” (цветы, посуда). Предлагаются рисунки. Какой предмет пропущен в логической цепочке? Тема урока. Решение задач с опорой на чертёж. - Прочитайте условие задачи №1, с.41. - Что вместо краткого условия предлагает сделать автор? (чертёж) - В задаче дети играли в городки и футбол, поэтому будем чертить два отрезка. Для этого отрезком длиной 2см обозначим число детей, которые играли в городки, а число детей, играющих в футбол, отрезком, который по длине должен быть в 3 раза больше первого. Сколько сантиметров будет второй отрезок? (6 см.) “ Карточка – помогайка”: В (несколько) раз больше - ( х ). 6 х 3 + 6 = 24 (чел.). Ответ: 24 человека всего. |
Физминутка. Игра “Наоборот” Рисунок 2 |
|
5. Новая тема. 1). - Рассмотрите рисунки на доске. - Сколько клубничек на первой тарелке? Какой цифрой запишем количество клубничек? Запишите. - Сколько клубничек на второй тарелке? Запишите под рисунком цифру. - Сколько клубничек на последней тарелке? Как показать, что на последней тарелке нет клубничек? <Рисунок 3> - Для того чтобы показать, что на последней тарелке нет клубничек, в математике используют особое число “нуль” (0), которое можно записать цифрой “ноль” (0) (показ цифры). Что вам напоминает цифра 0? Цифра вроде буквы О – Это нуль иль ничего. 2) (Показ рисунков с листочками). - Сколько листочков было на веточке? (3). Что случилось? (один упал). Как это записать? (3 – 1 = 2) - Сколько листочков осталось на веточке, когда ещё один листочек упал? (1). Как это записать? (2 – 1 = 1). - Сколько осталось листочков, когда упал последний лист? (Ни одного). Как это записать? (1 – 1 = 0) Что меньше 0 или 1? (0). - Где займёт место число 0 в ряду чисел? (перед числом 1). - С каким числом и какой цифрой вы сегодня познакомились? А теперь научимся писать цифру 0. (Запись цифры 0 в тетрадях) |
5. Самостоятельная работа. Задача №2,
с.41 - Сколько надо начертить отрезков? - Что будет изображать больший из них? Что будет изображать меньший отрезок и во сколько раз он будет меньше другого отрезка? “Карточка – помогайка”: В (несколько) раз меньше - ( : ). Дети выполняют чертёж и решают задачу. |
Рисунок 3 |
|
6. Самостоятельная работа. Работа в тетради на печатной основе, с. 17. |
6. Решение задач. - Проверим решение задачи №2. 6 : 2 + 6 = 9 - Решаем задачу №3 у доски (вызывается один ученик). - Вы можете сравнить длины отрезков? (Нет.) Почему? - Что сказано о длине первого отрезка? (18 см). - Второго? (в 3раза меньше) - Что значит в 3 раза меньше? - Как узнать, насколько одно число меньше другого? (Надо из большего числа вычесть меньшее число.) Запишите решение. |
Доп. материал. Рисование узора в тетради. |
Доп. материал. “Угадай, какой морской конёк отбрасывает тень” (Задание на внимание) |
7. Итог урока. <Рисунок 4> - Что вам больше всего понравилось на уроке? Оценивание работы (за работу учащимся вручаются раскраски) |
7. Итог урока. <Рисунок 4> - Какое открытие сделали на уроке? Домашнее задание: №5 стр.41. Выставление оценок. |
Рисунок 4 |
Урок математики в малокомплектной школе. 1-й и 3-й классы
- Шестакова Марина Николаевна, Учитель начальных классов
Разделы: Начальная школа
Класс: 3