Литературный прием "звукоподражание"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Учебная: формирование представления, что такое звукоподражание.
  • Нравственно-эстетическое воспитание (перспективная цель многих уроков литературы)

Задачи:

  • Формирование навыков работы в паре (УУД - коммуникативные)
  • Формирование умения работать с текстом. (познавательные УУД)
  • Учиться принимать учебную задачу (регулятивные УУД)
  • Развивать интерес к миру чувств, отражённых в художественном произведении (личностные УУД)

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний

Структура урока:

  1. Орг. момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. АОЗ. Подготовка к восприятию материала
  4. Постановка цели и задач урока
  5. Первичное восприятие
  6. Работа с текстом. Анализ содержания.
  7. Физминутка
  8. Закрепление (творческая работа)
  9. Итог урока
  10. Рефлексия.

Оборудование: учебник литературное чтение В.Ю.Свиридова “Литературное чтение”, рисунки учащихся, презентация, фонотека, карточки для учащихся.

Ход урока

1. Орг. момент

Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Вы друг к другу повернитесь.
Вы друг другу улыбнитесь.
А теперь все дружно сели
И на доску посмотрели.

2. Проверка домашнего задания.

Слайд 1. Какие из этих понятий вам встречались? Используя эти понятия напомните нам о чём мы говорили на прошлом уроке?

  • Мы побывали....... (сады поэзии)
  • Познакомились .......... (стихотворение “Жук”)
  • Нам встретился приём.... (сравнение)

- Зачитайте строки стихотворения, где встретился приём сравнения.

- Какие ещё литературные приёмы знаете?

3. Определение темы урока

- А как вы думаете есть ли ещё в литературе приёмы, которые используют авторы?

- Какое лишнее слово осталось на 1 слайде? Попробуйте предположить тему урока.

По мере высказываний детей открываются слайды 2, 3, 4)

4. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

А сейчас мы отправимся вновь в сады поэзии. (слайды 5.6) В этих садах есть один прекрасный уголок – поэзия Серебряного века - замечательная, удивительная. волшебная. Здесь, в саду, живёт поэт – повелитель природы. Это очень необычный поэт. Он пишет стихи, забираясь в воду или залезая на вершину дерева. Как вы думаете,зачем он это делает? (Ответы детей)

Вы правы. Константин Бальмонт считал, что только так, слившись с природой, он сможет её лучше понять, почувствовать и рассказать об этом своим читателям. (Слайд7)

- Хотите услышать, что происходит ночью на болоте? Послушайте стихотворение “Камыши”

(слушание)

- Что вы услышали? (ответы детей)

- Что помогло услышать? (Какие звуки помогли?)

А теперь вернёмся к началу нашего урока. И назовём волшебное слово, с помощью которого вы сами сможете заставить зазвучать ветер. Гром и дождь....

(Вывешивается табличка со словом – звукоподражание)

5. Первичное восприятие.

Работа в парах: учимся искать слова, которые содержат звуки, которые передают то или иное явление. Слушание звуков – работа по карточкам.

6. Работа с текстом.

Откройте учебник на стр 70.

Слайд 8 - портрет Саши Чёрного

- Посмотрим на мир с точки зрения насекомого. Войди в роль героини этого стихотворения. Прочитай монолог, изображая её жужжание и суету.

Самостоятельная работа.

Выразительное чтение стихотворения.

- Каким приёмом воспользовались при чтении стихотворения?

- Какие звуки помогли передать?

7. Творческая работа в парах.

Прочитай и догадайся какие герои участвуют в беседе?

- Kакие звуки вам подсказали отгадку?

8. Итог урока

- Понравился ли вам литературный приём звукоподражание?

- Пригодится ли он вам?, где?

9. Рефлексия.

Методические рекомендации:

Карточки для работы в парах.

Выдели звуки грома, подчеркни слова в которых они встречаются.

Люблю грозу в начале мая
Когда весенний, первый гром
Как бы резвяся и играя
Грохочет в небе голубом!
Гремят раскаты молодые!

Дождь.

Ливень льет! Ливень льёт!
Пляшут капли в лужице.
Плот плывёт! Плот плывёт!
Плот по луже кружиться!

Плеск волн.

Русалка плыла по реке голубой
Озаряема полной луной.
И старалась она доплеснуть до луны серебристую пену волны.

Творческая работа

Летят над лесом .......звенят под каждым кустом:

- З-звери, нас-секомые! З-завтра на з-закате праз-здник!

Что за ш-шутки?- шуршит по траве ..........

- Вы что расш-шумелись?

Летит мимо...........

- О чём р-разговор-р? Какой пр-раздник? Кар-рнавал? А кар-русель будет? Ур-р-ра! Кр-расота! Пр-римчусь р-раньше всех! Нет! Пр-рикачу в кар-рете!

(комар, змея, ворона)