Цель:
- Учебная: формирование представления, что такое звукоподражание.
- Нравственно-эстетическое воспитание (перспективная цель многих уроков литературы)
Задачи:
- Формирование навыков работы в паре (УУД - коммуникативные)
- Формирование умения работать с текстом. (познавательные УУД)
- Учиться принимать учебную задачу (регулятивные УУД)
- Развивать интерес к миру чувств, отражённых в художественном произведении (личностные УУД)
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний
Структура урока:
- Орг. момент
- Проверка домашнего задания
- АОЗ. Подготовка к восприятию материала
- Постановка цели и задач урока
- Первичное восприятие
- Работа с текстом. Анализ содержания.
- Физминутка
- Закрепление (творческая работа)
- Итог урока
- Рефлексия.
Оборудование: учебник литературное чтение В.Ю.Свиридова “Литературное чтение”, рисунки учащихся, презентация, фонотека, карточки для учащихся.
Ход урока
1. Орг. момент
Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Вы друг к другу повернитесь.
Вы друг другу улыбнитесь.
А теперь все дружно сели
И на доску посмотрели.
2. Проверка домашнего задания.
Слайд 1. Какие из этих понятий вам встречались? Используя эти понятия напомните нам о чём мы говорили на прошлом уроке?
- Мы побывали....... (сады поэзии)
- Познакомились .......... (стихотворение “Жук”)
- Нам встретился приём.... (сравнение)
- Зачитайте строки стихотворения, где встретился приём сравнения.
- Какие ещё литературные приёмы знаете?
3. Определение темы урока
- А как вы думаете есть ли ещё в литературе приёмы, которые используют авторы?
- Какое лишнее слово осталось на 1 слайде? Попробуйте предположить тему урока.
По мере высказываний детей открываются слайды 2, 3, 4)
4. Этап усвоения новых знаний и способов действий.
А сейчас мы отправимся вновь в сады поэзии. (слайды 5.6) В этих садах есть один прекрасный уголок – поэзия Серебряного века - замечательная, удивительная. волшебная. Здесь, в саду, живёт поэт – повелитель природы. Это очень необычный поэт. Он пишет стихи, забираясь в воду или залезая на вершину дерева. Как вы думаете,зачем он это делает? (Ответы детей)
Вы правы. Константин Бальмонт считал, что только так, слившись с природой, он сможет её лучше понять, почувствовать и рассказать об этом своим читателям. (Слайд7)
- Хотите услышать, что происходит ночью на болоте? Послушайте стихотворение “Камыши”
(слушание)
- Что вы услышали? (ответы детей)
- Что помогло услышать? (Какие звуки помогли?)
А теперь вернёмся к началу нашего урока. И назовём волшебное слово, с помощью которого вы сами сможете заставить зазвучать ветер. Гром и дождь....
(Вывешивается табличка со словом – звукоподражание)
5. Первичное восприятие.
Работа в парах: учимся искать слова, которые содержат звуки, которые передают то или иное явление. Слушание звуков – работа по карточкам.
6. Работа с текстом.
Откройте учебник на стр 70.
Слайд 8 - портрет Саши Чёрного
- Посмотрим на мир с точки зрения насекомого. Войди в роль героини этого стихотворения. Прочитай монолог, изображая её жужжание и суету.
Самостоятельная работа.
Выразительное чтение стихотворения.
- Каким приёмом воспользовались при чтении стихотворения?
- Какие звуки помогли передать?
7. Творческая работа в парах.
Прочитай и догадайся какие герои участвуют в беседе?
- Kакие звуки вам подсказали отгадку?
8. Итог урока
- Понравился ли вам литературный приём звукоподражание?
- Пригодится ли он вам?, где?
9. Рефлексия.
Методические рекомендации:
Карточки для работы в парах.
Выдели звуки грома, подчеркни слова в которых они встречаются.
Люблю грозу в начале мая
Когда весенний, первый гром
Как бы резвяся и играя
Грохочет в небе голубом!
Гремят раскаты молодые!
Дождь.
Ливень льет! Ливень льёт!
Пляшут капли в лужице.
Плот плывёт! Плот плывёт!
Плот по луже кружиться!
Плеск волн.
Русалка плыла по реке голубой
Озаряема полной луной.
И старалась она доплеснуть до луны серебристую пену волны.
Творческая работа
Летят над лесом .......звенят под каждым кустом:
- З-звери, нас-секомые! З-завтра на з-закате праз-здник!
Что за ш-шутки?- шуршит по траве ..........
- Вы что расш-шумелись?
Летит мимо...........
- О чём р-разговор-р? Какой пр-раздник? Кар-рнавал? А кар-русель будет? Ур-р-ра! Кр-расота! Пр-римчусь р-раньше всех! Нет! Пр-рикачу в кар-рете!
(комар, змея, ворона)