Цель: реализация данных задач, через все виды детской деятельности, направленных на формирование в детях творческого начала и личности ребенка.
Задачи развивающих ковриков:
- Стимулировать процессы развития у детей
- Развивать сенсомоторную координацию, тонкую моторику рук;
- Развивать пространственное ориентирование, способствовать пониманию понятий “вверх”, “вниз”, “справа”, “слева”;
- Формировать навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
- Способствовать развитию речи;
- Развивать творческие способности детей
Возрастная группа: ранний дошкольный возраст
Продукт деятельности: наглядное, игровое пособие
Презентация продукта: мультимедийная презентация, сообщение
Представляю вам дидактическое пособие изготовленное своими руками, предназначенное для работы с детьми раннего возраста по развитию мелкой моторики и речи.
В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как “орган речи”, такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.
Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: “А ну-ка отгадайте, что это за десять братьев, на которых двух шуб хватает?” в пословицах: “Отбиться от рук”, “Все дело в его руках”, “Дать волю рукам”, “Глаза боятся, а руки делают”.
Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Это доказано учеными. “Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли” (В.А. Сухомлинский)
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Этот факт применяют и педагоги, и психологи, и воспитатели, как в составлении, так и в реализации различных обучающих и развивающих программ. Знают об этом и родители. А так же производители всевозможных детских игрушек. Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь. Сегодня я вам расскажу , как можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей при помощи обычных предметов домашнего обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой.
Имея небольшой педагогический опыт, наблюдая за детьми раннего возраста я обратила внимание на то, что при выборе игрушки для игровой деятельности ребенок обращает внимание на ее цвет , на фактуру, материал из которого она сделана. В раннем возрасте ребенок познает мир чаще через тактильные ощущения и зрительное восприятие. Используя самые простые материалы я изготовила пособие которое назвала “Развивающие коврики”.
Развивающие коврики способствуют формированию у детей множества качеств, таких как память, внимание, умение находить зависимости и закономерности и многие другие. Благодаря таким коврикам ребенок получит возможность самостоятельной и свободной творческой игры. ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА развивающих ковриков - стимулировать процессы развития у детей. (Слайд №1)
Для изготовления ковриков я использовала натуральные материалы (вату, ткани различной фактуры, флизилин, тисьму и т.д.) (Слайд №2, №3, №4, №5)
Развивающая книжка Яблоня – времена года
С помощью этой книжки вы сможете ребенку наглядно показать 4 времени года – весну, лето, осень и зиму, а заодно развить мелкую моторику и просто поиграть в интересную игру. Рассказать о красоте разного времени года , научить составлять краткое предложение о каждом времени года, учить детей видеть красоту природы.
Страничка – весна.
Весной на яблоня вся в цвету.
На основу пришиваем зеленую крону дерева, ствол, 5 пуговиц на ножке.
В белых цветочках прорезаем небольшие дырочки, чтобы можно было их одевать – снимать с пуговиц.
Страничка – лето.
Летом на яблоне созревают красные наливные яблочки.
Пришиваем крону, ствол, и пробиваем кнопки, наши яблоки держатся на них.
Закрепляем знания основных цветов.
Страничка – осень.
Осенью листья на яблоне становятся разноцветными – и красными, и коричневыми и зелеными, и потихоньку опадают.
Пришиваем крону, ствол, и липучку (на крону и на листья).
Листья держатся на липучке.
Страничка – зима.
Зимой на дереве нет ни листьев, ни яблок, ни цветов, только снег лежит на ветках, но зато к яблоне прибегает погулять зайчик и мышка.
Молния – норка, в ней живут зайка и мышка.
В каждой секции - игровые элементы для развития тонкой моторики рук, для изучения цветов, развития внимания и координации движения. Мягкие, тканевые игрушки, ткани разных фактур и цветов, пришитые пуговицы на ковер и петельки на аппликации, “молния”, кнопки, детали на липучках. Игровой коврик, воспитывает игровые качества в сюжетной композиции, упражнение на сложную координацию рук: попросите малыша вернуть игрушку на прежнее место – в карманчик застегнуть молнию или пуговичку.
Последовательно снимая и перемещая игрушки, рассказываю детям о явлениях природы: “солнышко – луна”, “погода солнечная – дождливая”, животные, растения, и т.д.
Развитие ребенка особенно эффективно, когда оно начинается в самом раннем возрасте. Детям свойственны огромная познавательная активность, уникальная способность к восприятию нового. Но если эти качества вовремя не развивать и не востребовать, они могут быть впоследствии безвозвратно утеряны. Интеллектуальное развитие ребенка не предопределено заранее; это процесс, который можно остановить, замедлить или ускорить в зависимости от обстоятельств. Поэтому главная задача педагогов и родителей – наилучшим образом стараться удовлетворить любознательность малышей, дать им в руки, образно говоря, инструменты для исследования окружающего мира.
Обучение в раннем возрасте – это, в первую очередь, игра, поэтому мы должны предлагать малышам различные игровые занятия. Результатом этих игр должны стать развитие словарного запаса, развитие сенсорики, развитие логического мышления, развитие мелкой моторики.
Следующий элемент пособия: (Слайд №6)
БОТИНОК Особую сложность для детей, представляет застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование ботинок, т.е. так называемые навыки самообслуживания.
В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки.
Познают мир "руками" не только малыши - игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше.
Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, сейчас мы стараемся покупать обувь на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка застёгивать застёжки.
К наступающему Новому году я пополнила свое пособие еще несколькими элементами “Чудо елочка”, которую с помощью не сложных движений дети могут нарядить к празднику, из нескольких элементов собрать силуэт снежной бабы и дополнить получившуюся картину веселым гномиком. (Слайд №7)
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. “Тактильный” (от лат. tactilis) — осязательный.
Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.
С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Подчеркну, что первоначальное действие ребенка с предметами — хватание, во время которого различные признаки предмета познаются на ощупь, следовательно, рука “учит” глаз. На концевых фалангах пальцев, тыльной поверхности кисти находится наибольшее количество тангорецепторов (от лат. Tangere — касаться и receptor — принимающий) — специализированных окончаний чувствительных нервных волокон, расположенных в коже и реагирующих на прикосновения к ней. Этим и объясняется особая чувствительность названных участков тела при воздействии на них одним из видов раздражений (прикосновение, давление, вибрация, и др.). Органом осязания служит рука, а значит, и основные усилия педагогов и родителей должны быть направлены на развитие чувствительности рецепторов руки.
В дальнейшей своей работе я планирую пополнить свое пособие другими элементами на различные лексические темы изучаемые в детском саду.