Спектакли как средство развития речи у детей раннего возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: реализация данных задач, через все виды детской деятельности, направленных на формирование в детях творческого начала и личности ребенка.

Задачи:

  • Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.).
  • Создать положительный эмоциональный настрой. Помочь детям понять и осмыслить смысл сказки, настроение ее героев. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Учить детей узнавать героев по характерным признакам. Продолжать учить детей логично и полно отвечать на вопросы по содержанию сказки, используя в речи сложноподчиненные предложения. Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам сказки.

Возрастная группа: ранний дошкольный возраст

Продукт деятельности: наглядное, игровое пособие

Презентация продукта: мультимедийная презентация, сообщение

Актуальность темы:

Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности ребёнка.

Я представлю наглядное, игровое пособие изготовленное своими руками, которое предназначено для работы с детьми раннего возраста по развитию речи и творческих способностей детей в процессе театрализованной деятельности.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить детская театрализованная сказка.

“Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок” - эти слова мы знаем с детства. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она - универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Ведь сказка для ребёнка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Но эти эмоции быстро гаснут, если нет условий для их реализации.

Поэтому тему, над которой я работаю “Театрализация сказок как средство развития речи у детей раннего возраста” считаю очень важной.

Прежде, чем взяться за эту проблему, я определила для себя, что же такое “творческие способности”? Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. В самой природе сказки заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления.

Главным считаю в своей работе - это постоянно создавать условия, поле активной деятельности, чтобы чувства, испытанные ребёнком во время чтения проявились в окружающей реальности. Я организую свою работу так, чтобы сказка продолжала жить в группе в виде различных игр, драматизации, бесед, творческих заданий.

Малыш приходит в детский сад с большим творческим потенциалом. Развить фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим помогают сказки.

Во время знакомства ребёнка со сказкой я ставлю перед собой две задачи: во-первых, понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьёзны. Открылось ли ему что-либо новое под влиянием сказки, а если нет, то почему. Во-вторых, помочь ребёнку полнее высказать, проявить свои чувства, создать для него особые условия, в которых могли бы проявиться его активность, его содействие персонажам сказки, побуждать его к творчеству.

Для решения этой задачи в группе устроен уголок сказки, откуда дети отправляются в страну сказок “Тридесятое царство”. В сказочном уголке загораются весёлые разноцветные огоньки, раскрывается ширма, украшенная аппликацией, звучит тихая музыка. Это пробуждает интерес к драматизации, настраивает детей на смену деятельности, создаёт впечатление таинственности, позволяет детям с творчеством, воодушевлением выполнять задания Домовёнка Кузи, который сопровождает в путешествии детей, помогает осмыслить отношение к различным сторонам действительности.

В “Уголке сказки” провожу игры-беседы с персонажами сказок. Персонажи самые различные: от нарядных кукол, до условных, сложенных прямо на глазах детей,кукол-оригами.

Противоположные по своим нравственным качествам герои: падчерица и мачехина дочка из сказки “Морозко”, лиса и заяц из сказки “Заюшкина избушка” - затрагивают проблемы группы, высказывают своё мнение, в соответствии со своим характером. Отрицательный персонаж поощряет плохие, несправедливые поступки, а положительный - добрые, справедливые дела и взаимоотношения. Результатом таких игр-бесед явилось то, что дети стали смотреть на себя как- бы со стороны, оценивать правильно свои поступки. Сказка помогает формировать элементарные математические представления детей. Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности (“Три медведя”, “Волк и семеро козлят”, “Репка”, и др.). Сказка помогает детям выбрать тему для сюжетного рисования, аппликации, конструирования.

Домовёнок Кузя, сопровождающий детей в путешествии по “Тридесятому царству”, помогает мне использовать нетрадиционный подход в обсуждении сказки, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко.

Я стараюсь научить детей быть активными, ломать стереотипы привычного содержания сказок. Это помогает не только в развитии речи, но и развитии творческого мышления.

Представляю вашему вниманию дидактическое игровое пособие к сказке “Маша и медведь”.

Задача: формирование в детях творческого начала и личности ребенка.

Для изготовления пособия к сказке я использовала натуральные ткани различных текстур: гладкий шёлк и махровую ткань, вельвет и джинсовый материал, поролон, тесьму и различную швейную фурнитуру.

Сказочных героев – Дедушку, Бабушку, Машеньку и медведя я изготовила в ручную.

Куклы ручной работы являются верными и надёжными друзьями для детей на протяжении всего детства. Дети обладают богатой фантазией и способны во время игры сделать куклу одушевлённой, таким образом они находят своё "я". Проявляя заботу к кукле, ребёнок учится сочувствовать, сопереживать, заботиться, разделять радость и горе, принимать первые самостоятельные решения.

Мои куклы - для детей, сделаны с материнской любовью.

Простой вид кукол помогает развивать воображение ребёнка, такие куклы никогда не сломаются и не поранят малыша, поэтому хороши для самых маленьких.

Натуральные материалы теплее и живее, с ними ребёнок почувствует себя более "реально", чем с пластиком и винилом, которые так же искажают представление о человеческом теле, но главное даже не этом, а в том тепле и особой любви, которая будет жить в игрушках, сделанных вручную.

Сказочный домик не простой.

Снаружи окна со ставнями, которые ребёнок в процессе игры может закрывать на кнопки. В стенках - листовой поролон, обшитый яркой тканью. Крыша из поролона, а для большей схожести с лесным домиком обшита мешковиной. Крыша и основание домика соединены между собой липучкой, и установить её на домике для ребёнка ни составит труда.

Когда домик нашего мишки раскрывается он почти как настоящий.

Это очень удобная игрушка, мягкие разноцветные яркие детали которой крепятся между собой при помощи липучек.

В нем есть большая русская печь, в которой Машенька будет печь пироги для медведя, на печи постель и красивые яркие подушки которые можно снимать. Как в обычном настоящем доме, в нашем сказочном есть стол и стулья, стол выдвигается, что очень удобно, если домик необходимо собрать и перенести. В большом шкафу, хозяин сказочного домика хранит свои припасы, тут и бочонок мёда, и крупы, и травяные настойки. В сундуке мишка хранит свои вещи. Хоть домик и находится в лесу, мишка очень любит уют, яркие шторки обрамляют окна, на стене висит его портрет, а на полу большой вазон с цветком.

Главная задача пособия - это развитие у ребёнка воображения, желания играть, переставлять детали и вновь сажать их на свое место.

Для этого в домике используются различного вида застёжки, такие как шнуровка, пуговицы, кнопки, крючки, липучка, "молния". Выполнение этих задач в игровой ситуации поможет ребёнку прочувствовать сказку.

Вся игровая композиция готова, можно играть, а я могу рассказывать сказку, меняя моих героев.

 При помощи таких игрушек появляется возможность устроить детский кукольный театр, сшив героев сказки и сыграв русскую народную сказку “ Маша и медведь”, можно пополнять коллекцию другими сказочными героями, а уже созданные персонажи пригодятся для многих других сказок.

Зачем тратить столько сил и времени для создания чего бы то не было в ручную, если в любом магазине всё представлено в таком многообразии? Да, вы правы. Сейчас от разнообразия всевозможных красивых вещей просто глаза разбегаются. Но процесс “саморучного” изготовления гораздо интереснее, он дает и детям, и взрослым радостное ощущение жизни, заманчивую перспективу перевоплощения.

Для создания чего-то своими руками, необходимы только умение и старание, а все остальное доброе отношение, любовь и тепло настоящего “ручного” изготовления приложится. Главное – было бы желание.

Я не останавливаюсь на достигнутом и постоянно совершенствую формы работы между родителями и дошкольным учреждением, желание подарить детям позитивные эмоции помогает создавать сказочную обстановку не только в группе, но и за её пределами.

Приложение.