Цель: расширить знания учащихся о перелётных и оседлых птицах России
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение отличать птиц по внешнему виду, голосу
- развивать знания о питании птиц, сроках прилёта
Воспитательные:
- развивать любознательность, интерес к живой природе
- приобщать к наблюдению за птицами
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру
Развивающие:
- развивать внимание, наблюдательность, речь учащихся
- развивать логическое мышление
- развивать навыки самостоятельной работы
Средства обучения: компьютерная презентация, диск “Певчие птицы средней России” Штейнбаха М.В., мультимедийная викторина “Знатоки птиц”, бумажные силуэты птиц, рисунок совы, выполненный в технике “сухая кисть”
План-конспект внеклассного занятия
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
- Уважаемые ученики, здравствуйте. Сегодня мы продолжим наше знакомство с окружающим миром. А тему нашего занятия я предлагаю вам сформулировать самим. Помогут вам в этом слова на экране. Прочитайте их, пожалуйста.
Слайд 2, Слайд 3
“Они поднялись в небо и живут полётом”
- Да, сегодня мы перенесёмся в мир птиц и поговорим о наших пернатых друзьях. Тема занятия называется “В мире птиц”, Слайд 4
Задание “Птичий календарь”
- Рано весной к нам, на свою родину, возвращаются перелётные птицы. Происходит это в определённом порядке. Какие птицы прилетают к нам первыми? Попробуйте расположить птиц в порядке их возвращения на родину, а поможет вам в этом описание птиц. Будьте внимательны!
Март
- Эта птица размером с ворону, чёрная, с металлическим фиолетовым отливом всего тела и беловатым крупным клювом. (Грач)
Если дети не догадались, то в помощь загадка:
Что за весенняя чёрная птица
Трактору чуть ли не на нос садится?
Кто там за плугом носится вскачь? (Грач)
Конец марта – начало апреля
- Весной взрослая птица отличается чёрным с пурпурным и зелёным отливом оперением, с охристыми пестринами на спине и задней части брюшка. Клюв жёлтый. (Скворец)
Если дети не догадались, то в помощь загадка:
Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет. (Скворец)
Апрель
- Птица размером с воробья, легко узнаётся по длинному хвостику, которым трясёт при ходьбе, и чёрному пятнышку на горле и груди. (Трясогузка)
Если дети не догадались, то в помощь загадка:
Вдоль по бережку гуляет –
Длинным хвостиком виляет. (Трясогузка)
Конец апреля
- Эти птички из соломинок и глины лепят гнёзда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Почти всё время проводят в полёте, ловя мелких мошек, мух и комаров. (Ласточка)
Если дети не догадались, то в помощь загадка:
Угадайте, что за птичка –
Тёмненькая невеличка?
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)
Начало мая
- Немного крупнее воробья, неприметная птичка с характерной оливково-коричневой окраской верха, но легко обнаруживается громкой и красивой песней, которая слышна в утренние и ночные часы.(Соловей)
Если дети не догадались, то в помощь загадка:
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей)
- Ребята, я предлагаю вам послушать трели соловья и насладиться пением этого необыкновенного певца!
(Учащиеся слушают пение соловья и смотрят уникальные слайды с фотографиями этих птиц) Приложение 1 (Чтобы выйти из приложения, нужно нажать Esc).
Конец мая
- Эту птицу с ярко-жёлтой окраской туловища на фоне чёрных крыльев увидеть нелегко, потому что она всё время держится в кронах деревьев. Кто знает, как называется эта птица? (Иволга)
- Хотите послушать пение иволги? (Учащиеся слушают пение иволги и смотрят уникальные слайды с фотографиями этих птиц)
Приложение 2 (Чтобы выйти из приложения, нужно нажать Esc).
- А теперь назовите, пожалуйста, птиц в порядке их возвращения на родину (Дети выполняют задание)
2) Задание “Лесная грамота”
– Прочитайте про себя части пословиц и поговорок о птицах. Соедините две части и прочитайте пословицы и поговорки вслух.
- Трясогузка хвостом ...чем журавль в небе
- Слово – не воробей, ...да коготок остёр
- Всякий кулик ... вылетит – не поймаешь
- Всякая птица ... чем сотню воробьёв
- Дятлу без носа ... на мякине не проведёшь
- Мала синичка ... своё болото хвалит
- Лучше слушать одного соловья, ... лёд разбивает
- Старого воробья ... своё гнездо любит
- Лучше синица в руках, ... как волку без ног
- Надулся, .. как индюк
Ответы:
- Трясогузка хвостом лёд разбивает.
- Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
- Всякий кулик своё болото хвалит.
- Всякая птица своё гнездо любит.
- Дятлу без носа как волку без ног.
- Мала синичка, да коготок остёр
- Лучше слушать одного соловья, чем сотню воробьёв.
- Старого воробья на мякине не проведёшь.
- Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
- Надулся, как индюк
3) Задание “Накормите птиц”
Слайд 5
Чтобы накормить и зимующих, и перелетных птиц, нужно знать, чем они питаются. Знаете ли вы рацион пернатых? Тогда попробуйте накормить птиц! (Ученики выбирают правильные варианты ответов на слайдах)
- Чем накормите сойку? Слайд 6
- Аиста? Слайд 7
- Ворону? Слайд 8
- Клеста? Слайд 9
- Филина? Слайд 10
- Снегиря? Слайд 11
- Кукушку? Слайд 12
Ответы: : сойка – плоды дуба (желуди), аист – лягушки, ворона – пищевые отходы, клест – семена еловых и сосновых шишек, филин – мышевидные грызуны, снегирь – сочные плоды рябины (но выбирают из них только семена, роняя на снег красную мякоть), кукушка – гусеницы.
4) Физминутка
- А теперь мы на время сами превратимся в птиц.
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает листву.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
Задание “Видно птиц по полёту”
На доске бумажные силуэты птиц
- Так говорят о человеке, когда хотят подчеркнуть, что можно по поведению, привычкам, манерам узнать, кто он такой. Птицу можно узнать по полёту. Определите летящих птиц по силуэтам. (Гуся, аиста, чёрного стрижа, ласточку)
Задание “Народные приметы”
–Люди издавна наблюдали за птицами и заметили определённые закономерности в их поведении. Прочитайте части народных примет и попробуйте их продолжить дальше. Слайд 13
- Кукушка кукует на сухом дереве ... скоро гром загремит
- Ласточка прилетела ... к тёплой весне
- Ранний прилёт грачей и жаворонков ... к морозу
- Кукушки стали куковать ... скоро лёд пройдёт
- Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне ... .весну встречай
- Увидел скворца-знай: ... морозу больше не бывать
- Увидел грача - ... к непогоде
- Птица хохлится ... к холодному лету
- Чайка прилетела ... весна у крыльца
Ответы:
- Кукушка кукует на сухом дереве – к морозу.
- Ласточка прилетела –скоро гром загремит.
- Ранний прилёт грачей и жаворонков – к тёплой весне.
- Кукушки стали куковать – морозам больше не бывать.
- Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне - к холодному лету.
- Увидел скворца – знай: весна у крыльца.
- Увидел грача – весну встречай.
- Птица хохлится к непогоде.
- Чайка прилетела – скоро лёд пройдёт.
III. Костюмированная сценка “Спор на скворешне” (автор Г.Ладонщиков) в исполнении учащихся
Этот случай был в апреле:
С юга птицы прилетели,
Таял снег, а воробья
Выгоняли из жилья.- Улетай-ка прочь, задира!” –
Просвистел ему скворец.
- Ни за что! Моя квартира!
Я не временный жилец!Я тут вьюги и мороз
Терпеливо перенес,
А сейчас под этой кровлей
Для семьи жилье готовлю.
И не тронусь, хоть убей!” -
Прочирикал воробей.- Не упрямься!
Мне в наследство
Этот дом остался с детства…
Улетай – мой клюв остер!
Вылетай!..Но тут во двор
Со скворечней Миша вышел,
Быстро с нею влез на крышу,
Ниже старой привязал
И приветливо сказал:- Я друзьям сердечно рад!
Охраняйте вместе сад!
Только Миша слез долой –
Воробейка удалой
В новый дом переселился
И с соседом помирился.
- Ребята, какое впечатление произвела на вас эта сценка? Расскажите, пожалуйста.
IV. Мастер-класс. Раскрашивание силуэта совы в нужные цвета. (Техника – сухая кисть). Проводят мастер-класс подготовленные учащиеся.
Рисунок совы (образец)
Ученик:
- А сейчас мы выявим самых наблюдательных. У меня в руках рисунок птицы (рисунок повёрнут обратной (белой) стороной к учащимся). Нам предстоит раскрасить силуэт этой птицы в нужные цвета. Попробуйте угадать, о какой птице идёт речь.
Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (Сова)
Ученик:
- Верно, это сова (поворачивает рисунок совы лицевой стороной к учащимся). Рассмотрите, как она выглядит. Эту сову мы раскрасили в нужные цвета, используя технику “сухая кисть”.
Подготовленные ученики раздают силуэты совы каждому ребёнку и проводят мастер-класс.
Выполненные рисунки совы учащиеся прикрепляют к доске, делятся своими впечатлениями.
V. Мультимедийная викторина “Знатоки птиц” (в двух частях)
(При открывании викторины, выполненной в программе Microsoft Office Excel, автоматически открывается последний лист “Результаты викторины” с тремя окошками: “Количество заданных вопросов”, “Количество правильных ответов” и “Вы получили оценку”. Когда ученик ответит на все вопросы, в окошке “Количество правильных ответов” будет стоять число, обозначающее количество правильных ответов. В окошке “Вы получили оценку” автоматически появится оценка “5”, “4”, “3” или “2”.
Чтобы открыть начало викторины, с помощью первого чёрного треугольничка слева внизу страницы ( ) открыть “Главный лист”, затем переходим на следующие листы с помощью гиперссылки “Далее”. Свой вариант ответа ученик вводит в окощко, где написано “В окно введите букву ответа” (а, б или в).
Викторина содержит рисунки птиц, о которых идёт речь в вопросах. Это позволяет расширить кругозор учащихся и даёт им возможность запомнить внешний вид птиц.
VI. Заключительная часть.
Выразительно читают подготовленные ученики.
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядомНе пугайте резвых птичек!
Пусть они вокруг порхают,
Крылья их при ярком свете,
Словно радуга сверкают.Вы послушайте их песни,
Что поют они на воле!
Пусть певуньи украшают
Нам леса, сады и поле.И сады, и нивы наши
Нам они оберегают,
Не пугайте ж резвых птичек!
Пусть они вокруг летают!
- Ребята, о чём вы задумались, слушая это выступление? Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями.
VII. Выставка книг о птицах.
- Дорогие ребята, если вы захотели больше узнать о мире птиц, то можете воспользоваться книгами, которые вы видите на этой выставке. Она будет работать в течение двух недель.
VIII. Итог занятия.
- Скажите, пожалуйста, что вам запомнилось больше всего на нашем занятии? (Ответы учеников)
- Заканчивается наша встреча с удивительным миром птиц. Но в выходные дни, во время каникул вы можете понаблюдать за птицами, увидеть новые для вас виды, полюбоваться весенними скоплениями водоплавающих птиц или осенними журавлиными стаями.
Но мне хотелось бы напомнить вам, как хрупок этот мир. С каждым годом все больше видов птиц исчезает с лица планеты. Помните об этом, не обижайте наших пернатых друзей.
Берегите птиц, и мир станет еще прекрасней! Слайд 14
Список использованной литературы и материалы сайтов.
1. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель для уч-ся нач. кл. М.: Просвещение, 2005.
2. Полевой определитель. Птицы Подмосковья. Колос. 2008.
3. Тихонов А.В. Времена года. Весна. М. 2004.
4. Тихонов А.В. Времена года. Зима. М. 2004.
5. Энциклопедия для детей. Биология. М.: Аванта +, 1993.
6. Энциклопедия. Я познаю мир. Удивительные животные. М.: Астрель, 2002.
8. ptici.narod.ru
9. http://ru.wikipedia
10. urok.1sept.ru Статья Белоноговой И.А.
11. urok.1sept.ru Статья Куклевой Ю.А.
12. urok.1sept.ru Статья Солёновой Л.Н.