Природа – наш общий дом, который требует бережного, внимательного отношения к себе. Потеря уважения к ней ведет к потере нравственности в человеке. В современном обществе глубоко укоренился технократический образ жизни, однако даже самая совершенная техника наносит ущерб окружающей среде и здоровью человека. Поэтому охрана окружающей среды, разумное отношение к природе стали актуальной проблемой века.
Среди множества островов нашей планеты есть один, неповторимый по своей красоте и природе, омываемый Охотским и Японским морями – это остров Сахалин. Но стремительное развитие всех отраслей промышленности, энергетики, транспорта, увеличение численности населения и урбанизация привели к определенным изменениям окружающей среды нашего острова, в том числе и неблагоприятным.
С каждым годом все интенсивнее используются природные ресурсы. Особенно это касается водных ресурсов, так как ни одна отрасль хозяйства не может развиваться без воды. Обострение проблем водообеспечения, под влиянием хозяйственной деятельности человека, изменяет гидрологический режим естественных водных объектов, качественный состав воды в них, что отражается на животном мире рек и водоемов. Бездумная хозяйственная деятельность, загрязняющая реки и природу – это следствие экологической безграмотности населения
Проблема рационального использования и охраны природных ресурсов от загрязнения и истощения, диктует необходимость воспитания людей с новым типом экологического мышления, требует проведения комплекса мероприятий и нового подхода для проведения интенсивной просвещенческой работы. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. Именно поэтому в “Концепции устойчивого развития России” выделен раздел “Экологическое образование, экологизация общественного сознания”, в котором, особо подчеркивается важность формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, начиная с детского сада.
Дошкольный возраст – самоценный этап развития экологической культуры личности, познавательных, эмоциональных и практических отношений к природному и социальному окружению. Именно в дошкольный период происходит формирование начальных ценностных ориентаций и основных взаимосвязей человека и окружающей среды. Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому ребенку простую мысль: люди – это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, сопки и леса, животных и птиц, как мы любим саму жизнь.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня, региональные особенности острова, выдвинули перед нами задачу поиска такого средства экологического воспитания детей в современных условиях, которое способствовало бы воспитанию экологической культуры личности, под которой понимаем тесную взаимосвязь экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. Анализ литературных источников позволил сделать вывод, что введение детей в многообразный окружающий мир природы родного края, через раскрытие её региональных особенностей, формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка с раннего детства, способствует практическая разработка (программа) “Капелька”, автор Штерцер Н.В.
Программа нацелена на воспитание бережного и рационального отношения детей к рыбам лососёвых пород и среде их обитания. В программе раскрывается взаимосвязь живой и неживой природы, влияние человеческой деятельности на здоровье и численность популяции лососевых пород рыб.
Реализация программы достигается с помощью разных форм и методов работы: совместной деятельности детей и взрослого, интеграции различных видов деятельности, использования интерактивных форм работы с семьями воспитанников.
Например, важной формой экологического воспитания являются природоохранные акции, в которых участвуют сотрудники ДОУ, воспитанники и их родители. Их значение в экологическом воспитании чрезвычайно велико: участие в реальных практических делах, выходящих за пределы жизни детского сада, оказывает влияние не только на сознание людей, которые их готовят, но и на сознание окружающего населения. Так, совместно с родителями были проведены акции “Земля – наш дом”, которая приурочена к Дню Земли – 22 апреля, “Берегите реки и водоемы Сахалина”, “Серебряный патруль”. В результате проведения этих мероприятий формируется опыт совместной детско-взрослой деятельности способствующий повышению экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.
Незаменимой формой работы остаются совместные с родителями экологические праздники “Речные друзья”, “Праздник серебряной рыбы”, “Папа, мама, я - экологическая семья” и другие. К которым приурочиваем выпуск стенгазет “Капелька”, конкурсы рисунков, оформление фотовернисажей. Например, проведение конкурса “Семейный логотип”, приуроченного к празднику “День Лосося”, позволил отразить не только сформированные семейные ценности, направленные на сплочение семьи, но и сформированные представления о необходимости созидательного отношения к природе через художественно-творческую деятельность.
Пространственно-развивающая среда, необходимая для формирования экологического сознания на основе изучения природы родного края, представлена в нашем дошкольном учреждении следующими блоками:
- мини-музей краеведения ДОУ;
- групповой экологический уголок;
- эколого-краеведческая игротека;
- групповая библиотека “Мир вокруг нас”.
Проведение образовательной деятельности (4 раза в месяц) дает возможность формировать необходимый арсенал знаний у воспитанников, на основе проблемно - диалогического и развивающего обучения, а использование возможностей ИКТ позволяет активизировать педагогический процесс и упростить подачу сложной для восприятия детей информации. Построение образовательной деятельности основанной на инновационном подходе, позволяет приобретать детям знания по капельке, способствуя формированию их экологического сознания.
В качестве примера представляю методическую разработку образовательного мероприятия (занятия) с использованием компьютерной презентации “Путешествие маленькой икринки”.
Конспект занятия “Путешествие маленькой икринки” (старший дошкольный возраст)
Воспитательно-образовательные задачи:
1. Познакомить детей с условиями обитания лососевых рыб; расширять представления об их жизненном цикле; учить определять вид лосося по внешним признакам.
2. Формировать представление о значении лосося для природы и человека; развивать познавательную активность.
3. Воспитывать позитивное, бережное отношение к природе и социально ответственное поведение в ней; прививать любовь к родному краю.
Словарная работа: Малек, пестрятка, смолт, хомминг, нерест, нерестовый бугор.
Предварительная работа: беседа “Водоемы Сахалина”, рассматривание картинок “Пресноводные и морские животные Сахалина.
Материал: Картинки с изображением разных стадий жизненного цикла лосося (малек, пестрятка, смолт, молодь), разных видов тихоокеанского лосося (нерка, горбуша, чавыча, кета, кижуч, сима); шапочки выдр-рыболовок, таз с водой, мяч, три обруча, три флакончика с разными ароматами, сетка-дель.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку.
Кто весь век в воде живет,
А самой воды не пьет,
Ни озерной, ни речной,
Ни какой-нибудь иной?
Дети: Рыба.
Воспитатель: Верно. Я хочу рассказать вам сказку о жизни необычайной рыбы. Ее называют “живой жемчужиной” Охотского моря. Вы догадались, о какой рыбе пойдет речь? Дети: Верно, это лосось. Слушайте!
Слайд 1 – икринка.
Однажды в одной тихой сахалинской речке в песочной ямке жила-была маленькая икринка. Надоело ей лежать в кроватке-ямке, и решила она отправиться в путешествие. Выкатилась икринка из ямки, и понесло ее течение далеко-далеко. Смотрела икринка по сторонам и удивлялась: сколько вокруг нового и интересного! Вместо гальки и мелких камешков она все чаще видела причудливые подводные растения, странные предметы и даже живых диковинных сказочных существ. Вот здорово! Прошло совсем немного времени, и наша икринка почувствовала, что с ней происходит что-то странное: глазки у нее увеличились, стали большими-пребольшими, а на брюшке появились оранжевый мешочек.
Слайд 2 – малек.
Наша икринка превратилась в крохотную рыбку-личинку – малька. Малек – это полупрозрачная рыбка с большими глазами навыкате и оранжевым мешочком на брюшке. В мешочке пища, которой малек питается. Пока он растет, мешочек постепенно уменьшается, а потом и исчезает вовсе. Весело и радостно было мальку, потому что у него было много друзей. Они любили играть, резвиться в чистой, прозрачной речной воде.
Слайд 3 – пестрятка.
Наступила весна. Наш малек подрос, его мешочек исчез, а на боках появились пестрые пятнышки. “Ты теперь не малек, а пестрятка”,- сказала большая старая рыба, которая проплывала мимо. “Вот чудеса! - воскликнул бывший малек. – И что же мне теперь делать?”. Старая рыба ответила: “Пестрятка отличается от малька тем, что должна сама находить себе пищу: маленьких червячков, моллюсков, мелких насекомых. Кроме того, теперь ты должна вести себя тихо, незаметно и осторожно, потому что легко можешь стать добычей хищных рыб, морских животных и птиц”. А сейчас давайте поиграем.
Подвижная игра “Выдры - рыболовки и пестрятки”.
Воспитатель: Когда наша пестрятка подросла и достаточно окрепла, скучно стало ей в родной реке. И решила она отправиться из речки в море – океан. Непростое это путешествие, опасное. Кругом много врагов: птицы, звери, хищные рыбы, человек. Чтобы избежать нападения, пестрятке приходилось плыть в темное время суток, укрываться от зорких птиц под поваленными деревьями, корягами, камнями-валунами. Однажды пестрятка пожаловалась своей соседке, что ей очень плохо и она не может плыть дальше. “Это потому, что в реке очень мало воды,- ответила подружка, - давно не было дождя, река обмелела. К тому же солнце сильно перегрело воду, и кислорода в ней стало меньше. Придется ждать дождя. Давай спрячемся в этом затененном глубоком месте, тут вода прохладней”. И рыбки стали ждать большой воды. К их большой радости, ждать пришлось недолго, вскоре пошел проливной дождь, река стала быстро наполняться водой, и наши герои продолжили свой путь.
Слайд 4 – смолт.
Посмотрите, как изменилась пестрятка во время своего путешествия к океану: чешуйки стали крупными, ярко-серебристыми, хвост удлинился, еще сильнее раздвоился. Имя у пестрятки тоже изменилось. Теперь ее звали “смолт”.Смолт - небольшая рыбка размером с детскую ладошку. Смолт долго готовится к новой жизни в океане.
Воспитатель: Какая вода в реке?
Дети: Пресная.
Воспитатель: А в море, океане?
Дети: Соленая.
В месте, где река впадает в океан, соленая вода моря смешивается с пресной водой реки. Смолты в таком месте привыкают к морской воде и готовятся к выходу в океан.
Воспитатель: И вот наконец-то долгожданные просторы океана. Долго жил смолт в море-океане, целых три года, и вскоре превратился в большую красивую рыбу, которую люди назвали “лосось”. Форма тела у него обтекаемая, что связано с жизнью в воде. Тело состоит из головы, туловища и хвоста. Оно покрыто чешуей и слизью. Сверху чешуя темного цвета, а на брюшке серебристо-белого. И это неспроста. Хищник, смотрящий на рыбу сверху, видит темную спину, которая сливается по цвету с толщей воды или дном. Если смотреть снизу, белое брюхо сливается со светлым цветом водной поверхности. Это защитная окраска. Чешуя лосося растет вместе с рыбой. По числу годовых колец на чешуе можно определить возраст рыбы. Каждый глаз лосося работает сам по себе. Поэтому рыба может смотреть и назад, и вперед одновременно. Несмотря на то, что у лосося нет ушных раковин, органы внутреннего слуха могут улавливать звук в воде. Форма тела приспособлена к движению в быстро движущейся воде. Лосось - настоящий спортсмен: быстро плавает и выпрыгивает из воды высоко вверх.
Воспитатель: Нагулялся наш лосось в море-океане, наелся вдоволь рачков, личинок крабов, анчоусов, кальмаров, но заскучал по родной реке. И решил вернуться в родные края. Собрались они вместе с другими лососями в большой косяк и начали искать дорогу к родному дому. Много опасностей, как природных, так и создаваемых человеком, подстерегает лососей на протяжении всего пути. В море хитрые нерпы, сивучи и касатки так и норовили схватить зазевавшуюся рыбу. Рыбаки перекрывали реки сетями, и спастись было очень трудно. По берегам на них охотились медведи и хищные птицы. Рыба пряталась в ветвях затонувших деревьев, под корягами, камнями и, несмотря на большую усталость, снова устремлялась вперед. Когда наш лосось все-таки нашел свою речку, он заметил, что у него и у его друзей начала меняться одежда. На спине появился высокий горб, верхняя челюсть изогнулась, на хвосте и спинке появились небольшие пятнышки. “Что со мной случилось?” - спросил он у своей соседки. “А это у тебя брачный наряд”, - ответила она.
Слайд 5 – горбуша в брачном наряде.
Посмотрел наш лосось вокруг и заметил, что вес рыбки надели брачные наряды. “Давай познакомимся, - сказала соседка. - Я - тетушка Горбуша. Узнают меня по большому горбу на спине, кривым челюстям и большим зубам. Туловище у меня коричневое, а голова и плавники черные. А вот это дядюшка Кижуч. Брачный наряд у него кирпично-красного цвета, с красноватыми пятнами на жаберных крышках.
Слайд 6 – кижуч в брачном наряде.
Есть в нашей семье и другие родственники: самая крупная из нашего ро¬да - бабушка Чавыча. Ее брачный наряд скромный, однотонный, розово-бурый, без полос и пятен. Племянница Кета очень любит пугать других рыб, поэтому у нее наряд буровато-желтого цвета с темно-малиновыми полосками на боках. Красавица Нерка любит красоваться в ярко-красном, с малиновым оттенком платье, на голову всегда надевает зеленоватую, с желтым отливом шапку. А ее подружка, нежная и модная Сима (вишневый лосось) надевает ярко-красное платье с большим белым пояском”.
Слайды 7,8,9,10 – чавыга, кета, нерка, сима в брачных нарядах.
“А сейчас у нас самая сложная часть пути. Поешь хорошенько, потому что это последняя кормежка в твоей жизни”, - сказала большая красивая рыбка. После захода в пресную воду лососи перестают питаться и живут за счет накопленных в море запасов жира. Путешествие лососей вверх по реке опасное и трудное, но остановить их нельзя: это зов природы! Косяки рыб идут против течения и даже выпрыгивают из воды, если встречают препятствия. Они должны попасть туда, где когда-то сами появились на свет.
Слайд 11 – жизнь лосося.
Удивительно, но ученые утверждают, что лососи находят родную речку по запаху. Когда, лосось близко подходит к реке, он улавливает запах воды, который запомнил, будучи мальком. Лосось узнает аромат родной реки потому, что его обоняние настолько сильное и острое, что он может распознавать самые тонкие запахи. Умение лосося находить свой дом ученые назвали “хомминг”.
Подвижная игра “Найди свой дом по запаху”.
Воспитатель: Подкрепился наш лосось перед трудной дорогой и отправился в путь вверх по реке, преодолевая быстрое течение, заторы, перекаты и даже водопады. Первыми в реку вошли самцы, они проверили, чистая ли вода, хватает ли в ней кислорода, не слишком ли быстрое течение. Затем самки выбрали место, где на дне лежала галька. Каждая стала рыть гнездо: повернувшись боком, совершала размашистые движения хвостом, проверяя глубину гнезда, как бы приседая над ним. Затем она замерла над гнездом и начала раскрывать рот. Рядом лег самец, и они оба начали быстро трясти хвостами, выпуская икру и молоки. Когда самка выпустила икру, а самец полил се своими молоками, самка бережно укрыла ее галькой, чтобы защитить потомство. Отдохнув немного, самка начала строить новое гнездо.
Слайд 12 – нерест лососи (Откладывание икринок в гнездо называется “нерест”, а место, где находятся несколько гнезд с икрой, - “нерестовый бугор”.)
Воспитатель: После нереста самец охраняет свое потомство: кусается, толкается, отпугивает других рыб своим устрашающим видом. А самка своим ярким телом показывает остальным, что это место уже занято.
“Так вот как я родился!” - подумал наш лосось. И стало ему радостно и весело оттого, что путешествие его закончилось и он наконец-то дома.
Гимнастика для глаз.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, как много любопытных рыбок к нам приплыло.
Воспитатель раздает детям ручные тренажеры - рыбки.
Рыбки плывут | Рыбку приближаем к себе - к носу, |
Плавничками гребут | Рыбку удаляем от себя - вперед |
Влево.., вправо… поворот | Медленно глазами смотрим влево |
А потом наоборот | Медленно глазами смотрим вправо |
Воспитатель убирает тренажеры.
Воспитатель: - У нашей сказки хороший, радостный конец, но на самом деле природа устроила так, что через несколько дней после нереста взрослый лосось умирает. Однако его смерть не является напрасной. Мертвым лососем питаются насекомые, животные: медведи, чайки, вороны, орланы. Все они идут к реке, как в столовую, чтобы поесть, набраться сил, накопить жир. Лососи - одно из главнейших богатств Сахалина. От человека, его правильного и разумного поведения зависит сохранение жизни “живых жемчужин” нашего родного края.
Список литературы.
- А.А.Беккер, Т.Б.Агаев. Охрана и контроль загрязнения природной среды. г. Южно-Сахалинск, Гидрометеоиздат, 1998г.
- Лихатович Дж. Лосось без рек, 2004г.
- Ежегодники качества поверхностных вод суши и эффективность проведенных водоохранных мероприятий. г.Южно-Сахалинск, 1993-97г.г.
- Программа “Наблюдай лосося”, АНО “Дикая природа Сахалина”, 2005г.
- Промысловые рыбы, беспозвоночные и водоросли морских вод Сахалина и Курильских островов, СахТИНРО, 1993г.
- Рухлов Ф.Н. Жизнь тихоокеанских лососей,1982г.
- Таранец А.Я. Краткий определитель рыб советского Дальнего Востока и прилежащих вод, 1937г.
- Штерцер Н.В. Методическое пособие по ознакомлению детей 4-6 лет с рыбами семейства лососевые, г.Южно-Сахалинск,2009
- Варченко В.И., Тупичкина Е.А. Дидактические основы использования компьютерных игр в условиях предшкольного образования. Статья в научно-методическом журнале “Детский сад: теория и практика” №6, 2011. С 22-31.