С 1 сентября 2011 года все школы России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), ориентированный на результаты образования, где развитие личности ученика на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
В данной статье представлена модель урока немецкого языка, отражающая основную идею ФГОС, которая заключаются в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. Новый Стандарт предполагает поворот от «знаниевой» парадигмы к «деятельностной».
В модель урока включены основные моменты освоения учащимися универсальных учебных действий. На уроке учащиеся учатся ставить учебную задачу, планировать этапы работы для достижения ожидаемых результатов, выбирать наиболее оптимальные способы решения задачи, сравнивать планируемые и полученные результаты деятельности, вносить корректирующие предложения по организации действий во время урока, видеть возможности применения полученных результатов, осуществлять взаимооценку, оценку собственных действий, комфортности самочувствия на уроке.
Цель урока: учить употреблять слова и словосочетания адекватно ситуации общения.
Задачи (планируемые результаты):
- личностные: проявление целеустремленности, инициативности, креативности
- метапредметные: умение работать в группе
- предметные: умение использовать лексику по теме
Способы деятельности учащихся:
- планирование этапов работы
- выделение лексики в соответствии с заданной темой
- выражение главной мысли услышанного высказывания одним словом
- демонстрация понимания лексики
- соотнесение содержания текста и смысла используемой лексики
- использование лексики в различном контексте
- подбор аргументов, подтверждающих тезис
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Оформление доски:
Дата: Der 13(te) März. | Домашнее задание: | |
Thema: | Hausaufgabe: | |
Arbeitsziel: | Kreuzworträtsel | |
Seite 158, № 9. | ||
Stundenplan passt zu … | Stundenplan passt zu … | |
__________ | _________ | |
Schlussfolgerung: | Kriterien für die Noten: | |
richtig | ||
schnell | ||
viel | ||
aktiv | ||
höflich |
Оборудование, наглядный материал: презентация, компьютер, магнитофон, СD-диск, раздаточные рабочие листы с заданиями, чистые листы для записи ответов на тестовое задание, раздаточный материал для творческого задания: 2 листа формата А3 – макеты расписания, 2 набора фломастеров.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Учитель и учащиеся приветствуют друг друга. Дети работают в двух группах.
У-ль: Guten Tag, Kinder.
У-ся: Guten Tag, Larissa Anatoljewna.
У-ль: Setzt euch.
Heute arbeiten wir in zwei Gruppen. In den Gruppen gibt es Leiter, Maler, Schreiber, Helfer. Die Leiter in den Gruppen stellen die Noten für die Arbeit jedem Schüler. Nennt die Kriterien für die Noten. (определение критериев оценивания работы учащихся на уроке)
II. Речевая зарядка.
- Учитель просит учащихся назвать дату, время, урок, время года, высказываются мнения о погоде и о настроении.
У-ль: Wie spat ist es?
У-ся: Es ist zwölf Uhr zehn Minuten.
У-ль: Welche Stunde habt ihr?
У-ся: Wir haben Deutsch.
У-ль: Wer fehlt heute?
У-ся: Heute fehlt Stepanov Matwej.
У-ль: Welches Datum ist heute?
У-ся: Heute ist der dreizehnte März.
У-ль: Welcher Tag ist heute?
У-ся: Heute ist Dienstag.
У-ль: Ist es Frühling?
У-ся: Ja, stimmt. Es ist Frühling.
У-ль: Wie ist das Wetter?
У-ся: Das Wetter ist kalt.
У-ль: Wie ist eure Stimmung?
У-ся: Die Stimmung ist nicht sehr schön.
III. Обозначение темы урока методом «мозгового штурма».
Cлайд 1 – набор букв: ednlpaSnutn
Задание – расшифровать тему урока:
Ratet mal, wie heisst unser Thema heute?
Слайд 2 – ответ на задание – тема урока
Das stimmt. Unser Thema heute heisst «Stundenplan».
IV. Создание проблемной ситуации.
(cлайд 3)
У-ль: Bestimmen wir unser Arbeitsziel in der Stunde.
Beantwortet meine Fragen, bitte:
- Welche Stunden habt ihr heute?
- Wie ist euer Lieblingsfach?
- Gefällt euch ihr Stundenplan?
Also, schreiben wir einen Stundenplan, den wir uns wünsschen.
Расспрос учащихся о расписании уроков, выяснение отношения (положительное или отрицательное) учащихся к их расписанию.
- Довольны ли вы своим расписанием? Хотите ли что-нибудь изменить? Какую задачу урока мы должны решить? Что для этого надо сделать? (Учитель фиксирует ответы учащихся и совместно составляется план действий, результатом которого будет желаемое расписание уроков; определены критерии оценивания работы учащихся).
Arbeitsziel: einen Wunschstundenplan zu schreiben
V. Открытие «нового знания».
1. Систематизация знакомой лексики (повторение знакомой лексики, аудирование – рассказы-загадки)
- Повторение. Wiederholung.
Sagt bitte, welche Stunden stehen in eurem Stundenplan?
Cлайд 3 – Mathe, Deutsch, Russisch, Musik, Sport, Geschichte, Erdkunde (Geographie), Naturkunde (Biologie)
- Aудирование. Hörverständnis.
Schlagt die Lehrbücher auf. Seite 141, №4.
Нört zwei Texte dreimal.
Ratet, welche Stunden sind das?
Schreibt die Antworten auf das Papier.
Tauscht die Antworten mit anderer Gruppe und kontrollirt einander.
Слайд 4 – seht die richtigen antworten аuf dem Dia.
2. Введение новой лексики.
Und welche Stunden lernen die Schüler anderer Klassen?
Cлайд 3 – Physik, Chemie, Algebra, Ökonomik, Zeichnen
VI. Первичное закрепление.
1. Физкультминутка с применением новой лексики.
- Sportpause:
– Steht bitte auf, wer sich im Stundenplan Geschichte (Deutsch, Werken, Russisch, Mathe, Kunst, Erdkunde, Naturkunde,Musik, Sport) wünscht.
– Danke schön. Setzt euch.
2. Использование лексики по теме в предложенном контексте.
Cлайд 5 – на слайде даны предложения с пропущенными словами.
Учащимся предлагается прочитать предложения с пропущенными словами, определить подходящие к контексту слова и дополнить ими предложения.
Lest die Stützsätze, ergänzt und übersetzt sie.
- Das ist ... .
- Wir gehen in die Schule … Tage in der Woche.
- Schulfrei sind wir …Tage.
- Die Stunden dauern von 8.30. bis … .
- In unserem Stundenplan stehen … .
- Es gibt viel Stunden … , den wir … gern.
- Unser Stundenplan … uns sehr.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
1. Cлайд 6 – на слайде предложения-загадки о школьных предметах
Wie kennt ihr die Schulfächer? Raten wir!
- In welcher Stunde zählen und rechnen wir viel?
- In welcher Stunde erfahren wir über Länder und Kontinente, über Meere und Flüsse?
- In welcher Stunde lesen, sprechen und schreiben wir Deutsch?
- In welcher Stunde erfahren wir über die Natur, über Menschen, Tiere, Vögel und Pflanzen?
- In welcher Stunde singen wir laut Lieder und hören die Musik von Mozart, Beethoven, Bach, Tschaikowski?
- ) In welcher Stunde erfahren wir über das Leben der Menschen in alten Zeiten?
- In welcher Stunde spielen wir Ball gern und laufen schnell?
2. Cлайд 7 – на слайде ответы на загадки
- in der Mathematik
- in der Erdkunde
- in der Deutschstunde
- in der Naturkunde
- in der Musik
- in der Geschichte
- in der Sportstunde
VIII. Тренировочные упражнения.
Выполнение учащимися проекта «Желаемое расписание уроков» и его защита.
1. Выбор лексики для проекта.
Cлайд 3 – из всей лексики по теме учащиеся выбирают нужную для выполнения своего проекта.
Wählt sieben Schulfächer, die ihr euch in eurem Stundenplan wünscht.
Schreibt diese Wörter auf das Papier.
2. Творческая разработка проекта в группе.
Самостоятельная работа в группах 5 минут.
Jede Gruppe bekommt Papier, Filzstifte und schreibt einen Wunschstundenplan. Danach präsentiert ihr eure Projekte und sagt, wo kann man es verwenden.
Wunschstundenplan
Montag | Dienstag | Mittwoch | Donnerstag | Freitag | ||
1 | 8.30 – 9.10 | |||||
2 | 9.20 – 10.00 | |||||
3 | 10.15 – 10.55 | |||||
4 | 11.15 – 11.55 | |||||
5 | 12.10 – 12.50 | |||||
6 | 13.00 – 13.40 |
3. Презентация работ. Применение изученного материала в новой речевой ситуации.
Jede Gruppe präsentiert die Projekte. Andere Gruppe hört und sagt, zu welcher Schule dieser Stundenplan passt.
IX. Рефлексия учебной деятельности и организация самооценки.
1. Домашнее задание. Hausaufgabe.
Hausaufgabe: Kreuzworträtsel – Seite158, №9.
2. Подведение итогов. Schlussfolgerung.
- Какую учебную задачу ставили перед собой?
- Удалось ли нам ее решить?
- Какими способами мы ее решали?
- Какие результаты получили?
- Где бы мы могли применить полученное расписание?
- Закончите предложение «Я очень доволен(льна) (не очень доволен (льна) тем, что сделал(а) _________»
3. Взаимооценка учащимися их деятельности на уроке.
Die Gruppenleiter stellen die Noten den Schülern aus der Gruppe.
4. Прощание.
У-ль: Unsere Stunde ist zu Ende. Vielen Dank für die Arbeit. Steht auf. Auf Wiedersehen.
У-ся: Auf Wiedersehen.