Внеклассное мероприятие "Главное чудо земли"

Разделы: Внеклассная работа


Цель мероприятия: формирование нравственных ценностей учащихся.

Задачи:

  • Воспитывать у детей уважение к хлебу и людям, растившим его.
  • Показать детям реальную ценность хлеба; значение хлеба в жизни человека.
  • Рассказать, что во все времена, у всех народов, во всех странах хлеб- основа жизни человека.

(На сцене все ведущие, звучит “Песня о хлебе” в исполнении Людмилы Зыкиной)

Ведущий 1

Работают эпохи жернова,
Меняет жизнь привычное теченье,
Утрачивая прежнее значенье,
Уходят устаревшие слова.

Ведущий 2

Но есть слова, чей смысл так велик,
Что время обойтись без них не может,
О них еще немало песен сложит,
О них серьёзней думать повелит.

Ведущий 3

Хочу сказать о добром слове “хлеб”,
Которое весомее с годами,
Судьбе его, просоленной слезами,
Впечатавшей в историю свой след…

Ведущий 4. Есть в мире понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но для всех без исключения есть одно общее: хлеб – это жизнь.

Ведущий 5 Хлеб каждый день на нашем столе. Без него не обходится ни завтрак, ни обед. Он сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. Он наш верный друг, имя, которое мы произносим с любовью и теплотой. (Хором) Это имя – Хлеб.

Ведущий 6 Хлеб - это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме. А часто ли мы задумываемся, когда берем хлеб в руки, сколько лет хлебу? История хлеба — это история цивилизации. Человечество не могло бы существовать без зерна, без земледелия.

Ведущий 1 Ученые полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет. Правда, они оговариваются, что хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний. Это были плотные поджаренные куски зерновой массы. В древнем Египте 5-6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба.

Ведущий 2 Искусство приготовления хлеба от египтян перешло к грекам. Хлеб выпекали главным образом из пшеницы, иногда с добавлением меда, молока, жира. Такой сдобный хлеб ценился дорого и был доступен, разумеется, только людям состоятельным, бедняки же довольствовались хлебом из муки грубого помола. Ученые считают, что имя хлебу дали пекари Древней Греции.

Ведущий 3 Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали многие сорта хлеба. Мастера-пекари рецепты хлеба держали в строжайшей тайне и передавали их из поколения в поколение.

Ведущий 4 До нас дошли свидетельства особого почтения, которое жители городов древности оказывали хлебопекам. В честь мастеров возводились монументы.

До настоящего времени в Риме сохранилось надгробие — монумент высотой 13 метров пекарю Марку Вергилию Эврисаку, жившему 2 тысячи лет назад, основателю нескольких больших пекарен. Эти пекарни обеспечивали хлебом почти все население Рима.

Ведущий 5 Долгое время хлеб считался не только деликатесным блюдом, но и лекарственным средством, которое излечивало людей от многих болезней того времени. Знахари рекомендовали нюхать свежеиспеченный хлеб, если человек жаловался на какие-либо простудные заболевания, например, насморк. Люди также заметили, что подсохший черствый хлеб являлся прекрасным лекарством от заболеваний желудочно- кишечного тракта

Ведущий 6 В средние века во многих европейских странах свежеиспеченный хлеб могли есть только члены королевской семьи, хлеб вчерашний предназначался для окружения короля (высшего общества), хлебные изделия выпеченные два дня назад ели помещики и дворяне, хлеб трехдневной давности служил пищей для монахов и школьников, а хлебом, испеченным четыре дня назад, кормились крестьяне и мелкие ремесленники.

Ведущий 1 На Руси, как и во всем мире, всегда было особое поклонение хлебу, высокое почитание его. О хлебе слагали гимны, легенды, песни. О нём говорили как о живом существе, нарекая его самыми высокими именами: хлеб – кормилец, хлеб – батюшка. Хлеб берегли.

Ведущий 2

Не напрасно народ 
С давних пор и поныне 
Хлеб насущный зовет 
Самой первой святыней.

Ведущий 3 Неуважение к хлебу считалось грехом, оскорблением. С малых лет детей учили ценить и беречь каждый кусок хлеба, как самое дорогое богатство. Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.. Если бы удалось посадить за один стол всех, кто когда-либо сказал доброе слово хлебу, мир бы услышал (все вместе ) Гимн хлебу!

Ведущий 4

Дороже и злата, и соболя
Он всем и всему голова
У хлеба значенье особое
Державные держит права.

Ведущий 5

И так повелось это исстари,
Изба – пирогами красна,
Хлеб – наиглавнейшая исповедь
Пред жизнью во все времена.

Ведущий 6 С хлебом связано много обрядов. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути.

Ведущий 1 Хлеб брали с собой, отправляясь свататься. С хлебом и солью встречали гостей.

Чтец 1 Появляется девушка в национальном костюме с караваем

Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Пышным круглым караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником!
С караваем соль подносим,
Поклоняясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук

(вручение каравая почетным гостям)

Чтец 2 (юноша в национальном костюме )

Так повелось на моей земле:
Из года в год, из рода в род – веками
Тот хлеб, что в каждом доме на столе,
Согрет был человечьими руками.
Он их теплом, он их добром пропах,
И песней той, что жаворонком спета,
Под синим небом в золотых хлебах.
В июльский полдень солнечного лета
Пройдется пахарь утром по жнивью,
И сыну, указав рукой на поле,
Негромко молвит: “Поклонись ему,
Как матери, как нашей общей доле!”
Ты вырастешь и через много лет
Опять сюда вернешься на рассвете
И скажешь: “Ничего дороже нет,
Чем теплый хлеб на этом белом свете!”

Исполняется песня “Русское поле”

Ведущий 1 “Поле!.. Вслушайтесь в само звучание этого слова. В нем и легкость, и проникновенность, и музыкальность русского языка. А когда заколосится поле спелым колосом – словно золотым волнующим покрывалом земля покрыта.

Ведущий 2 Хлеба России... – это не только поэтические картины природы. В колосок, умещающийся на ладони, вложен труд и селекционера, и машиностроителя, и химика, нефтяника и металлурга.

Ведущий 3 29 августа у всех православных христиан отмечается праздник - Спас Нерукотворный, который иногда называли Спасом Хлебным, так как к этому времени уже заканчивался период сбора пшеницы и ржи: “Спас – хлеба припас”.

Ведущий 4 Хлеб – святая пища, поэтому каждая страна стремиться отдавать должное этому великому творению. Праздники Хлеба - очень популярное явление. Россия не исключения. Ежегодно во многих городах в апреле проходит “Праздник Хлеба”.

Ведущий 5 В Санкт-Петербурге в 1988 году открыт единственный в России Государственный музей Хлеба, в нем представлено около 19000 экспонатов, посвященных хлебу.

Ведущий 6 Хлеба России... – это бессонные ночи и напряженные дни земледельцев во время уборки урожая. Вот такое коротенькое, но емкое слово – Хлеб. А теперь давайте попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в жизни человека?

Звучит музыка. Появляются скоморохи.

Скоморох 1 Народная мудрость гласит: без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

Скоморох 2 Земля - матушка, а хлеб - батюшка;

Скоморох 3 Хлеб в закромах - счастье в домах

Скоморох 1 Один раз случилась такая история. Давно случалось, когда на Руси ещё купцы хозяйничали.

Скоморох 2 Приехал мужик на пашню, стал соху налаживать, вдруг – беда: волки лошадь задрали. Загоревал мужик: как теперь полоску вспашешь?

Скоморох 3 А тут новая беда: река вышла из берегов, все дороги затопила. Мужику теперь в деревню не вернуться.

Мужик ходит вокруг сохи, чешет макушку. Вдруг видит мужик: по тропинке купец шагает – поперёк себя толще

Купец (появляется): Не знаешь ли, как в город попасть?

Мужик: Подожди малость. Спадет вода, тогда и ступай.

Купец: Ещё чего! Пусть другие ждут. А мне ждать не положено.

Мужик: Это почему же не положено?

Купец: Потому, что у меня денег полны карманы (гремит деньгами). А у кого деньги, тот и господин всему.

Мужик: А вот и нет господин, всему у меня в торбе лежит (прихлопывает по торбе, что висит через плечо).

Скоморох 1 Посмотрел купец на торбу мужикову заплатанную, только рукой махнул.

Скоморох 2 Дескать, с дураком толковать – время тратить. И пошел прочь, дорогу в город искать.

Скоморох 3 Ходил купец день, второй - нет дороги, кругом вода! На третий день голод на него навалился. Ох, как навалился! А кругом - ни гриба, ни ягоды, - весна на дворе.

Скоморох 1 Ещё день прошёл, купец уже траву прошлогоднюю жует. Тут вспомнил он про мужика – вдруг у него хлеб с солью есть (мужик сидит и жуёт хлеб с солью. Появляется купец.)

Скоморох 2 Вернулся купец на пашню, а мужик, и верно, сидит на пеньке, горбушкой ржаной закусывает. Увидел купец краюху – сам не свой стал! Засеменил, засуетился, кошель с деньгами мужику суёт.

Купец: Дай хлеба за кошель!

Мужик: За деньги не дам.

Купец (взмолился): Неужели мне с голоду помирать?

Мужик: Зачем помирать? Хлебом с тобой поделюсь. Только помоги полоску вспахать.

Купец (затрясся от гнева): Где ты, хамово племя, видел, чтобы купец на мужика работал?

Мужик: Не хочешь – не надо. Ступай себе со своим золотом.

Скоморох 3: Смекнул купец: золотом не наешься, пропадешь без мужикова хлеба. Спрашивает.

Купец: Какая тебе работа нужна?

Мужик: Время пахать, а лошадь мою волки задрали. Впрягайся в соху. Помоги.

Скоморох 1: Нечего делать купцу, пришлось в соху впрягаться. (Купец сбрасывает поддевку, картуз, впрягается и пашет).

Скоморох 2: Потянул купчина соху, еле с места стронул. А мужик покрикивает.

Мужик: Трогай! Но! Но! Пахать – не торговать! Шевелись!

Скоморох 3 : Тянет купчина соху, рукавом пот со лба вытирает. А мужик своё.

Мужик: Но! Но! Пашню пашут, руками не машут! Тяни бойчее!

Скоморох 1 : Вспахал купец половину пашни, хотел, было отдохнуть, мужик опять командует.

Мужик: Но! Но! Тащи нелениво, заживем счастливо!

Скоморох 2: Отпахал купец к вечеру полоску, устал, еле дышит. (Купец сел, мужик дал ему хлеба и щепотку соли. Купец жадно ест.)

Скоморох 3: Дал мужик краюху хлеба поболе, соли щепотку в придачу. Набросился купчина на каравай, жует, торопится, кусок за куском глотает.

Мужик: Теперь видишь – сила не в золоте. В торбе крестьянской сила.

Купец (с набитым ртом): Причем тут торба твоя заплатанная?

Мужик: Притом, что в торбе я хлеб ношу. А хлеб- всему голова! Что хлеб скажет - тому и быть! Так-то!

Ведущий 1: Итак, Хлеб - всему голова, но не только.

Ведущий 2: Хлеб – это и рука друга, протянутая в час испытаний.

Ведущий 3: Хлеб участвует в сражениях за свободу и независимость Родины.

Ведущий: 4 Хлеб – солдат, дипломат и строитель.

Ведущий 5: Поэтому отношение к хлебу должно быть поистине светлое. А как бывает горько и обидно, когда видишь в столовой разбросанные на полу или втоптанные в грязь куски хлеба.

Мужик:

Говорят в народе метко: от зари и до зари
Хлеб растет не для объедков,
Съесть не можешь - не бери.

Ведущий 6: А сколько хлеба можно увидеть ежедневно в мусорных ведрах! Представьте, если каждый житель маленького, 150 тысячного, города выбросит на помойку 100 гр. хлеба в день, это составит 15 тонн уничтоженного хлеба!

Ведущий 1: Но, а если это город с многомиллионным населением, как наша Москва, то можно понять, сколько десятков гектаров тяжелых зрелых колосьев мы ежесуточно сводим с лица планеты. Привычно, бездумно, сводим.

Ведущий 2: Покупая свежий хлеб и при этом, избавляясь от черствого, или выбрасывая недоеденные кусочки в школьной столовой, всегда помни (все ведущие вместе), что в блокадном Ленинграде от голода погибло почти в 40 раз больше людей, чем от бомб и снарядов.

Ведущий 3:

Был хлеб всегда в почете на Руси -
Ее просторов главное богатство,
Его ты хочешь цену знать? -
Спроси. Тебе ответить могут ленинградцы.

Ведущий 4: 900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250 г хлеба, а жители города 125 г. Враг надеялся задушить ленинградцев голодом. Но город жил, боролся, помогая фронту.

Ведущий 5: В блокадном Ленинграде от дневной нормы хлеба в 125 грамм зависело жить или умереть.

Чтец 3

Я помню хлеб, он черен был и липок –
Ржаной муки был грубоват помол.
Но расцветали лица от улыбок,
Когда буханку ставили на стол…
Военный хлеб. Он к щам годился постным.
Раскрошенный, он был неплох с кваском.
Он вяз в зубах, приклеивался к деснам.
Его мы отделяли языком.
Он кислым был, ведь он был с отрубями,
Не поручусь, что был без лебеды.
И все ж с ладони жадными губами
Я крошки подбирал после еды…

Ведущий 6 Люди голодали, но не теряли человеческого достоинства, старались помогать друг другу и особенно заботились о детях. Если вы будете в Санкт-Петербурге, то обязательно сходите в музей истории города

Ведущий 1 Вы увидите маленький черный комочек, больше похожий на глину, чем на хлеб. Это очень важно и нужно нам, чтобы лучше ценить хлеб.

Ведущий 2 В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, кореньев, желудей, семян лебеды.

Ведущий 3 Долгое время Россия была главным поставщиком хлеба за границу. Труден путь от зернышка до колоса, от колоса до муки и того, что мы видим на нашем столе

Ведущий 4 Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает им. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им.

Ведущий 5

Хлеб.... Наскучит ли он? Никогда!
Без него обойтись и не пробуй.
Без него человеку беда.

Ведущий 6 Хлеб всегда был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей. Ведь  не зря говорится “Есть хлеб - будет песня”. И в наш век, век великих достижений, он составляет первооснову всей жизни. Люди вырвались в космос, покоряют океаны, а хлеб остается хлебом.

Ведущий 1: Мы справедливо приравниваем хлеб к золоту, но если золото люди находят в самородных и месторождениях, то Хлеб сам не родится.

Ведущий 2: Его выращивают добрые руки земледельца, а умом ученых создаются высокоурожайные сорта пшеницы. И выращенный таким образом Хлеб становится (хором) золотом самой высокой пробы.

(Выходят все участники на сцену, тихо звучит “Песня о хлебе” в исполнении Людмилы Зыкиной )

Ведущий 3 Каждый человек, знающий свою историю, любящий свой народ, не может небрежно отнестись к хлебу.

Ведущий 4 Беречь его должны не только те, кто сеет, убирает, хранит зерно в закромах, выпекает из него хлеб, а каждый из нас ежедневно обязан помнить: хлеб - бесценное сокровище.

Ведущий 5 Бережливость, уважение к хлебу не от скупости, не от бедности. Мы знаем, что в хлебе заложен не только труд наших современников - земледельцев, в нем пот и кровь предков.

Все вместе Хлеб – наше общее богатство.