Цели урока:
- Познакомить с зимними изменениями в живой и неживой природе, установить взаимосвязь между живой и неживой природой;
- Развивать умение «соработничества»;
- Обогатить и расширить словарный запас учащихся;
- Прививать любовь к красоте Божьего мира.
Ход урока
I. Орг. момент.
– Здравствуйте!
Ребята, готовы вы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья.
Мы – хороший, дружный класс,
Все получится у нас.
(слайд 1)
II. Формулировка темы и задач урока.
(слайд 2)
Утром кот принес на лапках,
Первый снег, первый снег.
Он имеет вкус и запах,
Первый снег, первый снег.
Он кружится – легкий, новый,
У ребят над головой.
Он успел платок пуховый расстелить,
Расстелить на мостовой.
Он белеет вдоль забора,
Прикорнул на мостовой.
Значит, скоро, очень скоро,
Полетят салазки с горок.
Значит, можно будет снова
Строить крепость во дворе.
– Это стихотворение связано с темой нашего урока. Подумайте, о чем оно и какова тема сегодняшнего урока? (ответы детей)
– Чему мы можем научиться? Где мы сможем применить полученные знания? (ответы детей)
III. Вводная беседа с мотивацией.
– Да, вы совершенно верно сказали, что темой урока будет «В гости к зиме». На уроке мы должны познакомиться с зимними изменениями в живой и неживой природе, установить взаимосвязь между живой и неживой природой, будем продолжать учиться работать в группах. Эти знания нам пригодятся, когда вы пойдете в лес, эти знания расширят ваш кругозор, помогут усвоить новую тему.
– Запишите тему урока в рабочий лист (Приложение 1. Рабочий лист) (слайд 3)
IV. Введение новых знаний.
(слайд 4)
1. – А сейчас, я хочу узнать, что вы уже знаете по этой теме. Работаем в группах, на рабочих листах.
- группа 1 – Подчеркните зимние месяцы.
- группа 2 – Подчеркните те явления природы, которые характерны для зимы.
- группа 3 – Подчеркните те зимние явления природы, значение которых вам кажется непонятным.
– Время для работы 3 минуты.
– Время истекло. Кто будет отвечать? (Ответы детей)
2.– Молодцы! Значение непонятных слов вы узнаете в ходе моего рассказа. А теперь, послушайте объяснение новой темы.
Сотворил Бог небо и землю. На 3 день велел Земле произрастить зелень, траву и деревья. На 5 день вода произвела душу живую – насекомых, слизней, рыб. А над землею по тверди небесной полетели птицы. На 6 день велел Бог земле произвести души живые. И появились на Земле животные. И так Господь устроил, что каждый жил сам по себе, и в тоже время, зависел от других.
И сейчас к нам тихо пришла зима. (слайд 5)
Как в сказке построила она за 1 ночь белый дворец. Деревья, кустарники и травы, покрыла она мягким пушистым одеялом. Реки, озера и лужи заковала в ледяной панцирь. У красавицы – зимы 3 любимых цвета: белый – цвет снега, голубой – цвет - неба и черный – цвет деревьев.
Трудно заметить разницу начала, середины и конца зимы. Но, давайте, внимательно приглядимся.
Начало зимы – Первозимье. (слайд 6)
Начинается с того дня, когда снег надолго ляжет на землю. В разные годы по – разному наступает это время. Самое раннее – в начале ноября, самое позднее – во второй половине декабря.
Солнце в предзимье греет слабо. Цвет у солнца – красно – малиновый. Даже в полдень стоит оно низко над горизонтом. Небо – серое, хмурое. Облака низко стелются над землей. Дождь часто сменяется снегом. Морозы сменяются оттепелями. Самый короткий день первозимья – день зимнего солнцестояния. Ветер дует в северо - западном, северо – восточном направлении. Температура воздуха бывает и + и -. Вам было непонятно значение слова (выслушиваются ответы детей). Посмотрите, что оно обозначает. (Гиперссылка по словам, слайды 7, 17)
– Второй этап зимы наз. Коренная зима.
Начинается с 23 декабря. Теперь с каждым днем будет раньше светать, позже смеркаться. Почему? Потому, что солнце поднимается все выше и выше над горизонтом. Светит ярче. Цвет солнца меняется на бледно – желтый. Небо становится бледнее и голубее. Облака высоко в небе. Ветер дует северный, температура воздуха «- «. Вся земля покрыта снежным покрывалом. Везде сугробы. Деревья одеты в роскошный наряд пушистой изморози. Солнечные дни чередуются с метелями, ледяным ветром и лютыми морозами. На деревьях можно увидеть иней. Заканчивается коренная зима в нач.февраля, когда большая синица заведет свою песню. Вам было непонятно значение слова (выслушиваются ответы детей). Посмотрите, что оно обозначает. (Гиперссылка по словам, слайды 8–9, 16)
– Третий этап зимы – Перелом зимы. Солнце поднимается все выше и выше, и греет так. Что возле деревьев образуются ямки. День становится намного длиннее. Небо голубеет, облака плывут белыми кучками. В солнечный день снег с крыш начинает иаять и начинается капель. Натекают капли друг на друга и, замерзая в холодном воздухе, образуют сосульки. Снег стал рыхлым, серым. Сверху подтаявший на солнце снег, за ночь подмерзает и образует ледяную корку – наст. А на дорогах образуется гололедица. Но зима еще не сдается. Вьюги и метели под февраль полетели. Заканчивается перелом зимы в марте. Вот, какая бывает зима.
Вам было непонятно значение слова (выслушиваются ответы детей). Посмотрите, что оно обозначает. (Гиперссылка по словам, слайды 10–12, 14–15)
– А теперь, физкультпауза.
V. Обобщение и первичное закрепление.
– Откройте учебник на странице 132. Читаем параграф.
– Ответьте на мои вопросы:
– Что первым сотворил Бог?
– В какой день появились на земле животные, рыбы?
– На ск. условных этапов можно разделить зиму?
– Как называется 1, 2, 3 этап зимы? Запишите в рабочем листе.
– Что запомнили о первозимье, коренной зиме, переломе зимы?
VI. Введение новых знаний
– А сейчас вы узнаете, какие изменения произошли в живой природе.
– Как зимуют деревья, кустарники, травы?
– есть травянистые растения, которые уходят под снег зелеными. Это – земляника, копытень, озимые рожь и пшеница. Посмотрите иллюстрации в учебнике на стр. 134.
– Почему они не замерзают? (ответы детей)
Т.о здесь мы можем видеть взаимосвязь живой и неживой природы.
– А вот как готовятся к зиме звери, об этом вам расскажут Маша и Георгий. (слайды 18, 19)
– Спасибо, ребята.
VII. Обобщение и первичное закрепление.
– А теперь ответьте на вопросы викторины. (слайды 20-30)
VIII. Подведение итогов урока.
- – Вот и завершается наш открытый урок. А какова была тема урока?
- – Чему вы научились, что нового узнали?
- – Что мы можем сделать для животных, чтобы помочь им пережить зиму?
- – Где вы можете применить полученные знания?
- – Отметьте в рабочих листах степень усвоения нового материала и оцените свою работу на уроке.
- – За хорошую работу на уроке я ставлю отметку «5» ……. ит.д.
Домашнее задание. (слайд 31)
– Группа 1 вы должны будете прочитать дома материал в учебнике на стр. 132–132, знать значение новых понятий.
– Группа 2 вы работаете по индивидуальным заданиям на карточках
– Группа 3 вы получаете творческое задание – подготовить рассказ о жизни животных или птиц зимой. Согласуйте свой выбор друг с другом.
– Спасибо ребята за работу на уроке. Вы – молодцы! (слайд 32)