Класс: 8 класс
Характеристика класса: 24 ученика; 7 учеников имеют хорошие математические способности, 14 учеников имеют средние математические способности, 3 ученика имеют низкие математические способности. Возраст: 1998г – 12ч.; 1997г – 12 ч. Состав семей: многодетные – 0, неполные семьи – 6; дети, находящиеся на опеке – 0, малообеспеченные – 8, единственные дети в семье – 5. Образовательный уровень родителей: высшее образование – 6 человек, средне – специальное – 10 человек, среднее – 15 человек. Социальный состав родителей: служащие – 17 человек, интеллигенция – 4 человека, рабочие – 15 человек, не работают – 3 человека. Состояние здоровья учащихся: имеют хронические заболевания – 2 ученика, нарушено зрение – 9 человек.
Программа:
- Сборник нормативных документов математика. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебный планы. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М. “Дрофа”, 2009г.
- Программы. Математика 5-6 классы. Алгебра 7-9 классы. Алгебра и начала анализа 10-11 классы. И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. Москва. “Мнемозина”, 2009г.
Учебник и задачник : А.Г. Мордкович. Алгебра-8. Ч.1. Мнемозина 2009г.
Задачник: А.Г. Мордкович. Алгебра-8. Ч.2. Мнемозина 2009г.
Раздел: глава 2. Функция у = . Свойства квадратного корня (18ч.)
Количество часов в неделю – 3 часа, год – 102 часа.
Тема урока: Свойство квадратных корней.
Тип урока: Систематизации и обобщения изученного материала.
Цели: обобщить и систематизировать знания по теме “Применение свойств арифметического корня”; формировать умения применять эти свойства.
Образовательные задачи:
- повторить свойства квадратных корней;
- применить свойства корней при нахождении значения выражения и вычисления корней;
- передавать информацию сжато и выборочно.
Развивающие задачи:
- развивать познавательную активность, логическое мышление, творческие способности учащихся;
- воспроизводить изученную информацию, рассуждать и обобщать, работая в парах.
Воспитательные задачи:
- способствовать развитию навыка самостоятельного применения знаний при преобразовании выражений, содержащих квадратные корни;
- воспитание через содержание учебного материала умения работать в коллективе, сотрудничать как во время работы, так и во время проверки ее результатов.
Предполагаемые результаты: умение работать на компьютере, самостоятельное применение знаний при преобразовании выражений, содержащих квадратные корни.
Оборудование:
- рабочие тетради, цветные карточки - сигналы, тест для самостоятельной работы, карточки с дополнительными заданиями, слайд с образцами решения, презентация урока, мультимедийный проектор, компьютер.
I. Самоопределение к учебной деятельности.
Цель этапа: включить учащихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока: закрепление приобретенных знаний и умений применять свойства арифметического квадратного корня.
Деятельность учителя - организует деятельность учащихся на уроке; деятельность учащихся – определить цели урока.
Организация учебного процесса на этапе 1:
– Здравствуйте, ребята! Садитесь. Запишите домашнее задание:
– Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке? (Вынесение множителя из-под знака корня, внесение множителя под знак корня.)
- Что вы должны знать в конце урока? (Знать свойства арифметического корня).
- Что вы должны уметь в конце урока? (Уметь самостоятельно применить знания при преобразовании выражений, содержащих квадратные корни).
II. Актуализация знаний.
Цель этапа: обеспечить деятельность учащихся при повторении свойств арифметического корня и умения применять эти свойства.
1. Игра “Светофор”. “Веришь – не веришь” (Задание спроецировано с помощью проектора на экран). Фронтальный опрос. Деятельность учителя - с помощью заданий проверяет знания по данной теме; деятельность учащихся – с помощью карточек (красного цвета – “не знаю”, желтого цвета – “сомневаюсь, зеленого цвета – “ верно”) отвечают на вопросы. Задания объясняют (отвечают на вопрос “почему?”).
- Верно ли равенство?
1.= 3*0,8 = 2,4;
2. = -9
3. = -5
4.()2 = 5
5.
Игра “закончи предложение”. Перечислите свойства квадратного корня.
Если квадратный корень возвести в квадрат, то получим...
Квадратный корень из произведения равен...
Квадратный корень из дроби равен...
Верно ли равенство?
2. Историческая справка.
Мы повторили с вами теоретический материал, а откуда же появился этот необычный знак обозначающий корень квадратный и для этого мы с вами отправимся на планету истории. Ученики делают сообщения по данной теме.
О ЗНАКЕ КОРНЯ. Начиная с 13 века итальянские и другие европейские математики обозначали корень латинским словом Radix (корень) или сокращенно Rх. В 15 веке писали R212 вместо .
В 1626 году нидерландский математик А.Ширар ввел близкое к современному обозначение корня V. Если над этим знаком стояла цифра 2, то это означало корень квадратный.
Это обозначение стало вытеснять знак Rх. Однако долгое время писали V а +в с горизонтальной чертой над суммой. Лишь в 1637 году Рене Декарт соединил знак корня с горизонтальной чертой, применив в своей “Геометрии” современный знак корня . Этот знак вошел во всеобщее употребление лишь в начале 18 века.
Знак корня был введен практической необходимостью, зная площадь людям в 16 веке нужно было вычислять сторону квадрата. Для этого был введен корень квадратный.
III. Этап обобщения и систематизации знаний.
Цель этапа: обеспечить практическую деятельность учащихся (создание условий для успешного решения теста).
1. Деятельность учителя: предлагает дифференцированные задания, организует практическую деятельность учащихся. Деятельность учащихся: выбрать доступный ему уровень: С (низкие математические способности) – решают у доски; В (средние математические способности); А (хорошие математические способности), выполнить задание. Номера по учебнику: С - № 7(в), 26(а); В - № 28(б); А – 27 (а).
Затем на слайде появляются готовые решения для самопроверки (уровень А, В). Приемы: самопроверка, взаимопроверка, самооценка.
2. Физкультурная пауза (проводит физорг класса, применяется проектор):
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
IV. Тест для самостоятельной работы (работа в парных группах).
Цель этапа: сравнить полученные результаты с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда).
Дифференцированный тест (3 задания “3” уровень С; 4-е задания “4” уровень В; 5 заданий “5” уровень А. Деятельность учителя: организует проверку и оценку работ всех учащихся. Деятельность учащихся: умение работать на компьютере, самостоятельное применение знаний при преобразовании выражений, содержащих квадратные корни.
1. Вычислите: .
Ответы: 1) 10,5. 2) 1,05. 3) 105. 4) 0,105.
2. Вычислите: .
Ответы: 1) 4,2. 2) 0,42. 3) 42. 4) 420.
3. Вычислите: •.
Ответы: 1) 160. 2) 0,16. 3) 1,6. 4) 16.
4. Вычислите:.
Ответы: 1) 10. 2) . 3) 0.01. 4) .
5. Вычислите: .
Ответы: 1) 10. 2) 0,1. 3) 1. 4) 100.
V. Рефлексия деятельности на уроке.
– Какую тему мы сегодня повторяли? (применение свойств арифметического квадратного корня.)
– В чём испытали затруднение?
– Над чем необходимо ещё поработать?
Литература.
1. А.Г. Мордкович. Алгебра-8. Ч.1. Учебник. Мнемозина 2009 г.
2. А.Г. Мордкович. Алгебра-8. Ч.2. Задачник. Мнемозина 2009 г.
3. Библиотека Сибирского Федерального Университета, http://lib.sfu-kras.ru/
4. “1 сентября”, фестиваль “Открытый урок”.
5. И.Я.Депман. За страницами учебника математики. М., Просвещение, 1989 г.
6. Р.С.Черкасов. Журнал “Математика в школе”. № 5, М., Педагогика,1991 г.