Азбука народного воспитания

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Гениальный опыт воспитания ребёнка с первых дней его жизни, накопленный, отточенный и проверенный на протяжении многих веков, даёт нам народная педагогика. Это опыт воспитания, утвердившийся в крестьянской Руси, подарил нам самобытнейшую культуру. В творчестве народных исполнителей мы встречаем великолепные песни и хороводы, сказки и загадки, пословицы и приметы.

Знание произведений народного творчества, дарование и мастерство не рождались сами собой, а воспитывались с колыбели. Опыт воспитания детей передавался по наследству. Родители знали, что нужно вложить в ребёнка, как ухаживать за ним, какую создать вокруг него обстановку. Каждому понятно, что если с ребёнком не общаться, не разговаривать, не играть, не обучать движениям, то будет расти бессловесный, слабый, медленно развивающийся ребёнок. В первую очередь детей старались приучить к родному языку, научить двигаться, активно воспринимать окружающий мир.

Воспитание протекало в естественной домашней обстановке, в повседневных заботах, в обычном общении, как бы само собой. Но при этом опиралось на созданные народом специально для детей музыкальные и поэтические произведения, игры, игрушки, бытовые предметы, приспособления для физического развития.

Произведения народного творчества имеют огромное значение в воспитании ребёнка. Они являются самыми первыми услышанными ребёнком музыкальными и поэтическими творениями, запоминались им, через них ребёнок познавал родной язык, родные мотивы, физически развивался в играх. Через них знакомился с окружающим миром. В его памяти, ещё девственно чистой, откладывалось всё самое поэтичное и музыкальное, появлялось творческое мышление, рождался человек. Детские песни и игры являлись теми семенами, из которых впоследствии и вырастал подлинный исполнитель-творец. Главное назначение этих песен – влиять на психологическое состояние, поведение и настрой ребёнка в момент его засыпания. Размеренный, небыстрый мотив, в ритме покачивающийся люльки, текст, построенный на образах, знакомых ребёнку, успокаивают его, действуют на него усыпляющее. Пропевание песен ребёнку имеет большое значение в его эстетическом воспитании, в развитии творческого мышления, памяти, становления уравновешенной психики. Для ребёнка важно удовлетворение моторной потребности, овладение собственным телом и пространством, развитие реакции, накопление слухового, зрительного и информативного опыта. Ценность народных произведений состоит в том, что они практически и психологически подготавливают детей к самостоятельному творчеству, к восприятию и исполнению произведений уже своего детского фольклорного репертуара, к участию в играх со сверстниками, что является новым этапом в их творческом развитии. В самом фольклоре большая воспитательная ценность – ребёнок слушает, наблюдает, сравнивает, познаёт неведомые ему явления, через сюжеты песен знакомится с окружающим миром, голосами птиц и животных, сельским бытом и хозяйственными работами. Исполнение народных песен, прибауток, потешек отвлекает ребёнка от отрицательных эмоций, освобождает от депрессивных эмоциональных состояний. Малые фольклорные жанры важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для жизненно важных функций организма – становления речи, тренировки памяти, информативного запаса. По мере физического и интеллектуального развития ребёнка выделяется эволюция его литературных пристрастий, а отсюда – отбор художественных произведений для знакомства с ними.

На основе этого интереса я попытаюсь показать педагогам, родителям, как заниматься с детьми, чтобы сформировать умение внимательно слушать и видеть, правильно понимать сказанное, делать логические выводы, выделять причинно-следственные связи, главные и второстепенные признаки. Чем больше ребёнок пересказывает, отвечает на вопросы по тексту, описывает иллюстрации, сочиняет свои рассказы, тем грамотней, ярче и точней становится его речь.

Всегда хочется найти яркую форму для проведения внеклассных занятий. И фольклор даёт нам эту возможность. Слово фольклор - нерусское. В нём два английских корня. Буквально это слово переводится как “народная мудрость”.

Этим словом очень удачно названы произведения устного народного творчества: сказания и былины, предания и легенды, загадки и небылицы, пословицы и поговорки и другие.

Сейчас они печатаются в книгах. Но так было не всегда. Они родились, и многие века существовали как устные произведения. Они сочинялись в народе и передавались из уст в уста. От человека к человеку.

Обаяние народного творчества очень велико. Многие писатели, поэты, художники сохранили воспоминания о материнских песнях и бабушкиных сказках, страшных рассказах про лешего и домового. Смешных небылицах и весёлых прибаутках. Эти впечатления они выразили в своих произведениях: стихах, романах, повестях, картинах, музыке.

Устному творчеству русского народа мы обязаны появлением замечательных сказок Пушкина, картин Васнецова, музыкальных произведений Римского-Корсакова и Мусоргского.

Перед тем как сблизить маленького ребёнка с понятием “фольклор” и раскрыть для него великолепные образы народной речи, нужно в первую очередь довести до его сознания секреты словесной выразительности художественных произведений. Перед учителем стоит серьёзная, трудная задача. Помочь учащемуся глубоко и осмысленно владеть, знать и применять полученный богатый интересный материал о русском речевом этикете, о речевом своеобразии текста (присловье, зачин, троекратное повторение), о календарно-обрядовых праздниках и их связи с солнечными циклами в природе, о древних мифологических представлениях славян, ранними формами религии. Также не маловажной задачей стоящей перед учителем является воспитание уважения к делам своих предков, их быту, культуре, хозяйственной деятельности.

Знакомится с фольклором на внеклассных мероприятиях, мы начинаем с 1 класса. Целью изучения фольклора является формирование представлений о сведениях из глубины веков о жизни наших предков: о том, что ели и пили наши предки. Во что одевались, а также о том, как обращались друг с другом, что ценили. Через фольклор и родное слово учащиеся приобщатся к её истокам, её основам.

Окружающая природа и смена её по временам года позволяют помочь учащимся последовательно и легко усвоить предлагаемый материал. Например: В 1 классе занятия носят познавательный и обучающий характер. Дети знакомятся со временами года, приметами, старинными русскими обычаями, обрядами, названиями месяцев по старинному календарю. Например, месяц сентябрь называли - “руен”, месяц октябрь называли месяцем синиц. В эту пору синички перебираются поближе к человеческому жилью. В январе месяце узнают о том, как встречают деревья снегопад. В феврале месяце наблюдают за снежными пушинками (снежная пыль, крупа, хлопья). Почему хрустит снег под ногами? Что такое наст? Кому трудно (легко) передвигаться по насту? Почему? Также изучаются календарно – обрядовые праздники и их связи с солнечными циклами в природе. Купальские обряды, праздник Рождества, Колядки, Масленица.

Весной, когда солнышко начинает первыми лучиками пригревать землю, мы проводим с детьми беседу о долгожданной капели, о первом весеннем шуме. Вот пример одной из них.

Тема беседы: Расширять знания и представления детей о берёзе.

Цель: формирование патриотического сознания учащихся 1 класса; воспитание чувства гордости и любви к русой берёзке – символ России.

Задачи: дать представление о самом почитаемом дереве в России – берёзе. О значении её в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. О её взаимосвязи с окружающей средой. Воспитание любви к русской берёзе, бережного отношения к ней.

Совместная деятельность детьми и родителями:

  • Подбор рассказов, стихотворений, песен, в которых говорится о берёзе.
  • Подготовка и просмотр фотоальбомов с изображением берёзы в разное время года.
  • Беседа за круглым столом “Целебное лукошко”

Итог

1.Поделки из бересты

2. Выставка рисунков

3. Фотовыставка

Ход занятия

Деятельность учителя:

1. Рассказ учителя о берёзе

2. Чтение подобранных произведений о берёзе

3. Ответы на вопросы

Деятельность учащихся:

1. Коллаж из сухих листьев берёзы

2. Пение русских народных песен

3. Рассматривание репродукции картин

4. Чтение пословиц, поговорок, загадок, стихотворений подобранных заранее

Апрель – самый звонкий месяц года. В нём первая яркость весенних красок и первый весенний шум, а вернее, даже звон долгожданной капели. Солнце пригревает всё сильнее, недаром слово “апрель” происходит от латинского “согретый солнцем”. Именно в этом месяце все православные отмечают самый любимый церковный праздник пасху. Весна-это утро года. А кто рано встаёт, тому бог подаёт.

Апрель-месяц говорливой воды, первой зелени, прилёта птиц. В народе апрель почитали за осадки, ведь они всегда залог будущего урожая.

Если на Благовещение (7 апреля) холодно – будет сорок морозов по утрам, не прилетели ласточки – весна холодная. Ярко светит солнце – лето грозовое, гроза – лето тёплое и урожайное. Пришла Матрёна Полурепница (9 апреля) – пора отбирать половину запасов репы для посадки на семена, а Ирина Рассадница (29 апреля) велит сеять в рассадники капусту.

В прозрачном до голубизны воздухе, какой бывает только в апреле, деревья кажутся выше и тоньше. Эта лёгкая прозрачность дана лесу белоствольной берёзой.

БЕРЁЗОВЫЙ СОК

Видов берёзы много, растёт она в разных странах, но только на Руси стала истинно народным символом. Само слово “берёза” происходит от глагола “беречь”. До сих пор на Троицу дома украшают берёзовыми ветками, чтобы очистить и оберечь дом. А кто не ходил в баню с берёзовым веником? Традиция стара как мир. Берёзовым веником хлестали в бане, чтобы изгнать хворь и очистить душу. Многие народы, живущие на территории России, почитают священную берёзу. У якутов, например, бытует поверье, что в старой берёзе живет старая и мудрая женщина – Хозяйка земли.

БЕРЁЗА ПЛАЧЕТ

Когда под ярким солнечным небом в апрельском лесу невесть откуда падают редкие капли, в народе говорят: “Берёза плачет”. Из ранок и трещинок на стволе выступает берёзовый сок. Вокруг почек собирается особая питательная жидкость – удивительная кладовая природных соединений, которая защищает дерево от болезней, насекомых-вредителей, растений-паразитов.

Берёзовый сок поможет восстановить силы ослабленному организму, выведет токсичные вещества, оздоровит кровь.

Собирают сок в момент начала сокодвижения. Делать это нужно так, чтобы не причинить вреда дереву. Достаточно прорубить тонким шурупом кору на несколько см., вставить в отверстие тоненькую полоску жести или узенький деревянный клинышек и подставить под него банку. Отверстие делать с северной стороны ствола. Щедрое дерево даст достаточное количество сока и при этом останется целым: тонкое отверстие быстро затянется, берёза залечит сама себя. Трудно найти заболевание, где не смогли бы помочь отвары, настои, ванны из берёзовых почек или молодых листьев березы. Берёза очень сильна энергетически, выделяемые ею фитонциды обеззараживают воздух за полчаса. Прогулку по начинающему зеленеть берёзовому лесу лучше всего совершать в полдень, когда нагретые солнцем деревья выделяют максимальное количество биологически активных летучих веществ.

Полезные советы

  • Берёзовые листья, положенные в шкаф, предохранят одежду от моли.
  • Берестяная посуда предохранит продукты от порчи.
  • Эмалированная кружка, обёрнутая берестой, дольше сохраняет тепло налитого в неё напитка.
  • Берёзовый дёготь, смешанный с нутряным салом, - отличное средство для лечения детского диатеза.
  • Активированный уголь, первейшее средство при отравлениях и иных интоксикациях организма, также получают из берёзы.
  • Берёзовый уголь, завёрнутый в тряпочку и положенный в кладовой, холодильнике, уберёт запах испорченных продуктов.
  • Шашлык. Приготовленный на берёзовых углях, не будет иметь постороннего запаха.

Во втором полугодии дети знакомятся с фольклорным жанром. Какие-то произведения прослушиваются, использование ТО. Что-то зачитывается, разучивается наизусть (считалки, скороговорки, стихи, колыбельные песни, заклички). Дети знакомятся с Батюшкой домовым и его семейством. С хозяином поля – Полевиком. С подводным князем – Водяным. По древним поверьям узнают о Дедушке Морозе. В последней четверти дети знакомятся с практической частью программы. Это изготовление первых куколок для колыбели, изготовление игрушек из глины, знакомятся с плетением венка, плетением косички из жёсткой нити.