Пояснительная записка
Синтетический характер театрального искусства позволяет в полной мере решать задачу развития личности ребенка, ведь именно театр, объединяющий в себе различные виды искусства, становится для детей тем волшебным краем, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Преимущества развития детей средствами театрального искусства заключены, прежде всего, в коллективной природе театра. В то же время театральное искусство глубоко индивидуально и в полной мере позволяет реализовать индивидуально–дифференцированный подход в воспитании дошкольников.
Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развиваются символическое мышление, двигательный, эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.
На развитие творческого воображения, на создание оригинального образа того или иного героя огромное воздействие оказывает музыка. То, что дети не могут выразить словами, они пытаются выразить с помощью жеста, мимики, пластики.
Каждому ребенку, выходящему на сцену, приходится самостоятельно решать задачи реализации творческого образа, а небольшие этюды, направленные на создание такого образа - пластического, музыкального, речевого, становится важным этапом в развитии творческой личности ребенка, способствуют его раскрепощению, развивают его фантазию и воображение.
Цель работы данного кружка: развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности средствами театрального искусства.
Задачи:
1.Формировать интерес к театральному искусству, потребность ребенка обращаться к театру, как к источнику радости, эмоциональных переживаний, творческого соучастия.
2.Совершенствовать память, внимание, воображение, восприятие, мышление детей.
3.Развивать творческую активность детей, учить их импровизировать.
Ожидаемые результаты:
Формирование у детей интереса к театральному искусству, потребности обращаться к театру, как к источнику радости, эмоциональных переживаний, творческого соучастия.
Развитие психологических процессов (мышление; речь; память; внимание; воображение; познавательные процессы фантазии).
Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание; эмоциональный настрой; мимическую выразительность; навыки имитации).
Программа данного кружка рассчитана на детей 6 – 7 лет. Занятия проводятся по подгруппам и индивидуально 2 раза в неделю. В кружке заняты 10 детей, занятия с ними проводятся в течение 1 года. Программа состоит из 4-х разделов, каждый из которых решает несколько задач.
РАЗДЕЛ 1. «ХУДОЖЕСТВЕННО – РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
ЗАДАЧИ:
- Воспитывать культуру речевого общения, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
- Расширять и активизировать словарь детей.
- Работать над выразительностью речи, закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию.
РАЗДЕЛ 2. «ТЕАТРАЛЬНО – ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
ЗАДАЧИ:
- Формировать интерес к театральному искусству , положительное к нему отношение.
- Углублять знание о театре как о виде искусства.
- Развивать умение передавать эмоции с помощью мимики, жестов, позы, движения.
- Стимулировать активность и инициативу в импровизациях.
РАЗДЕЛ 3. «МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
ЗАДАЧИ:
- Обогащать эмоциональные представления детей.
- Развивать певческие навыки детей.
- Развивать навыки передачи в движении музыкальных образов.
РАЗДЕЛ 4. «ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
ЗАДАЧИ:
- Развивать творческую активность детей, совершенствовать их импровизационные возможности.
- Развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей.
- Ставить детей в поисковую ситуацию в выборе выразительных средств для передачи образа.
Учебно – тематический план
Раздел | Задачи |
Содержание |
Формы |
|
ОКТЯБРЬ |
||||
Художественно-речевая деятельность |
Знакомство сюжетом новой для детей сказки. Способствовать развитию артикуляционного аппарата, развивать дикцию, добиваться разнообразия интонаций, уточнять знания детей об особенностях, повадках героев. |
Чтение русской народной сказки «Гуси – лебеди», знакомство со сказкой в обработке Г.Е. Селезневой. Скороговорки, чистоговорки, стихотворные тексты. |
Фронтальные |
|
Театр.-игровая |
Рассказать детям о театре, об особенностях этого вида искусства. |
Просмотр спектакля в исполнении взрослых. |
Беседа.Просмотр |
|
Муз. деят-ть |
Эмоционально обогащать представления детей о природе через музыкальный образ. |
Слушание музыки Г.Е. Селезневой к сказке «Гуси - лебеди». |
Фронтальные занятия |
|
Творческая |
Учить детей самостоя-тельно подбирать движения, способы действий для передачи образа. |
Этюды для передачи музыкально- образных характеристик животных, птиц. |
Подгруппами, |
|
НОЯБРЬ |
||||
Художественно-речевая деят-ть |
Развивать память детей. Учить пересказывать сказку в начале своим словами, а затем точно следуя тексту. |
Разучивать стихотворный текст сказки «Гуси-лебеди». |
Подгруппами, |
|
Театрально-игровая деятельность |
Знакомить детей с элементами актерского мастерства- это помогает главным волшебникам театра рассказать о событиях , передать переживания героев, их чувства. |
Рассказать об особенностях жеста, мимики, интонации. |
Фронтально и подгруппами. |
|
Музыкальная |
Учить детей петь чисто интонируя, выразительно, в соответствии с характером песен и спецификой образа. |
Разучивание песен к сказке «Гуси - лебеди», разучивание танцев. |
Фронтально, подгруппами. |
|
Творч. деят-ть |
Упражнять детей в самостоятельном подборе движений для передачи игрового образа, пользуясь мимикой, жестами. |
Импровизационные танцы различных персонажей. |
С подгруппами, индивидуально. |
|
ДЕКАБРЬ |
||||
Худ.-речевая деят-ть |
Закреплять знание текста сказки, учить выразительно, с эмоциями передавать диалогическую часть текста сказки. |
Пересказывание детьми сюжета по ролям. |
Фронтальные занятия. |
|
Театр.-игровая деят-ть |
Учить детей композиционному построению сцен. |
Разыгрывать с детьми отдельные диалоги. |
Фронтально и подгруппами. |
|
Муз. деят-ть |
Развивать активное эмоциональное сопереживание музыкальным образам в исполнительской деятельности. |
Продолжать учить песни и танцы к спектаклю. |
Фронтально, подгруппами, индивидуально. |
|
Творчес-кая |
Добиваться самостоятельности, инициативы в выборе средств для передачи образа, естественности, непринужденности и артистизма в театрализованном действии. |
Творческие задания на танцевальное и музыкально-игровое творчество импровизационного характера. |
Подгруппами, индивидуально. |
|
ЯНВАРЬ |
||||
Художественно-речевая |
Закреплять впечатление детей от сказки «Гуси - лебеди». Продолжать развивать речевой слух, речевое дыхание, упражнять в четком, правильном произношении звуков во фразовой речи, вырабатывать умение пользоваться разным темпом, продолжать работать над интонационной выразительностью речи. |
Продолжить работу над спектаклем, стремясь к целостной постановке. |
Фронтально. |
|
Театр.-игровая |
Развивать творческое содружество в детском коллективе, эстетически воспитывать их, развивать воображение, фантазию. |
Беседа. Разыграть спектакль с другим составом артистов. |
Фронтально. |
|
Муз. деят - ть |
Работать над выразительным исполнением песен и танцев к спектаклю. |
Закреплять знание песен, работать над чистым интонированием. Разучивать танцы к спектаклю. |
Фронтально, индивидуально. |
|
Творческая деятельность |
Развивать творческую инициативу детей, учить их самостоятельности. |
Закончить чистоговорку и сочинить самому, |
Подгруппами, индивидуально. |
|
ФЕВРАЛЬ |
||||
Худ.-речевая дея-ть |
Продолжать работать над речевым дыханием, учить менять силу звука, темп. |
Скороговорки, потешки, стихи. |
Фронтально. |
|
Татрально-игровая деят-ть |
Разыгрывать речевые и стихотворные диалоги. Развивать мимику и жесты, умение интонационно выразить удивление, испуг, радость. |
Стихи, потешки, этюды на передачу различных чувств. |
Подгруппами, индивидуально. |
|
Муз. |
Обогащать музыкальные впечатления детей. |
Слушание музыкальной сказки «Лебединое озеро» П.И Чайковского |
Фронтально. |
|
Творческая деятельность |
Продолжать развивать у детей самостоятельность, инициативу, творческую активность в песенной, танцевальной, образно-игровой, речевой деятельности. |
Музыкальные этюды вопросно-ответного характера, этюды на передачу различных эмоций, речевые этюды (придумай частушку, скороговорку), танцевальные этюды. |
Подгруппами, индивидуально. |
|
МАРТ |
||||
Художественно- речевая |
Продолжать работать над интонационной выразительностью речи. Формировать умение детей пересказывать сюжет сказки. Стараться, чтобы дети запомнили сюжет сказки, последовательность действий. |
Разбор литературной основы сказки. Пересказывание детьми. Беседа о смысле сказки. |
Фронтально. |
|
Театр.-игровая деят-ть ость |
Развивать сценическое творчество детей, способность самостоятельно выбрать жест, нужную интонацию, выражение лица. |
Повторить отдельные эпизоды сказки, диалоговые этюды. |
Фронтально, индивидуально. |
|
Музыкальная |
Работать над чистотой интонирования, певческим дыханием, добиваться выразительности пения. Совершенствовать умение выразительно и свободно двигаться. |
Постановка танцев, разучивание песенной части к спектаклю. |
Фронтально, индивидуально. |
|
Творческая деятель-ность |
Предоставлять возможность детям импровизировать в танце, в игровом действии, развивать способность к интонационной импровизации. |
Постановка танцев к спектаклю, подбор выразительной интонации к тексту. |
Подгруппами, индивидуально. |
|
АПРЕЛЬ |
||||
Худ.-речевая |
Работать над артикуляцией, дикцией. Разучивать стихи, работать над интонационной выразительностью. |
Разучивать стихотворный текст сказки. |
Подгруппам, индивидуально. |
|
Театрально-игровая деят-ть ность |
Учить детей пересказывать сказку по ролям, подбирать соответствующую интонацию, жесты, мимику. |
Работа над целостной постановкой спектакля. |
Подгруппами, индивидуально. |
|
Музыкальная |
Учить исполнять песни и танцы выразительно, в соответствии со спецификой образа. |
Выразительное исполнение знакомых песен и танцев. |
Фронтально, индивидуально. |
|
Творческая деятельность |
Ставить в поисковую ситуацию в выборе выразительных средств для передачи образа, развивать способность к свободному выбору движений , действий, жестов, мимики, к передаче игрового образа. |
Постановка импровизационных танцев (с фиксированной основой). Работа над отдельными сценами, требующими умения передавать различные чувства. |
Фронтально, подгруппами, индивидуально. |
|
ПОКАЗ МУЗЫКАЛЬНОГО СПЕКТАКЛЯ «ГУСИ – ЛЕБЕДИ» |
||||
МАЙ |
||||
Художественно-речевая деят-ть сть |
Закреплять умение детей выразительно говорить, добиваться яркой интонационной выразительности в монологической и диалогической речи. |
Разучивать небольшие стихотворные сценки. |
Подгруппами, индивидуально. |
|
Театрально-игровая |
Учить композиционному построению сцен. |
Разыгрывание сценок по стихам. |
Фронтально. |
|
Музыкальная |
Развивать у детей способность самостоятельно ориентироваться в средствах музыкальной выразительности при передаче образа. |
Самостоятельное исполнение знакомых песен, танцев. |
Фронтально. |
|
Творческая |
Закреплять умение детей самостоятельно подбирать способы действий, движения, искать собственные средства выразительности. |
Выразительность и эмоциональность в передаче образов героев. |
Индивидуально. |
|
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ (Приложение 1) |
Календарное планирование (Приложение2)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Фольклор – музыка – театр» ред. С. И.Мерзляковой, М.,
ГИЦ «Владос» 1999 г.
2. «Непрерывное образование: перспективы, поиск, опыт» д/с №34 «Радость», Ставрополь 1997 г.
3. «Дошкольное образование : проблемы, поиск,опыт» СГПУ., Ставрополь 1995 г.
4. «Синтез искусств» О.А.Куревина, Линка – пресс, Москва 2003 г.
5. «Психогимнастика» М.И. Чистякова, М., Просвещение, Владос 1995 г.
6. «Дошкольное воспитание» №8 1996 г.
7. «Потешки и забавы» М., «Советский композитор» 1988 г.
8. «Музыкальный букварь» Ветлугиной, М., Просвещение, 1983г.
9. «Музыкальный руководитель» № 3 2006 г.