«Музицируйте семейно!
Планомерно! День за днем!
Подрастает наша смена-
Что посеем, то пожнем.
Ходит слух, что наши дети
Станут взрослыми людьми.
Люди мира на планете,
Музицируйте с детьми!»
Дмитрий Сухарев.
Цель: создание условий для формирования эстетического вкуса, развития художественной, творческой инициативы, самостоятельности, воображения и эмоциональности ребенка.
Задачи:
- прививать интерес и любовь к музыке;
- развивать мотивацию к творчеству и эмоциональную отзывчивость;
- развивать творческие и музыкальные способности, образное мышление;
- развивать метро - ритмические данные;
- развивать мелкую моторику рук, посредством пальчиковых игр.
Форма проведения учебного занятия - интегрированное.
Форма организации учебного занятия - индивидуальное.
Возраст обучающегося - 7 лет.
Место проведения занятия - музыкальный класс.
Продолжительность занятия - 30 минут.
Оборудование:
- дидактический материал;
- детские рисунки;
- иллюстрации к «Детскому альбому» П. И. Чайковского;
- мяч детский D=5см;
- фортепиано.
Технические средства:
- магнитофон;
- CD для прослушивания музыкального произведения.
Ход учебного занятия (краткое описание)
- Организационный момент. Целеполагание.
- Подготовка руки к игре. Упражнения.
- Проверка домашнего задания.
- Игра пьес на инструменте.
- Физкультурная пауза.
- Пальчиковые игры.
- Слушание новых пьес с последующим анализом формы и содержания.
- Беседа о прослушанном музыкальном материале.
Ход учебного занятия (подробное описание)
Педагог: Мы с тобой знаем много пальчиковых игр, я знаю, что все дети любят сказки, фокусы. Мы тоже познакомимся с новыми сказками, раскроем секрет фокуса и разучим новые игры для пальчиков. Начнем мы занятие с нового упражнения.
Ученица сидит за фортепиано, держа в руках мячик. У педагога в руке точно такой же мяч.
Педагог: У нас с тобой в руках мячик, давай прикроем его ладошкой и покатаем по крышке фортепиано. Затем перекладываем в другую руку и катаем другой рукой.
Представь, что мячик остался в руках, пальчики собраны, они дружат друг с другом, руки подпрыгивают по крышке инструмента, как мячики:
- мячик прыгнул высоко (руки вверх поднимаем),
- мячик прыгнул далеко (руки вперёд),
- мячик прыгнул и упал (руки на колени),
- по роялю поскакал (на крышке фортепиано).
Педагог: Рита, мы с тобой знаем много упражнений для пальчиков, давай вспомним некоторые. Какое упражнение можешь показать и пропеть?
Рита: Мне нравится про мою семью.
Упражнение Семья:
- соединить запястья,
- поочередно соединить пальцы, начиная с первого, в конце соединить все пальцы,
- одновременно рассказываем стишок, распевая его песенкой.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
Педагог: А еще, какая игра тебе нравится?
Рита: Про братиков, потому что у меня недавно братик появился.
Педагог: Стишок «Пальцы-братцы» тоже распой песенкой, сгибая пальцы в кулачок на правой, а затем на левой руке, при этом повторяя песенку.
Пальцы-братцы:
- выполняем задание правой рукой.
- Пальцы сжаты в кулак, поочерёдно отгибаем пальцы, начиная с первого.
Пальчик, пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
- Теперь - левой рукой.
- Повторяем еще раз в более быстром темпе, для более четкой артикуляции речевой и пальцевой.
Педагог: А теперь приготовимся к исполнению пьес. Мы с тобой играем много сказочных, шуточных произведений, покажем, как наши пальцы-братцы умеют дружить. Звучит чешская народная песня «Мой конек».
Сядь ровно, руки свободные, пальцы поставь так, чтоб они тебе помогали играть, чтоб тебе было удобно, представь, что держишь мячик, помогай себе пением.
Играем правой рукой, можно петь со словами, можно сольфеджио.
Рита: Мне больше нравится петь сольфеджио.
Педагог: Повторим, играя двумя руками и поем со словами.
Мой конек, скок да скок,
Поскачи- ка на мосток…
Педагог: Хорошо. Руки и пальцы у тебя дружат, помогают друг другу, они ведь братья.
Как ты считаешь, какое время года самое волшебное, самое сказочное? Когда все просыпается, расцветает, происходит волшебство, все чудесным образом преображается и меняется?
Рита: Думаю, что весной.
Педагог: Верно. А чем она тебе нравится? Покажи, что ты нарисовала? Рассматриваем рисунок.
Рита: Люблю, потому, что уходит зима, морозы уже не такие сильные, снег тает, день прибывает, солнышко чаще светит, лето приближается. А не люблю, потому, что грязно становится, ведь снег тает.
Педагог: Давай исполним пьесу Н.Соколовой «Сказочная весна». Исполняется пьеса.
Мне показалось, что у тебя получилась как раз такая весна, которую ты не очень любишь. Попробуем еще раз. Покажи, как пальчики умеют «пропевать» дружно мелодию, как они ладят друг с другом, помогают друг другу. Помни, что каждый палец в ответе друг за друга. Спой со словами песню и постарайся сыграть так, чтобы и мы все почувствовали приближение сказочной весны.
Стало теплее, стало светлее,
Сказочно, весело капает с крыш!
Рады весне все люди на свете,
Каждая мама и каждый малыш!
Исполняется пьеса.
Сейчас было значительно лучше. Молодец!
Физкультурная пауза:
Твои руки устали? Дадим рукам отдохнуть, встань, покажи высокую сосну (поднимаемся на носочки, руки вверх тянем) и маленького зайку (присели, показали). Как сосны раскачиваются от ветра? Как зайки прыгают? Так несколько раз.
Пальчиковые игры.
Волшебный платок.
Педагог: Я знаю, что ты очень любишь сказки, а в сказках встречаются разные чудеса. У меня есть вот такой волшебный платок, через минутку он исчезнет, следи за моими руками.
У меня живет проглот –
Весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглота
Брюшко, как у бегемота!
Педагог берёт небольшой платок за уголок и показывает ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Потом предлагает то же самое сделать ребенку. Сначала одной рукой, потом другой. Можно одновременно комкать и два платка (маленькие).
Музыкальный король.
Педагог. Пальцы опускаем на стол по порядку – от мизинца к большому пальцу – на каждый слог стиха, можно распевая придуманную мелодию. После каждой строчки - смена рук. Можно чередовать, меняя пальцы и руки.
5 4 3 2 1
Пианист Бемоль
5 4 3 2 1
В музыке король.
5 4 3 2 1
Говорит Бемоль
5 4 3 2 1
Ноты как пароль:
5 4 3 2 1
«До, ре, ми, фа, соль,
1 2 3 4 5
Принесите соль.
1 2 3 4 5
До, ре, ми, фа, соль,
1 2 3 4 5
Посолить фасоль».
5 4 3 2 1
Можно повторить еще раз, пропевая звукоряд в более быстром темпе.
Педагог: А сейчас послушай пьесу композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского «Клоуны». Она тоже шуточная и немного сказочная.
Педагог исполняет музыкальное произведение.
Далее беседа о характере и содержании пьесы. Приходим к выводу, что в этой пьесе 3 части. Первая и третья части похожи по звучанию. Композитор средствами музыкальной выразительности передает разные образы. Звуками рассказывает о двух клоунах - веселом и грустном. У веселого клоуна все получается легко, а грустному не везет, все он делает неуклюже. Обращаем внимание на быстрый темп, динамические оттенки музыки.
Педагог исполняет фрагменты пьесы.
Педагог: Я дам тебе маракасы: большой и маленький, и когда музыка будет звучать forte, (спрашиваю, как переводится слово forte) надо играть большим маракасом, а когда piano - маленьким (а как переводится слово piano)
Педагог вместе с ребенком играет пьесу Д.Б. Кабалевского «Клоуны»:
первый раз играют громко, второй раз - тихо.
Таким образом, делаем выводы о динамике, о фразах, делаем анализ произведения.
Пальцы-грабли. Переплетаем пальцы ладонями и читаем: Что за пальцы! Ну и ну! Как граблями я гребу! Распой слова песенкой и потренируй пальчики.
(Это упражнение способствует хорошей растяжке между пальцами, которая необходима для игры на фортепиано).
Слонёнок - средний палец выставлен вперёд (хоботок), а указательный и безымянный – ноги. «Слонёнок» шагает по столу.
Педагог: Все ребята любят не только играть, но и слушать сказки, сказочные истории. Какие мы с тобой слушали сказочные пьесы П.И. Чайковского из «Детского альбома?» Рита: «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков», «Нянина сказка», «Шарманщик поет».
Педагог:Совершенно верно. Но бывают и другие сказки, например, про бабу - Ягу. Постарайся вспомнить, где живет баба - Яга.
Рита: В лесу.
Педагог: Посмотри иллюстрацию. Рассматриваем иллюстрацию художника В. Павловой из музыкального альбома о бабе – Яге. Да, она живет в дремучем лесу, среди больших деревьев и сухих пней, в избушке на курьих ножках. Рядом с ней верные слуги: совы, старый ворон, дикие гуси-лебеди. Летает она на метле и в ступе.
Кто там? Кто там летит над землей?
Чей там слышится хохот и вой?
Это баба-Яга, костяная нога.
Над землею кружит, темный лес сторожит.
Звучит запись пьесы П.И. Чайковского «Баба - Яга»,
в исполнение пианиста Михаила Плетнева.
Педагог беседует с обучающимся о характере, о темпе произведения, о динамических оттенках, об остроте ритма и в тоже время ритм, как бы «прихрамывающий».
Педагог: Как тебе кажется, Рита, страшная ли на самом деле баба - Яга?
Рита: Мне кажется, что баба - Яга о чем-то беспокоится, тревожится. Она не такая уж и страшная, какой хочет нам показаться.
Педагог: Совершенно верно. Ее образ не столь уж и свиреп. Мы с тобой тоже играем цикл сказочных музыкальных произведений «Сказочные частушки», где есть пьеса про бабу-Ягу, только там она совсем не страшная, а смешная, ты и рисунок нарисовала смешной. Покажи свой рисунок, расскажи стишок и исполни.
Рита: Накануне у Яги подгорели пироги,
Потому Яга и встала поутру не с той ноги.
Педагог: Давай сыграем другие сказочные пьесы. Назови их.
Рита: «Кот Баюн» и «Кощей Бессмертный».
Педагог: А теперь исполни и пропой эти песенки.
Ребенок выполняет задание педагога.
Педагог: Молодец. Из этого музыкального цикла мы еще не познакомились с пьесой про избушку бабы-Яги. Послушай ее, она тоже шуточная. Звучит пьеса.
Чтоб не мерзли на снегу ноги у избушки,
Ей купила на меху сапоги старушка.
Рефлексия. Занятие наше подошло к концу. Какие новые пальчиковые игры ты узнала? Помогают ли такие игры нам играть на фортепиано? С какими сказочными персонажами мы встретились и познакомились?
Домашнее задание будет творческое:
- Сочини сказочную историю о том, почему баба Яга хочет нам казаться страшной?
- Придумай пальчиковую игру на любой стишок или потешку и пропой ее.
- Разбери пьесу про избушку бабы-Яги, сочини второй куплет и спой.
Литература:
1. Алпарова Н., Николаев В., Сусидко И. Музыкально - игровой материал для дошкольников и младших школьников: На лугу.– М ., 2003.
2. Железнова Е. Пальчиковые игры. изд-во: Карапуз. 2008г.
3. Иванова О., Кузнецова И. Новый музыкальный букварь для самых маленьких.– Р., 2006.
4. Ткаченко Т. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. – М., 2005.
5. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику, М. изд-во ЭКСМО, 2007.