Игра-драматизация как средство литературного развития детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Для разработки педагогической технологии использования игры – драматизации как средства литературного развития старших дошкольников выбран жанр литературной сказки, а именно сказки Х. К. Андерсена, как основоположника этого жанра. Данный выбор обусловлен следующими позициями:
1.Анализ результатов изучения литературного развития старших дошкольников показал, что дети этого возраста проявляют интерес больше к литературной сказке (70%), в частности к сказкам Х. К. Андерсена (50% из 70%).
2.Литературная сказка – это целое направление в художественной литературе, знакомство с ней обогатит литературное развитие детей старшего дошкольного возраста.
3.Его сказки насыщены тончайшими психологическими оттенками, что позволит ребёнку отображать в игре – драматизации не только движение сюжета, но и характеры героев, их психологический настрой.  
4.Игра – драматизация требует творческого  претворения литературного опыта. А разноплановость  психологических образов персонажей сказок Андерсена стимулирует неоднократное обращение к тексту с целью определения как нужно играть ту или иную роль, постижения характера героя и его отношений с другими персонажами. Перевоплощение в  другого, принятие на себя его позиции помогает ребёнку глубже осмыслить чувства и переживания героя, вступить в новые отношения и потом перенести  этот опыт в собственную деятельность.

Задачи педагогической технологии:

1.Воспитывать у детей  устойчивый читательский интерес к литературным сказкам за счёт доминирования эстетических мотивов читательской деятельности;
2.Развитие эмоционально – образных умений детей, предполагающих: умение откликнуться на художественный образ, пережить ситуацию, в которой оказался герой, прочувствовать его переживания;
3.Способствовать творческим проявлениям старших дошкольников в игре – драматизации посредством взаимообогащения их игровых позиций.
Педагогическая технология базируется на теоретических положениях становления художественной деятельности: восприятие - исполнение - творчество.

Принципы  педагогической технологии:

1.Принцип систематичности и последовательности предполагает построение системы работы в таком порядке, который позволяет достичь наиболее оптимальных результатов.
2.Принцип доступности  при работе с детьми учитывается исходный уровень литературного развития детей, их игровых умений и предпочтений.
3.Принцип развивающего характера обучения:литературное развитие детей в сочетании с развитием игровых умений детей, взаимообогащением
их позиций в играх  - драматизациях в значительной степени будет способствовать всестороннему благополучному развитию личности ребёнка.
4.Принцип совосприятия этюдов, импровизаций, сценок на основе совместных интересов и предпочтений.
5.Принцип содействия:совместное участие в подготовке костюмов, атрибутов, декораций, разыгрывание ролей и т. д.
6.Принцип сотворчества:  творческий поиск и самореализация на уровне совместного решения детьми творческих задач.

Этапы педагогической технологии.

Цель первого этапа технологии связана с воспитанием читательского интереса у старших дошкольников за счёт доминирования эстетического мотива читательской деятельности.

Задачи первого этапа педагогической технологии:

1.Воспитывать устойчивый интерес детей к литературным сказкам Х. К. Андерсена.
2.Расширить опыт восприятия литературной сказки за счёт знакомства со сказками Х. К. Андерсена.
3.Углубить понимание детьми текста сказки Х. К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».
Решение 1 и 2 задач предполагает развитие у детей умения эстетически воспринимать художественное произведение:  эмоционально реагировать на него; узнавать сказки Андерсена; умение понять основную идею литературного произведения, характеры персонажей, мотивы их поступков; умение оценить значение выразительных средств раскрытия художественного образа.

Задачи реализуются посредством:

1)Проведения с детьми беседы о жизни и творчестве Х.К. Андерсена. Тема беседы может носить название «Великий сказочник». Подготовка соответствующей обстановки:  портрет сказочника, может быть иллюстрации моментов его жизни, выставка книг. В конце беседы можно предложить детям посмотреть мультфильм по сказке Г. – Х. Андерсена.
2)Ознакомления дошкольников с широким кругом сказок Х.К. Андерсена путём организации «Недели сказок Андерсена» с использованием живого чтения, слушание сказок в профессиональном чтении и просмотра мультфильмов по сказкам. 

Примерный сценарий проведения «Недели сказки» с детьми старшего дошкольного возраста:

1 день – обстановка направлена на вызывание у детей интереса к предстоявшей  деятельности:  необычные игрушки – герои сказок Андерсена, красочные книги с его сказками, иллюстрации с изображением героев этих сказок, видео - и  аудиоматериалы по сказкам Андерсена с характерными наклейками.
Ход:  Педагог обращает внимание детей на обстановку в группе, предлагает узнать о чём пойдёт речь. Детям даётся время, что бы всё рассмотреть и выбрать, о какой из сказок Андерсена они бы хотели поговорить.  Педагог обращает  внимание детей на то, что сказки будут звучать по – разному. Одни он будет читать сам, другие дети услышат в исполнении профессиональных чтецов, а третьи – посмотрят в мультфильме по телевизору.
После выбора детьми сказки, педагог предлагает посмотреть мультфильм по этой сказке. Рекомендуется посказкам с большим количеством лирических отступлений  («Дикие лебеди», «Русалочка») посмотреть мультфильмы. После просмотра проводится беседа по содержанию сказки. Рекомендуется сообщить детям, что завтра их ждёт встреча с новой сказкой.
2 день – смена обстановки, её ориентированность на одну сказку Г.- Х. Андерсена. Дети  определяют, о какой сказке пойдёт речь. Педагог читает сказку и проводит беседу по её содержанию. Примерный план беседы:

  • Понравилась ли тебе сказка? О ком в ней говорится?
  • Чем отличается главный герой от остальных персонажей сказки?
  • Разве только …(внешними данными)? Каким он был?
  • Расскажите, какие приключения ему довелось испытать?
  • Давайте и мы попробуем….физ. минутка на основе приключений героя.  (Например, перепрыгивание с цветка на цветок как Дюймовочка с принцем эльфов…)
  • Как главный герой переносил трудные моменты своей жизни? Вспомни. Что автор говорит о его переживаниях и поведении (используются цитаты из текста с детскими дополнениями).
  • Как автор относится к своему герою? Как можно это подтвердить словами текста?
  • Хотелось бы вам что – ни будь изменить в этой сказке и почему?
  • Что помогла понять вам эта сказка?

Рекомендации: Для каждой сказки вопросы беседы конкретизируются.
3 день – обстановка обычная, что должно вызвать удивление детей. На это педагог отвечает, что  в детский сад пришла посылка.
Ход: Вместе с детьми воспитатель открывает её. В посылке картинки по сказке Андерсена.  Дети отгадывают, какая их ждёт сказка. Ещё в посылку вложено письмо, в котором сообщается, что их ждёт сюрприз, если они смогут рассказать сказку Г.- Х. Андерсена по картинкам.
Рекомендуется деятельность осуществлять в том месте, которое выберут дети. После выполнения задания педагог удивляется, где же сюрприз. Дети обследуют коробку (приклеен с боку) и находят. После просмотра мультфильма по  сказке, проводится беседа по содержанию. Во второй половине дня педагог с детьми составляют коллаж по сказке, по которому потом вспоминают её  содержание.
4 день – обстановка ориентирована на одну сказку Андерсена.
Ход: Дети узнают её и слушают в профессиональном чтении. После прослушивания детям предлагается нарисовать, что особенно запомнилось в сказке. После рисования дети обсуждают рисунки и определяют,  к какому эпизоду сказки они относятся, рассказывают этот эпизод. После этого педагог предлагает детям прочитать с родителями дома (по выбору педагога) сказку Андерсена. Педагог обеспечивает детей материалом для чтения.
5 день – литературная викторина «Сказочный мир Г – Х. Андерсена». Организация обстановки – портреты Андерсена и других писателей по выбору педагога, иллюстрации сказок Андерсена. Под ними несоответствующие названия.
Ход: Педагог предлагает вспомнить, какую сказку дети читали дома, выясняют, что больше всего запомнилось и почему. Потом детям сообщается, что сегодня организуется литературная викторина по сказкам Андерсена, но сначала нужно найти его портрет.
1.В портретной галерее дети находят портрет писателя. Педагог детям предлагает рассказать, что они знают о нём.
2.Дети определяют, из каких сказок персонажи (по иллюстрациям и коллажам), кто их написал, и исправляют несоответствие подписей.
3.Воспитатель говорит детям, что перечитывая сказки Андерсена, не понял некоторые слова и просит детей их объяснить. Слова: смутился, огниво, сказочник, стойкий и др. Детям предлагаются картинки, к которым эти слова можно отнести: например, Гадкий утёнок спрятал голову под крыло; стойкий оловянный солдатик и др.
4.Подвижная игра «Море волнуется». (Море волнуется три – сказку послушай, присядь и  замри). Дети слушают отрывки из сказок Андерсена, по окончании называют сказку. (Составлено на основе занятия «Сказочный мир Г. – Х. Андерсена» Коровкиной В. Г., журнал «Воспитатель ДОУ» №12, 2010 год, с. 30). Рекомендуется в заключительный день «Недели сказки» подарить детям одну из сказок Андерсена.
Реализация третьей задачи предполагает работу над развитием зрительских умений, предполагающих: желание быть внимательным и «благодарным» зрителем; умение видеть в исполнении других детей удачные находки,  посредством организации системы работы с текстом сказкиХ. К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», включающей в себя:
1)чтение сказки с последующей беседой.
Вопросы к детям:
1.Понравилась ли тебе сказка? О ком в ней говорится?
2.Чем отличается один солдатик от остальных своих братьев? Разве только тем, что у него была одна нога? Каким он был? (Смелым, храбрым, никогда не унывающим, верным).
3. Расскажи, какие приключения ему довелось испытать.
4.Как стойкий оловянный солдатик переносил трудные минуты своей жизни? Вспомни, что автор говорит о его поведении. Он застрял между булыжниками, но….(не кричал, потому что «считал неприличным громко кричать на улице, будучи в мундире»). Лодочка ныряла в волнах, но солдатик…(«невозмутимо смотрел вперёд, держа ружьё на плече» ). Лодочка  стала тонуть, но солдатик…(не испугался, в ушах у него звучала песня: «Вперёд, о воин! Иди на смерть»). Он совершил путешествие в рыбьем брюхе, но…(«не возгордился»). Когда он попал в огонь, то чувствовал, что тает, однако..(всё ещё прямо стоял с ружьём на плече).
5.Почему автор называет его «стойким»? Как можно сказать по – другому? (Сдержанный, терпеливый, мужественный).
6.Хотелось ли тебе что – ни будь изменить в этой сказке? Почему?
7. Что помогла тебе понять сказка?
2)пересказ понравившихся отрывков сказки с включением нравственного урока  «Храброму смерть не страшна», «Берут завидки на чужие пожитки». Подходят ли к сказке пословицы «С лица воду не пить»?», «Терпенье и труд всё перетрут», «Без терпенья нет уменья»?
3)речевую зарядку: «Напишем письмо стойкому оловянному солдатику».
4)игровое упражнение «Событийная цепочка».  Цель: помочь ребёнку понять логику сказки, «прожить» судьбу героев вместе с ними. Педагог предлагает детям заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев.  Например, дети анализируют детство тролля, чтобы узнать, почему он стал такой злой и завистливый. Как можно было помочь ему тогда? А что можно придумать сейчас, что бы он стал другим;
5)анализ сказки, предполагающий выделение событий, происходящих с героями,  для определения главных и второстепенных ролей и разбор их.
Примерный план разбора роли:

  • Какой герой – главный или второстепенный? Почему?
  • Отрицательный он или положительный?
  • Почему он поступает так, а не иначе?
  • Можно ли однозначно назвать его злым/добрым?
  • Как ты относишься к этому герою? Почему?
  • Нужен ли он в сказке? Почему ты так считаешь?
  • Изменится ли сказка, если убрать этого героя?

6)изменение конца сказки. «А ведь у сказки мог быть и другой конец. Если бы, например, рыба не проглотила солдатика или лодочка не утонула, какой бы мог быть финал?;  разыгрывание отдельных эпизодов в форме этюдов с импровизированным текстом;
7)игровое упражнение «Ролевые диалоги». Детям предлагается выбрать одну из предложенных карточек с событиями из сказки «Стойкий оловянный солдатик». В соответствии с содержанием карточки ребёнок выступает от имени персонажа. Задания: сочинить разговор персонажей на определённую тему (о погоде, о желаниях);  придумать сказочный разговор по телефону. В представленных этюдах должен прослеживаться характер персонажа.
8)режиссёрская игра, направленная на выявление мотивов, чувств и  поведения героев: 1 действие «Зависть тролля»; 2 действие «Путешествие»; 3 действие «Месть тролля (или любовь?)».
Примерный план режиссёрской игры:
1.Детям предлагаются картинки с персонажами сказки «Стойкий оловянный солдатик»: плясунья, солдатик, тролль. Дети делятся на подгруппы. Задание: подумать чему и кому мог завидовать тролль, распределить роли и разыграть сценку своими словами. Подгруппы меняются. Потом совместное обсуждение, почему же тролль невзлюбил оловянного солдатика, чему он позавидовал. И как это подтверждается в сказке и в этюдах детей.
2.Задание для подгрупп: подумать, как можно изобразить путешествие оловянного солдатика. Подобрать атрибуты и разыграть, диалоги придумать самим. Определить, кто кого будет играть. Обсуждение предполагает ответы на вопросы:

  • Какая подгруппа разыграла действие более интересно?
  • Почему именно так распределили роли?
  • Кто справился лучше? Как вы думаете, почему?
  • Как лучше было бы изобразить героя?
  • Можно ли по тому, как был изображён герой, понять его характер, переживания? Почему? Что нужно добавить?

3.При работе над 3 – м действием, важно помочь детям определить свою точку видения сказки и доказать её. Задания подгруппам:

  • Решить, что победило в сказке любовь или зло, и в соответствии с этим разыграть действие. Потом проводится обсуждение увиденного:
  • Проявление, каких чувств мы увидели в игре подгрупп?
  • Смогли ли они показать, что победило в их сказке? Из чего это видно?

Длительность первого этапа -  1 месяц.
Цель второго этапа технологии – воспитание эмоционально – образных умений: откликнуться на литературный образ, пережить ситуации, в которых оказался герой, которая осуществлялась с помощью методов работы, с детьми разработанных Л. Е. Журовым, В. И. Лейбсоном, В, А. Запорожцем, Ф. А. Сохиным.

Задачи второго этапа педагогической технологии:

1.Обогатить и расширить представления детей о средствах вербальной и невербальной выразительности.
2.Обогатить игровые позиции детей за счёт формирования у них умений «вглядываться» в текст, «увидеть», «услышать» происходящее в нём, встать на позицию героя, «пропустить» через себя его мотивы и переживания.
3.Развивать игровые умения детей через освоения средств художественной выразительности и сознательное их использование в деятельности.
Для реализации 1 задачи второго этапа педагогической технологии, прежде всего, необходимо познакомить старших дошкольников со средствами художественной выразительности. Для этого после специально организованного занятия, использовались:
1)«словесное рисование» детьми портретов героев.
2)разыгрывание сказки своими словами (в разном составе) с последующим  совместным комментированием целесообразности и уместности средств художественной выразительности, используемыми детьми.
Примерные вопросы беседы с детьми:

  • Удалось ли передать образ героя?
  • Чем  похож, не похож персонаж, изображённый ребёнком, на литературного героя? Почему ты так считаешь?
  • Что бы ты хотел изменить или добавить в увиденное?
  • Какие средства выразительности были использованы? Нужны ли они в данном случае? Почему?
  • Как бы ты изобразил литературного героя?

3)выбор музыкальных фрагментов к эпизодам сказки.
Примерные вопросы и задания:
Послушать запись шумов и определить, что происходит:

  • Кто это? (например, П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», Паганини «Сонатина»);
  • Где сейчас находится оловянный солдатик? (на реке:  П. И. Чайковский  «Щелкунчик»,  Дебюсси «Лунный свет»);
  • Отгадай, кто появился? ( «Баба Яга» М. Мусоргского);
  • Что сейчас происходит? (Прокофьев «Вальс золушки»);
  • Прослушать и отгадать, кто может плакать в сказке?(П. И. Чайковский «Смерть куклы»);
  • Послушай и изобрази того, кого ты услышал (П. И. Чайковский пьесы из «Детского альбома»);
  • Подходит ли к концу сказки музыка? ( «Мелодия любви» М. Леграна, Вивальди «Зима»).

Для решения 2 и 3 задач педагогической технологии были использованы:
1.Загадки – пантомимы (по М. П. Стуль): отгадай, каким образом происходит путешествие; отгадай настроение персонажа; определи по походке, кто это; покажи – стой на месте! Я злобный! Я боюсь! Я тебя люблю!
2.Предположение по К. С. Станиславскому. Например, если бы ты вдруг превратился в оловянного солдатика и оказался в брюхе рыбы, что бы ты услышал и почувствовал или что бы ты почувствовал, оказавшись с плясуньей в огне. Изобрази.
3.Эксперимент с художественным образом: «Герои сказки вокруг нас»: войди  в комнату в образе какого – либо персонажа из нашей сказки, но в соответствии с его характером; попрощайся; спроси, какая на улице погода.
4.Режиссёрская игра в действии. « Домысли судьбу героя, его действия в тех обстоятельствах, которые описаны в сказке. Подбери актёров, объясни, что им нужно делать и разыграйте сценку».
Длительность второго  этапа 1 месяц.
Цель третьего этапа педагогической технологии – способствовать творческим проявлениям старших дошкольников в игре – драматизации посредством взаимообогащения их игровых позиций.

Задачи третьего этапа педагогической технологии:

1.Взаимообогащение игровых позиций старших дошкольников в играх – драматизациях.
2.Развитие творчества детей в импровизациях по сказке Х. К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».
Эти задачи взаимосвязаны и решаются вместе. Специфической  особенностью данного этапа является ситуация перемещения акцентов внимания детей на игровые позиции. Для осуществления данного этапа использовались следующие методы и формы работы:
1)Викторина по сказке Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Дети делятся на две команды.
1этап - Совместное обсуждение кандидатур на исполнение роли персонажа сказки. Детям предлагались картинки с их изображением. Мотивированность того или иного детского выбора предполагала ответы на вопросы:

  • Как вы думаете, кого из детей мы можем выбрать на роль …..?
  • Почему вы так считаете? Что позволяет вам говорить, что, например, Петя лучше сыграет оловянного солдатика, чем, например, Коля?

2этап – Выбранные дети исполняли роли. Потом их игру оценивала сначала своя команда, а потом другая. Делался вывод, у кого персонаж получился лучше. Примерные вопросы для обсуждения:

  • Справился ли ребёнок с ролью? Почему вы так считаете?
  • Что ты хотел сделать? Что тебе помешало в этом? Что поможет сделать это? (Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?)
  • Какие выразительные средства он использовал (жест, мимику, интонацию)?
  • Выразительный ли получился образ? Можно ли узнать характер персонажа?
  • Что бы вы добавили?
  • Кто исполнил бы роль по – другому?

Педагог должен ненавязчиво предлагать исполнять роли детям разных позиций. Например, «Я думаю, что у Саши тролль получится очень убедительный, ведь это его любимый герой.
2)На занятиях дети изготавливают декорации, элементы костюмов, строят варианты дворца из конструктора. Проводится обсуждение, как оборудовать пространство для игры.
3)Повторное прослушивание музыкальных фрагментов, характеризующих героев сказки и работа по ролям с использованием фонограммы. Далее оценивается степень соответствия показанного образа персонажу сказки.
4)Мизансцена. Для проведения игры необходимо решить, как расположить актёров на сцене. Варианты, предложенные детьми, обсуждаются.
5)Литературный театр в действии:  дети выбирают - рассказчика; кто будет представлять актёров; кто подготавливает сцену; осуществляют драматизацию сказки. На следующий день дети оценивают свою игру, правдивость образов:

  • Похожи ли они на героев сказки Андерсена?
  • Кто добавил в литературный образ что – то своё? Что именно? Как изменился от этого герой?
  • Какие чувства ты испытывал, когда с тобой – сказочным героем происходили эти события? Как ты думаешь, герой в сказке испытывал те же чувства?
  • Когда ты играл крысу, было ли тебе жалко её? Почему? Как ты думаешь, почему она такая? Что нужно сделать, чтобы её поведение в сказке было «правильным»? (например, одеть в мундир).
  • Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему?
  • Кто тебе больше всего помог в игре?
  •  Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему? 

Работа на данном этапе проводится 2 – 3 недели.