Значение физического воспитания для детей с нарушением речи

Разделы: Работа с дошкольниками


Одним из важнейших направлений развития дошкольников является работа, обеспечивающая физическое развитие и укрепление здоровья детей, преодоление и ослабление недостатков в их психофизическом развитии (в данном случае – нарушения речи). Ее значение определяется тем, что у детей с нарушениями речи зачастую с первых лет жизни наблюдаются разнообразные отклонения не только в психическом, но и физическом развитии.

Большое значение для развития речи имеет психофизическое здоровье ребенка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления), а также его физическое (соматическое) состояние. Однако статистические данные показывают, что в последнее время в нашей стране увеличивается число детей с различными отклонениями в развитии.

Наиболее распространенными вариантами отклоняющегося развития у детей является общее недоразвитие речи.

Физическое воспитание обеспечивает целенаправленное и сопряженное становление системы адаптационных и двигательных способностей личности, ее образованности и потребностей в физкультурном самосовершенствовании.

А своевременное использование системы физического воспитания как эффективного средства коррекции нарушенных и компенсации недоразвитых функций позволяют предупредить появление вторичных отклонений у детей с общим недоразвитием речи.

Среди основных концептуальных положений в специальной литературе, касающихся данной проблемы, следует выделить утверждение специалистов о взаимообусловленности функциональных и морфологических изменений, а также представление о значимости движений для развития речевых функций головного мозга (Н.А.Бернштейн, Дж.Брунер, М.М.Кольцова и др.), о взаимосвязи физического и психического развития в онтогенезе, о значении моторики в психическом и личностном развитии ребенка, учете сензетивных периодов, а также о деятельностном подходе в развитии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия).

Педагогическое воздействие в целях восстановления нарушенных и развития еще не сформировавшихся двигательных функций предполагает применение специальной системы физических упражнений в процессе обучения, воспитания и развития детей с общим недоразвитием речи. С этой целью на занятиях физической культурой широко используются различные физические упражнения, однако вопросы методики их применения не получили пока еще должного освещения в литературе.

Занятия физическими упражнениями основаны на одной из главных потребностей человека – его влечении к движениям. Широкие возможности использования физических упражнений определяются ведущем значением локомоторного аппарата во всей жизнедеятельности человека. Необходимым условием нормального функционирования и совершенствования всех важнейших систем организма человека,  в том числе внутренних органов, является моторная активность.

Органическая связь между психикой и моторикой подмечена давно. Психика выражается в моторных актах, но эта связь обоюдна: благодаря проприоцепции   моторика влияет на психику.         

Здоровье человека поддерживается регулированием органов на основе афферентации, осуществляемой в мышечно-суставном аппарате проприоцепцией, а в системе внутренних органов – интероцепцией. Благодаря наличию этих связей каждой системе органов свойственна саморегуляция. В моторном аппарате она координирует движения и тонус мышц.

Но помимо саморегуляции на основе проприоцепции и интероцепции возникает более сложная и широкая межсистемная регуляция физиологических функций с положительной и отрицательной обратной связью. Положительная связь выражается в том, что усиление одной из взаимосвязанных функций вызывает нарастание другой (например, мышечная деятельность усиливает дыхание и кровообращение). Отрицательная обратная связь заключается в усилении одного процесса и ослаблении другого (интенсивная физическая нагрузка угнетает деятельность пищеварительного аппарата, а активная деятельность последнего снижает мышечный тонус). Один и тот же нерв регулирует положительную связь в отношении одного внутреннего органа и отрицательную в отношении другого.

В патологических состояниях  и в условиях дефекта у аномальных детей тип обратной связи может меняться, что не исключает возникновения резкой дисгармонии физиологических функций, особенно в аппарате дыхания и сердечно-сосудистой системе. Задачей физических упражнений в таких случаях является восстановление примата моторики, подчиняющей себе все функции организма.

Недостаточность движений либо чрезмерная возбудимость не только усугубляет любое заболевание и приводит к патологии всего нервно-мышечного аппарата, но и отрицательно сказывается на функциях анализаторов аномальных детей.

Необходимо учитывать, что проприоцепция способна не только усиливать возбудительный процесс в моторных и вегетативных центрах, но и в определенных условиях ограничивать его. Фактически, исходя из этого, физическая культура-это терапия регуляторных механизмов. Она использует наиболее адекватные биологические пути мобилизации собственных приспособительных, защитных и компенсаторных свойств организма с целью ликвидации различных недостатков. Поэтому в  практике физического воспитания аномальных детей требуется детальное обоснование избирательного педагогического воздействия физических упражнений на различные анализаторы и функциональные системы их организма.                                                     

Теория физического воспитания детей, имея единое содержание и предмет изучения с общей теорией физического воспитания, вместе с тем специально изучает закономерности физического воспитания во всех его возрастных периодах. Познает общие закономерности управления развитием ребенка в процессе воспитания и обучения.

Важнейшей задачей является – основы всестороннего развития, формирование здорового, крепкого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями, любящего физические упражнения, самостоятельно ориентирующегося в окружающей среде, способного к обучению в школе.

Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей каждого ребенка: возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразие преобладающего вида деятельности. В соответствии с этим теория физического воспитания детей направляет содержание всех форм организации физического воспитания и оптимальных педагогических условий его реализации.

Физическое воспитание комплексно осуществляет задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.

Главной оздоровительной задачей физического воспитания является охрана жизни и укрепление здоровья детей. Хорошее здоровье определяется нормальной  работой всех органов и систем организма. Исходя из особенностей развития детского организма задачи укрепления здоровья определяются в более конкретной форме по каждой системе: правильное и своевременное окостенение, формирование изгибов позвоночника, свода стопы, укрепление связочно-суставного аппарата, правильное соотношение частей тела, регулирование роста и веса костей; развитие всех групп мышц; способствовать углублению дыхания; способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, совершенствование двигательных анализаторов, органов чувств.

Образовательной задачей физического воспитания: формирование двигательных навыков, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о физическом воспитании.

Двигательные навыки облегчают связь с окружающей средой и способствуют ее познанию. Правильное выполнение физических упражнений эффективно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костной системы.

Двигательные навыки сформированные до 7 лет, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования.

В процессе физического воспитания не мене важно решать и воспитательные задачи. Необходимо вырабатывать у детей потребность, привычку к ежедневным занятиям, развивать умения самостоятельно заниматься. Необходимо воспитывать у детей умение творчески пользоваться знаниями и навыками в двигательной деятельности, проявляя активность, сообразительность, смекалку, находчивость.

Физическая культура занимает важное место в общечеловеческой культуре. «Здоровый образ жизни», «физическая культура личности», «физкультурная образованность» – эти словосочетания все чаще входят в повседневную жизнь, составляя ее неотъемлемую часть. Великая ценность человека – здоровье, но оно немыслимо без систематических занятий физическими упражнениями.

Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы, от 0 до 7 лет, закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, интерес к занятиям любимым делом, раскрываются способности ребенка.

Для малыша дошкольника двигаться также естественно, как дышать, есть, пить, спать. первое, что начинает делать новорожденный – двигаться. Известно, что более подвижные дети развиваются быстрее, раньше начинают ходить, бегать, говорить. Они крепче телом, меньше болеют, проявляют активный познавательный интерес к жизни; у них чаще веселое и радостное настроение. На сегодня серьезным недостатком системы дошкольного воспитания является малоподвижность детей. Они много занимаются сидя  и редко   играют на свежем воздухе. Это плохо сказывается не только на физическом, но и на духовном развитии, снижается тонус их нервной системы, угнетает их психическую активность.  У физически ослабленных детей, подверженных быстрому утомлению, эмоциональный тонус и настроение снижены. Это в свою очередь, отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.

Развитие здоровья – также приоритет развивающего образования (новый взгляд на систему преемственности ступеней образования), – отмечает в своей статье В.Т.Кудрявцев, автор брошюры «Физическая культура и развитие здоровья ребенка. Психолого-педагогические основы». В ней дается общая характеристика моделей приобщения детей к физической культуре и организации оздоровительной работы в рамках развивающего дошкольного образования. Развитие здоровья рассматривается как один из ключевых приоритетов многоступенчатой системы образования, ориентированной на личностный рост воспитанников, а также взрослых – педагогов и родителей. Разработанный автором на этой основе проект «Развивающая педагогика оздоровления» широко опробируется и внедряется на образовательном пространстве России. Главной идеей этого проекта является идея развития здоровья через приобщение к тем исторически сложившимся (складывающимся) формам физической Культуры человечества, которые способствуют не только «физическому», но прежде всего личностному росту человека. Слово «Культура», замечает автор, написано с заглавной буквы не ради оригинальности. Имеется в виду не та «физкультура», которую преподают по традиционным программам, а развитая культура   отношения человека к себе и своим телесно-психическим возможностям.

В данной образовательно-оздоровительной программе определены два направления  педагогического процесса: 1) приобщение к физической культуре (развитие культуры движений) на специальных занятиях и 2) развивающие (личностно-развивающие) формы оздоровительной работы. Идеи развивающего образования последовательно реализуются во всех рубриках программы:

1. упражнения и задания на развитие основных движений, мелких мышц рук и лица, мимики, упражнения для разных групп мышц, на принятие и сохранение позы, музыкально-ритмические упражнения, подвижные игры, игры – аттракционы для праздников, спортивные упражнения и игры для детей обоих полов;

2. закаливание, дыхательные и звуковые упражнения, упражнения для формирования и коррекции осанки, для профилактики плоскостопия и других отклонений в развитии, психогимнастика.

Развивающая двигательно-игровая деятельность, содержание и формы которой отражены в Программе, носят ярко выраженный творческий характер. Отсюда общая цель работы инструктора по физвоспитанию: формирование двигательной сферы и создание психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности. Именно на этой основе у детей, в том числе у детей с общим недоразвитием речи, может культивироваться осмысленное отношение к собственному телу, его состоянию и возможностям. Достижение поставленной цели обеспечивают специальные технологии образовательно-оздоровительной работы.

При  этом авторы программы рационально и критически переосмыслили опыт нетрадиционных практик. Речь идет о развитии движений и оздоровления, которые оформились в истории человеческой культуры (в частности, восточных психотехник и народной педагогики). Дело в том, что авторы исходили из представлений о ребенке как целостном духовно-телесном организме – средоточии, посреднике и преобразователе значимых для него природно- и социально-экологических связей. Эффект образовательно-оздоровительной работы усматривается авторами программы в воспитании у ребенка общей способности осмысленно регулировать эти связи через особые формы двигательно-игровой деятельности. А это предполагает выработку у него отношения к собственной духовно-телесной организации как к зеркалу, точнее – как к своеобразной «голограмме» Мира. Эту «голограмму» ребенку помогает строить его воображение, неразрывно связанное со сферой эмоций, выразительных движений, экспрессивных действий. Воздействуя на нее в игре (в плане воображения), ребенок сможет реально гармонизировать свое отношение к действительности (в самом широком смысле этого слова). Подобное воздействие благоприятно сказывается на психофизиологическом развитии ребенка, способствует поддержанию его психосоматического благополучия, заметному уровню заболеваемости и т.д.

Приведенные программно-методические материалы могут в полной мере использоваться инструкторами по физвоспитанию и в работе с детьми с общим недоразвитием речи.