Цели: ознакомить с русской народной сказкой «Два мороза», отрабатывать навыки выразительного чтения, развивать умения выделять главное в тексте, способствовать воспитанию трудолюбия.
Ход урока
I. Организационный момент.
1 слайд
5-минутное чтение В.И. Даль «Старик-годовик».2 слайд
Беседа:
– Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
– Какие это четыре крыла у каждой птицы?
– Как автор описывает зиму?
II. Проверка домашнего задания.
3 слайд
Чтение наизусть стихотворения «Белая берёза» С. Есенина.
III. Мобилизирующий этап. Формирование темы урока.
Я прочитаю несколько отрывков из знакомых вам произведений. Отгадайте, что это за произведение и кто автор?
«Были брат и сестра – Вася и Катя, у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти». (Л.Н.Толстой. «Котёнок»)
«Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла не солоно хлебавши.» («Лиса и журавль». Сказка)
«Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день они ходили за водой. («У страха глаза велики» сказка).
– Подумайте, какой отрывок может быть лишним и по какому признаку? Это будет первое слово в названии темы урока.
– Определим вторую часть в названии темы урока.
IV. Отгадайте загадку.
4 слайд
Какой это мастер
На стёкла нанёс
И листья, и травы
И заросли роз?
V. Сформулируйте тему урока полностью.
Тема урока: сказка «Два мороза». 5 слайд.
Сформулируйте цель урока:
Познакомиться … « … «; учиться П,В…и ???... « … «. (Познакомиться с русской народной сказкой «Два Мороза»; учиться правильно, выразительно читать и анализировать сказку).
Вернёмся к загадке. Что это за могучий волшебник?
Учитель. Поэты говорят о морозе, как о живом существе. Пока не придёт могучий мороз – зима не настанет. Явится он – мосты наведёт на реках, птиц и зверей загонит по гнёздам и норам. Человека заставит быстрее идти, рукавицами похлопывать, ногами притопывать и приговаривать «Ай, да мороз!».
(Вот как об этом волшебстве говорится в сказке).
VI. Словарная работа.
6 слайд
– В сказке встретятся незнакомые слова. Посмотрите на слайд и соберите из слогов слова.
Бубенчик – металлический шарик с кусочком внутри, позванивающий при встряхивании.
Дровосек – человек, рубящий дрова.
Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки.
Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимающий обработкой земли.
По названию и данным словам попробуйте определить, о ком сказка.
VII. Первичное чтение или просмотр детского фильма «Два мороза».
– Кто из вас был более точным в предопределении сказки?
– Почему это сказка?
VIII. Вторичное чтение сказки.
Прочитаем сказку ещё раз. – Обратите внимание на слова , помогающие понять, что это русская народная сказка?
«По чистому полю, по густому лесу».
«Свистнули, щёлкнули, побежали.»
«Ели я ноги унёс, до сих пор бока болят».
Повторы: «Два мороза, два родных брата», «бил-бил», «колотил-колотил», «шуба медвежья», «шапка лисья», «сапоги волчьи».
– Удалось ли главным героям людей заморозить?
IX. Расскажите о двух-братьях морозах по опорным словам, стараясь сохранить их порядок: два мороза, побежали, купец, крестьянин, заморозил, еле я ноги унёс.
7 слайд.
Расскажите о купце и о крестьянине. Какими они были?
Купец | крестьянин | |
Шуба | бежит | |
Сапоги | топором машет | |
Шапка | заботливый | |
В одежду | работой |
X. Прочитаем по ролям отрывок.
– Сколько чтецов надо выбрать? С какой интонацией будем читать слова купца, крестьянина. Мороза?
XI. Творческая работа.
Игра «Найди пословицу». Собери из слов пословицы.
Карточка №1.
Землю, семь, раз, солнце, а, труд, отрежь, один, раз, красит, человека.
(Семь раз отмерь, один раз отрежь. Землю солнце красит, а человека труд.)
Какая пословица больше подходит к сказке «Два Мороза»?
XII. Домашнее задание.
Пересказ сказки.
XIII. Рефлексия. Составление кластера.
Найдите пословицу в произведении, которая выражает основную мысль сказки.
Топор лучше шубы греет. 8 слайд
XIV. Кто у нас сегодня на уроке работал активно? Кому скажем спасибо?
9 слайд.
Выставление оценок.