Урок литературного чтения по теме "Два Мороза" (УМК "Школа России"). 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (149 кБ)


Цели: ознакомить с русской народной сказкой «Два мороза», отрабатывать навыки выразительного чтения, развивать умения выделять главное в тексте, способствовать воспитанию трудолюбия.

Ход урока

I. Организационный момент.

1 слайд

5-минутное чтение В.И. Даль «Старик-годовик».2 слайд

Беседа:

– Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?

– Какие это четыре крыла у каждой птицы?

– Как автор описывает зиму?

II. Проверка домашнего задания.

3 слайд

Чтение наизусть стихотворения «Белая берёза» С. Есенина.

III. Мобилизирующий этап. Формирование темы урока.

Я прочитаю несколько отрывков из знакомых вам произведений. Отгадайте, что это за произведение и кто автор?

«Были брат и сестра – Вася и Катя, у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти». (Л.Н.Толстой. «Котёнок»)

«Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла не солоно хлебавши.» («Лиса и журавль». Сказка)

«Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день они ходили за водой. («У страха глаза велики» сказка).

– Подумайте, какой отрывок может быть лишним и по какому признаку? Это будет первое слово в названии темы урока.

– Определим вторую часть в названии темы урока.

IV. Отгадайте загадку.

4 слайд

Какой это мастер
На стёкла нанёс
И листья, и травы
И заросли роз?

V. Сформулируйте тему урока полностью.

Тема урока: сказка «Два мороза». 5 слайд.

Сформулируйте цель урока:

Познакомиться … « … «; учиться П,В…и ???... « … «. (Познакомиться с русской народной сказкой «Два Мороза»; учиться правильно, выразительно читать и анализировать сказку).

Вернёмся к загадке. Что это за могучий волшебник?

Учитель. Поэты говорят о морозе, как о живом существе. Пока не придёт могучий мороз – зима не настанет. Явится он – мосты наведёт на реках, птиц и зверей загонит по гнёздам и норам. Человека заставит быстрее идти, рукавицами похлопывать, ногами притопывать и приговаривать «Ай, да мороз!».

(Вот как об этом волшебстве говорится в сказке).

VI. Словарная работа.

6 слайд

– В сказке встретятся незнакомые слова. Посмотрите на слайд и соберите из слогов слова.

Бубенчик – металлический шарик с кусочком внутри, позванивающий при встряхивании.

Дровосек – человек, рубящий дрова.

Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки.

Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимающий обработкой земли.

По названию и данным словам попробуйте определить, о ком сказка.

VII. Первичное чтение или просмотр детского фильма «Два мороза».

– Кто из вас был более точным в предопределении сказки?

– Почему это сказка?

VIII. Вторичное чтение сказки.

Прочитаем сказку ещё раз. – Обратите внимание на слова , помогающие понять, что это русская народная сказка?

«По чистому полю, по густому лесу».

«Свистнули, щёлкнули, побежали.»

«Ели я ноги унёс, до сих пор бока болят».

Повторы: «Два мороза, два родных брата», «бил-бил», «колотил-колотил», «шуба медвежья», «шапка лисья», «сапоги волчьи».

– Удалось ли главным героям людей заморозить?

IX. Расскажите о двух-братьях морозах по опорным словам, стараясь сохранить их порядок: два мороза, побежали, купец, крестьянин, заморозил, еле я ноги унёс.

7 слайд.

Расскажите о купце и о крестьянине. Какими они были?

Купец   крестьянин
Шуба   бежит
Сапоги   топором машет
Шапка   заботливый
В одежду   работой

X. Прочитаем по ролям отрывок.

– Сколько чтецов надо выбрать? С какой интонацией будем читать слова купца, крестьянина. Мороза?

XI. Творческая работа.

Игра «Найди пословицу». Собери из слов пословицы.

Карточка №1.

Землю, семь, раз, солнце, а, труд, отрежь, один, раз, красит, человека.

(Семь раз отмерь, один раз отрежь. Землю солнце красит, а человека труд.)

Какая пословица больше подходит к сказке «Два Мороза»?

XII. Домашнее задание.

Пересказ сказки.

XIII. Рефлексия. Составление кластера.

Найдите пословицу в произведении, которая выражает основную мысль сказки.

Топор лучше шубы греет. 8 слайд

XIV. Кто у нас сегодня на уроке работал активно? Кому скажем спасибо?

9 слайд.

Выставление оценок.