- Ребята, сегодня мы продолжаем изучать раздел математики, связанный с предметом геометрии.
Мы, когда изучали темы «Отрезок. Прямая. Луч» говорили, что в геометрии очень важно уметь смотреть и видеть, замечать и отмечать различные особенности геометрических фигур. И пусть девизом нашего сегодняшнего урока станет это четверостишье:
Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает.
Кто ничего не изучает –
Тот вечно хнычет и скучает.
- Итак, вы готовы быть внимательными и находчивыми?
- …
- Тогда, начинаем.
Тема урока: ? ? ?
(Дети работают под диктовкой учителя)
- Отметьте в тетрадях две точки: А и В.
-Соедините эти точки.
- Назовите фигуру и дайте определение.
- Сделайте так, чтобы ваш отрезок превратился в луч.
- Что вы для этого сделали? Что такое луч?
- Постройте 3 луча так, чтобы луч был направлен вверх, вниз, влево. Назовите эти лучи.
- Отметьте точку О. Нарисуйте два луча ОВ, ОА выходящие из одной точки.
- Как вы думаете, какую геометрическую фигуру мы получили? Давайте попробуем дать определение этой фигуры.
УГЛОМ НАЗЫВАЮТ ФИГУРУ, ОБРАЗОВАННУЮ ДВУМЯ ЛУЧАМИ И ВЫХОДЯЩИМИ ИЗ ОДНОЙ ТОЧКИ.
- Обозначение угла:
ПОМНИТЕ: при записи угла в середине пишут букву, обозначающую его вершину.
.
- Постройте ∠АВС. Отметьте точки К, Р лежащие внутри угла, М, Т – лежащие вне угла, точку L на стороне ВА, точку Н на стороне ВС.
- Как сравнивать два угла?
- …
- Постройте ∠МНК.
- Глядя на этот угол постройте угол больше (меньше) этого угла. Запишите ответ с помощью знака больше, меньше.
- Постройте угол КОС. Проводите луч ОР так, чтоб он лежал ближе к стороне ОС. Сравните ∠ КОС и ∠РОС.
-Постройте луч ОВ, здесь же постройте луч ОА так, чтобы они лежали на одной прямой. ∠АОВ называется развернутым.
- Попробуйте дать определение развернутого угла.
ДВА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДРУГ –ДРУГУ ЛУЧА ОБРАЗУЮТ РАЗВЕРНУТЫЙ УГОЛ.
- Перед вами лежит лист бумаги. Давайте этот лист согнем в два раза пополам и развернем. Сколько углов образуют линии сгиба?
Каждый из этих углов прямой. Какой же угол называется прямым?
ПРЯМЫМ УГЛОМ НАЗЫВАЮТ ПОЛОВИНУ РАЗВЕРНУТОГО УГЛА.
- В ваших треугольниках есть прямой угол? Если я попрошу вас построить прямой угол, вы построите? А как?
- …
Для построения прямого угла пользуются чертежным треугольником (рис. 167).
ЧТОБЫ ПОСТРОИТЬ ПРЯМОЙ УГОЛ, НУЖНО:
1) построить луч ОА;
2) расположить чертежный треугольник так, чтобы вершина прямого угла совпала с точкой О, а одна из сторон пошла по лучу ОА;
3) провести вдоль второй стороны треугольника луч ОВ.
В итоге получится прямой угол.
- Постройте прямй угол ВОС. Как еще можно обозначить этот угол? (запишите все обозначения угла)
Ребята, как же мы озаглавим тему нашего урока?
…
ТЕМА УРОКА: « Угол. Развернутый и прямой угол. Чертежный треугольник»
Что нового мы узнали на уроке?
….
ЦЕЛЬ УРОКА: …(ввести понятие угла, его элементов, научить строить углы, давать им названия, сравнивать углы, прививать интерес к предмету.)
Закрепление.
- Откройте учебники стр.339. Отвечаем на вопросы. Ответы находим с учебника.
- Устная работа по рисункам.
1) Назовите углы, изображенные на доске и запишите их обозначение.
2) Укажите, какие точки на рисунке лежат внутри угла, вне угла, на стороне ОК, на стороне ОМ.
3) Изобразите с помощью чертежного треугольника 3 прямых и 2 развернутых углов в разных положениях.
4) Посмотрите на часы. Когда часовая и минутная стрелки часов образуют развернутый угол? (Прямой угол?)
Решить № 1588; 1587.
Домашнее задание: п. 41, №№ 1609, 1610.
Итог урока.