Цель урока: сформировать понятие о положении металлов в ПС, строении их атомов, физических и химических свойствах металлов и их восстановительных способностях.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать понятие о строении и свойствах металлов;
- научить использовать приобретённые знания для объяснения явлений окружающей среды;
- научить грамотному использованию металлических изделий;
- проверить знания о строении металлов и их физических свойствах.
Развивающие:
- совершенствовать умения записывать уравнения химических реакций; применять знания и практические умения, работая по инструкции, с соблюдением правил Техники безопасности;
- развивать познавательную активность учащихся, вырабатывать умение анализировать, делать выводы;
- создать условия для развития познавательного интереса к предмету, эмоциональные ситуации удивления, занимательности.
Воспитательные:
- воспитывать экологическую культуру (на примере последствий загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами).
- воспитывать коммуникативные компетенции, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приёмы:
- приемы активизации познавательной деятельности учащихся;
- групповая деятельность; исследовательская деятельность;
- ИКТ.
Оборудование:
- компьютер;
- оборудования для лабораторного опыта;
- периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
- презентация «Металлы»;
- карта-инструкция по выполнению лабораторного опыта.
Реактивы:
- кальций, натрий, медная проволока;
- цинк, медная проволока
- раствор: соляной кислоты, гидроксида натрия
- вода.
Подготовительная работа:
- Сообщение о возникновении термина «металл», истории открытия металлов.
- Сообщение о применении металлов.
Ход урока
Организационный момент. Ребусы.
Добрый день! Начнем мы наш урок с ребусов, которые помогут сформулировать тему урока.
– Ребята, сформулируйте тему нашего урока (заслушиваются ответы учащихся).
– На какие вопросы мы должны получить ответы?
Мы с вами начинаем изучать тему «Металлы». Мы познакомимся с положением металлов в ПС, строением атомов, физическими и химическими свойствами металлов и их восстановительными способностями.
Каждому учащемуся до начала урока учитель выдаёт по 3 кружка бумаги разных цветов: красный, синий и зеленый и по одному квадрату: желтый ,синий и зеленый. Желтый квадрат раздается учащимся с низким уровнем обучаемости, синий – средний и высокий – зеленый квадрат.
Целеполагание.
Что мы еще можем узнать о металлах?
И целью урока будет практическое изучение химических свойств металлов.
Актуализация знаний.
Но прежде, чем перейти к изучению нового материала, давайте заглянем в глубины вашего сознания и выясним, что мы знаем о химических веществах. (Дифференцированное задание: учащиеся, имеющие желтый квадрат на столах отвечают на вопросы, остальные выполняют задание по вариантам).
- задание – ответить на вопросы (Приложение 1)
- задание – уч-ся с синими и зелеными квадратами
Даны вещества: H3РО4; Ba(HSO4)2; ZnO; NaNO3; CH2 = CH2; CH3COOH; ALOHCL2; KOH;
CH2 = CH – CH =CH2; CH3 COH; CH3 – CH2 – OH; N2О5; C4H6; C5H12. Распределите их по классам, дайте название веществам. Убрать лишнее.
Сегодня мы будем говорить о металлах. Что же означает слово «металл»? Каков его смысл? (Слово «металл» может означать простое вещество и химический элемент.)
Изучение нового материала.
(Сообщение ученика о происхождении термина и истории открытия металлов – Приложение 2)
Так что же такое металлы?
Более 200 лет назад М.В. Ломоносов в труде «Первые основы металлургии» дал металлам такое определение: «Металлы – суть ковкие блестящие тела».
Для того времени эта краткая формулировка была достаточно верной. В конце урока мы возвратимся к этому определению и сделаем вывод: согласиться с этим определением или дополнить его.
Работа по группам.
1 группа: ( уч-ся с желтыми квадратами)
– Положение в ПС Д.И. Менделеева.
– Особенности электронного строения атома металла на примере натрия.
– Металлическая связь и металлическая кристаллическая решетка.
2 группа: (уч-ся с синими квадратами)
– Физические свойства металлов
– Металлические сплавы.
3 группа: (уч-ся с зелеными квадратами)
– Химические свойства (с какими простыми и сложными веществами взаимодействуют) – доказать экспериментально. Инструктивная карточка (Приложение 3)
Заслушиваются выступления ребят по данным вопросам.
Физкультминутка.
Закрепление.
(на доске записан текст)
Задание 1. Вывод о свойствах металлов. Заполните пропуски нужными словами.
Радиус атомов металлов _____ радиуса атомов неметаллов. Во всех соединениях _____ металлов имеют _____ степени окисления. При комнатной температуре металлы находятся ______ агрегатном состоянии, за исключением ____. Металлы хорошо проводят _____ и _____. Самый тяжёлый металл – _____, самый легкий – _____, самый тугоплавкий – _______, самый легкоплавкий – _____.
Задание 2. Тест для уч-ся с желтыми квадратами (сравнение с ключом и оценивание)
Составление уравнений по схемам для остальных – коллективная проверка.
Применение металлов. Сообщение об одном металле от каждой группы.
Рефлексия.
На какие вопросы вы не получили ответа? Что нового узнали о металлах? Постарайтесь за 2 минуты вспомнить и перечислить все важные сведения о металлах.
Верните кружки:
- узнал много; интересно; я был очень активен – красный;
- в целом было интересно, но я редко высказывал свое мнение – зелёный;
- ваше личное мнение и пожелание – синий.
И в завершении нашего урока я бы хотела поблагодарить всех за работу и ознакомить вас с оценками, полученными на уроке.
Домашнее задание:
- Обязательное: §20, упр. 5.
- Дополнительное: найти полезную и интересную информацию по теме (пословицы, поговорки, загадки, стихи, патологическое действие металлов на организм человека).