Урок химии "Металлы". 11-й класс

Разделы: Химия

Класс: 11


Цель урока: сформировать понятие о положении металлов в ПС, строении их атомов, физических и химических свойствах металлов и их восстановительных способностях.

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать понятие о строении и свойствах металлов;
  • научить использовать приобретённые знания для объяснения явлений окружающей среды;
  • научить грамотному использованию металлических изделий;
  • проверить знания о строении металлов и их физических свойствах.

Развивающие:

  • совершенствовать умения записывать уравнения химических реакций; применять знания и практические умения, работая по инструкции, с соблюдением правил Техники безопасности;
  • развивать познавательную активность учащихся, вырабатывать умение анализировать, делать выводы;
  • создать условия для развития познавательного интереса к предмету, эмоциональные ситуации удивления, занимательности.

Воспитательные:

  • воспитывать экологическую культуру (на примере последствий загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами).
  • воспитывать коммуникативные компетенции, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приёмы:

  • приемы активизации познавательной деятельности учащихся;
  • групповая деятельность; исследовательская деятельность;
  • ИКТ.

Оборудование:

  • компьютер;
  • оборудования для лабораторного опыта;
  • периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
  • презентация «Металлы»;
  • карта-инструкция по выполнению лабораторного опыта.

Реактивы:

  • кальций, натрий, медная проволока;
  • цинк, медная проволока
  • раствор: соляной кислоты, гидроксида натрия
  • вода.

Подготовительная работа:

  1. Сообщение о возникновении термина «металл», истории открытия металлов.
  2. Сообщение о применении металлов.

Ход урока

Организационный момент. Ребусы.

Добрый день! Начнем мы наш урок с ребусов, которые помогут сформулировать тему урока.

– Ребята, сформулируйте тему  нашего урока (заслушиваются ответы учащихся).

– На какие вопросы мы должны получить ответы?

Мы с вами начинаем изучать тему «Металлы». Мы познакомимся с положением металлов в ПС, строением атомов, физическими и химическими свойствами металлов и их восстановительными способностями.

Каждому  учащемуся до начала урока учитель выдаёт  по 3 кружка бумаги разных цветов: красный, синий и зеленый и по одному квадрату: желтый ,синий и зеленый. Желтый квадрат раздается учащимся с низким уровнем обучаемости, синий – средний и высокий – зеленый квадрат.

Целеполагание.

Что мы еще можем узнать о металлах?

И целью урока будет практическое изучение химических свойств металлов.

Актуализация знаний.

Но прежде, чем перейти к изучению нового материала, давайте заглянем в глубины вашего сознания и выясним, что мы  знаем о химических веществах. (Дифференцированное задание: учащиеся, имеющие желтый квадрат на  столах отвечают на вопросы, остальные выполняют задание по вариантам).

  • задание – ответить на вопросы (Приложение 1)
  • задание – уч-ся с синими и зелеными квадратами

Даны вещества: H3РО4; Ba(HSO4)2; ZnO; NaNO3; CH2 = CH2; CH3COOH; ALOHCL2; KOH;

CH2 = CH – CH =CH2; CH3 COH; CH3 – CH2 – OH; N2О5; C4H6; C5H12. Распределите их по классам, дайте название веществам. Убрать лишнее.

Сегодня мы будем говорить о металлах. Что же означает слово «металл»? Каков его смысл? (Слово «металл» может означать простое вещество и химический элемент.)

Изучение нового материала.

(Сообщение ученика о происхождении термина и истории открытия металлов – Приложение 2)

Так что же такое металлы?

Более 200 лет назад М.В. Ломоносов в труде «Первые основы металлургии» дал металлам такое определение: «Металлы – суть ковкие блестящие тела».

Для того времени эта краткая формулировка была достаточно верной. В конце урока мы возвратимся к этому определению и сделаем вывод: согласиться с этим определением или дополнить его.

Работа по группам.

1 группа: ( уч-ся  с желтыми квадратами)

– Положение в ПС Д.И. Менделеева.

– Особенности электронного строения атома металла на примере натрия.

– Металлическая связь и металлическая кристаллическая решетка.

2 группа: (уч-ся с синими квадратами)

– Физические свойства металлов

– Металлические сплавы.

3 группа:  (уч-ся с зелеными квадратами)

– Химические свойства (с какими простыми и сложными веществами взаимодействуют) – доказать экспериментально. Инструктивная карточка (Приложение 3)

Заслушиваются выступления ребят по данным вопросам.

Физкультминутка.

Закрепление.

(на доске записан текст)

Задание 1. Вывод о свойствах металлов. Заполните пропуски нужными словами.

Радиус атомов металлов _____ радиуса атомов неметаллов. Во всех соединениях _____ металлов имеют _____ степени окисления. При комнатной температуре металлы находятся ______ агрегатном состоянии, за исключением ____. Металлы хорошо проводят _____ и _____. Самый тяжёлый металл – _____, самый легкий – _____, самый тугоплавкий – _______, самый легкоплавкий – _____.

Задание 2. Тест для уч-ся с желтыми квадратами (сравнение с ключом и оценивание)

Составление уравнений по схемам для остальных – коллективная проверка.

Применение металлов. Сообщение об одном металле от каждой группы.

Рефлексия.

На какие вопросы вы не получили ответа? Что нового узнали о металлах? Постарайтесь за 2 минуты вспомнить и перечислить все важные сведения о металлах.

Верните кружки:

  • узнал много; интересно; я был очень активен – красный;
  • в целом было интересно, но я редко высказывал свое мнение – зелёный;
  • ваше личное мнение и пожелание – синий.

И в завершении нашего урока я бы хотела поблагодарить всех за работу и ознакомить вас с оценками, полученными на уроке.

Домашнее задание:

  • Обязательное: §20, упр. 5.
  • Дополнительное: найти полезную и интересную информацию по теме (пословицы, поговорки, загадки, стихи, патологическое действие металлов на организм человека).