1 сентября 2011 года родители привели в нашу гимназию в 1 «а» класс 36 первоклассников. Передо мной возникло много вопросов. Как не только научить, но и организовать деятельность школьников, целенаправленно достигая воспитательных результатов и эффектов, в каких формах и на каком содержании это лучше делать, как проектировать различные образовательные программы внеурочной деятельности и претворять их в жизнь?
Мы с коллегами решили создать школу после уроков.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Во внеурочной деятельности создается своеобразная эмоционально наполненная среда увлеченных детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.
Внеурочная деятельность – это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми.
Я стараюсь осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
В процессе такой работы и выявляются индивидуальные особенности поведения человека в тех или иных ситуациях, раскрываются личностные качества, постигаются определенные морально-нравственные ценности и культурные традиции.
Сверхзадача педагога состоит в формировании личности обучающегося, которая является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.
Здесь осуществляется взаимное освоение образовательных, професииональных, культурных ценностей детьми и взрослыми, то есть детьми и педагогом как равноправными субъектами. Такой поисковый режим образования наиболее полно реализован в моем классе.
Примерные программы внеурочной деятельности структурированы в соответствии с направлениями внеурочной деятельности.
Это спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое направления.
В основу примерных программ внеурочной деятельности моего класса положены следующие принципы:
- Непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
- Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;
- Системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Эти программы составляются и корректируются по ходу их реализации непосредственно в объединениях детей с активным участием педагога, психолога, родителей и отражают особенности сложившегося социального опыта.
Класс разбит на три группы. На пятом уроке проводятся занятия по следующему расписанию:
|
Понедельник |
Среда |
Четверг |
I группа |
Риторика (104каб) |
Проектная деят-ть (119каб) |
Немецкий (210каб) |
II группа |
Немецкий (210каб) |
Риторика (408каб) |
Проекты (119каб) |
III группа |
Проекты (119каб) |
Немецкий (221 каб) |
Риторика (408каб) |
После пятого урока дети расходятся на занятия по интересам.
Название |
День недели |
Место проведения |
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ |
||
Вокал |
вторник |
004 кабинет |
Хор |
среда |
Актовый зал |
ИЗО |
понедельник, четверг |
104 кабинет |
Психология |
вторник, четверг |
204 кабинет |
Ритмика |
понедельник, среда, пятница |
108 кабинет |
Театр |
вторник, пятница |
Актовый зал |
НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ |
||
Музейное дело |
понедельник |
музей |
Робототехника |
понедельник, вторник, четверг, пятница |
109 кабинет |
Азбука содержания животных |
понедельник |
119 кабинет |
«Умники и умницы» |
вторник,четверг,пятница |
119 кабинет |
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ |
||
Шахматы, шашки |
понедельник, среда |
Фотостудия |
Бадминтон |
каждый день |
Спортзал |
Предлагаемые программы предназначены для оздоровительной работы с детьми, проявляющими интерес к физической культуре и спорту. В раздел включены следующие программы:
- Программа «Плавание» – с целью закрепления у детей интереса к водным видам спорта;
- Программа «Лыжи» – с целью удовлетворения желания освоить технику быстрого хода на лыжах;
- Программа «Шахматная школа» – для начинающих юных шахматистов и уже имеющих некоторый опыт игры в шахматы, проявляющих интерес к освоению высот мастерства шахматной игры;
- Программа «Бадминтон» – с целью повышения роли физической культуры и спорта во всестороннем и гармоничном развитии личности, а также развитие, пропаганда и популяризация бадминтона среди молодежи.
Цель курса примерных программ состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства (изобразительно искусство, музыка, хореография и т.д.).
Задачи:
- Развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
- Научить приемам исполнительного мастерства;
- Научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
- Научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
Программ «Смотрю на мир глазами художника» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время два раза в неделю.
Программа поможет решить различные учебные задачи:
- Освоение детьми основных правил изображения;
- Овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;
- Развитие стремления к общению с искусством;
Воспитательные задачи:
- Формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
- Развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
- Формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
Творческие задачи:
- Умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;
- Развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Занятия проводятся в актовом зале или классе.
Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти.
Чтобы ребенок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты.
Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющую огромную роль в воспитании личности.
Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.
Программа имеет интегрированный характер.
При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, изобразительного искусства, обществознания, литературы, географии, биологии, экологии, химии, физики и других.
В условиях партнерского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико-экспозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.
Задачи программ экологического профиля:
- научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни;
- обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
- развить природные задатки и способности детей;
- воспитать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.
Формирование культуры отношения к растениям и животным базируется на идеях гуманистической педагогики и экологической психопедагогики, на новых технологиях развития экологического сознания.
Цель занятий состоит в освоении опыта практического применения знаний и умений при заготовке и использовании лекарственных растений, при выращивании различных растений дома, при содержании домашних животных, птиц, аквариумных рыбок и т.д.
Содержание программ носит личностно ориентированный, деятельностный и развивающий характер.
Программа «Азбука содержания животных» рассчитана на проведение занятий в течение учебного года два раза в неделю.
Цели программы – формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к животным, освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными, а также потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных. Общение с животными содержит в себе уникальный развивающий потенциал, и программа дает возможность его использовать.
Цель группы программ технического профиля состоит в развитии интереса школьников к технике и техническому творчеству.
Задачи этих программ:
- познакомить с практическим освоением технологий, проектирования, моделирования и изготовления простейших технических моделей;
- воспитать интерес к достижениям отечественных исследователей, естествоиспытателей и творцов техники;
- выявить и развить природные задатки и способности детей, помогающие достичь успеха в техническом творчестве.
На занятиях по развитию технического творчества обучающиеся соприкасаются со смежными образовательными областями.
За счет использования запаса технических понятий и специальных терминов расширяются коммуникативные функции языка, углубляются возможности лингвистического развития обучающегося. При ознакомлении с правилами выполнения технических и экономических расчетов при проектировании устройств и практическом использовании тех или иных технических решений школьники знакомятся с особенностями практического применения математики.
В процессе знакомства с жизнью и творчеством создателей известных технических шедевров, изобретателей и конструкторов школьники узнают о влиянии личностных (психологических) особенностей человека на результаты его творческой деятельности.
Осваивая приемы проектирования и конструирования, ребята приобретают опыт создания реальных и виртуальных демонстрационных моделей.
Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности позволило мне:
- разработать образовательные программы внеурочной деятельности с четким и внятным представлением о результате;
- подобрать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;
- выстроить логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;
- диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;
- оценить качество программ внеурочной деятельности (по тому, на какой результат они претендуют, соответствуют ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.).
После этих занятий учащиеся 1А класса продолжают образование вне школы в различных учреждениях.
Таким образом, реализация воспитательного потенциала образовательного процесса позволяет мне создать в коллективе благоприятную воспитывающую среду, оформлять целостную воспитательную систему и качественно повышать уровень готовности выпускников школы к жизненному самоопределению.