Открытый урок-игра "Ремонт одежды. Ателье № 254"

Разделы: Технология


В разделе программы шестого класса образовательной области «Технология», именуемый «Ремонт одежды»,на уроках учащиеся знакомятся с выбором и заменой фурнитуры, выполняют практическую работу «Пришивание фурнитуры».

Чтобы урок был интересным и увлекательным я построила его в игровой форме, соблюдая все учебные цели и задачи поставленные по изучаемому материалу. Учащиеся стали работниками школьного ателье «Ремонт одежды». Они сами распределили между собой все роли и, работая бригадным методом, объединились в «Цеха» школьного ателье.

Урок проходил в виде соревнования за лучшее выполнение «Заказа» (т.с. выполнение практической работы). А так как в роли заказчиков были приглашенные учителя и родители,  у детей появился интерес и чувство ответственности за порученную работу, что повысило значимость такой формы проведения данного урока. С заданием справились все учащиеся класса.

План-конспект открытого урока: "Ремонт одежды ателье №254". Урок-игра.

Цели урока:

  • Образовательная: Формировать знания и умения по ремонту одежды, организации рабочего места и правилам подбора фурнитуры, соблюдение правил и приемов работы, техники безопасности труда.
  • Воспитательная: Воспитывать эстетический вкус, сознательное отношение к труду, требовательность к работе, самостоятельность, аккуратность, чувство коллек­тивизма.
  • Развивающая: Развивать логическое мышление, умение применять знания на практике, преодолевать трудности, умение проявить творческую смекалку, доводить начатое дело до конца.

Подготовка к уроку:

1. Школьная доска оформлена плакатом: «Ремонт одежды. Ателье №254».

На отдельных плакатах образцы фурнитуры с различными способами их пришивания.

В специально отведенном месте стоят две гладильные доски, на которых стоят утюги.

2. На столах разложены коробки с фурнитурой, ножницами, иголками, нитками, кусочками ткани разных цветов для каждого учащегося, инструкционные карты, ручки, карандаши и фломастеры.

3. Класс разделен на 4 команды (бригады), сидящими за отдельными столами, определяющими рабочие цеха ателье (цех №1, №2, №3, № 4).

За каждым столом сидят члены бригады «швеи» и «начальник цеха». У каждого на груди  прикреплены именные этикетки – " Швея цеха №1 Лисицына Катя", "Начальник цеха №1   Дерябина Настя" и т.д. Учитель выступает в роли директора ателье.

4. Жюри – "заказчики", присутствующие нa открытом уроке учителя и родители, получают бланки, для  подведения итогов соревнования.

Ход урока

Учитель («директор ателье») знакомит учащихся с гостями и правилами проведения урока-игры.

Учитель: «Бережливость и аккуратность» – большое достоинство человека. Чтобы ваша одежда всегда выглядела красиво и чисто, за ней надо правильно ухаживать и содержать в опрятном виде, а  чтобы одежда дольше служила, её нужно не только аккуратно носить и следить за чистотой, но и уметь ремонтировать.

Сегодня вы научитесь правильно пришивать оторвавшиеся пуговицы, крючки и кнопки. Все мною перечисленное, называется фурнитурой. Фурнитура – это вспомогательные изделия, которые используют в швейном производстве.

Вопрос к учащимся: Перечислите какую еще фурнитуру можно отнести к одежной фурнитуре?

Ответ: Застежки – молнии, пряжки, пуговицы – кнопки, цепочки – вешалки.

Учитель: Служит эта фурнитура для застегивания, прикрепления, подвешивания и отделки швейных изделии.

При выборе фурнитуры учитываются все свойства ткани, фасон, покрой и вид одежды.

Подбирают фурнитуру по размеру, форме и цвету.

Пуговицы применяют для застегивания и отделки одежды. По назначению они делятся на  пальтовые, бельевые ( для легкой одежды и для специальной одежды).

Изготавливают пуговицы из различных материалов: пластмассы, металла, дерева, кости, рога, раковин моллюсков.

Пуговицы бывают с отверстиями (2, 4) и на стойке («ножке») подбирают их в цвет основного  материала или отделки. Иногда можно использовать для одежды старые пуговицы, пряжки, крючки и даже застежки-молнии.

Для этого используют специальное приспособление – распарыватель, ножницами можно сделать надрез на ткани изделия, поэтому их использовать не рекомендуется.

Пуговицы к легкой одежде пришивают вплотную к ткани 4–5 стежками. Для верхней одежды пуговицу делают на стойке «ножке». В зависимости от толщины ткани.    

Высота "ножки" может быть от 1–4 мм. Для прочности крепления пуговицы можно использовать прокладку из ткани или подпуговицу с изнаночной стороны изделия.

Пришивают пуговицы нитками №40, 50, сложенными в двое. Нитки подбирают в тон к ткани, если пуговица на стойке, или в тон к пуговице, если она с отверстиями. (Рис. № 4) (Приложение 1)

Кнопки – застежки из двух металлических частей или пластмассовых частей, входящих одна в другую.

Кнопка состоит из головки (со стерженьком, накладки, и пружинки).

Кнопки бывают разного размера и формы. По цвету они должны как можно меньше выделяться на ткани.

Для пришивания используют иглы №1, 2. И нитки № 50, 60, но очень прочные, в цвет ткани.

Кнопки используют в тех случаях, когда нет большого натяжения в застежке.

Головку располагают на верхней стороне застежки и пришивают с незаметными с лицевой стороны стежками, делая по 3–4 стежка в каждое отверстие.

Кнопка будет хорошо застегиваться, если нитки, которыми она пришита, не накладываются друг на друга. (Рис. № 1)

Крючки и петли используют на участках с малым натяжением в ткани.

Для того, чтобы скрыть место застежки, изготавливают их металлическими, разных форм и размеров.

Нитки для пришивания крючков и петель выбирают в цвет ткани №50, №60.

Крючки пришивают в трех местах, а петли в четырех местах, делая по три, четыре стежка. (Рис. № 2) (Приложение 1)

Крючок должен находиться на изнаночной стороне в верхней части застежки, а петля на нижней части застежки с лицевой стороны. (Рис. № 3) (Приложение 1)

Ремонтируя одежду, необходимо помнить и соблюдать правила техники безопасности труда с режущими и колющими предметами  (иглами, булавками, ножницами) и утюгом.

Вопрос: Что может произойти при выполнении ручных работ, если не соблюдать правил техники безопасности?

Ответ:  Повреждение пальцев иглой или булавкой;

Травма руки ножницами;

Травма глаз.

Вопрос: Что нужно сделать до начала работы?

Ответ: Сосчитать количество иголок и булавок в игольнице;

Положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.

Вопрос: Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать с колющими и режущими  инструментами?

Ответ: Иглы и булавки следует хранить только в игольнице;

В случае поломки иглы или булавки их следует положить в специально отведенную коробочку;

Не следует использовать ржавые и погнутые иглы и булавки;

Передавать ножницы следует всегда с сомкнутыми лезвиями, кольцами вперед;

На рабочем столе ножницы располагаются справа, с сомкнутыми лезвиями, направленными  от  работающего;

По окончании ручных работ нужно убрать рабочее место.

Вопрос:  Перечислите опасности при выполнении влажно-тепловых работ (работа с утюгом)?

Ответ: Поражение электрическим током;

Ожоги: паром, о подошву утюга и от возгорания шнура;

Возгорание шнура (возникновение пожара).

Вопрос: Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при работе с электроутюгом?

Ответ: Перед началом работы нужно проверить исправность утюга, шнура, корпуса вилки;     

Включать и выключать утюг следует сухими руками.

Нельзя выключать утюг, выдергивая вилку из розетки за шнур.

Нужно держаться за корпус вилки.

Выполнять влажно-тепловую обработку изделия следует стоя на резиновом коврике.

Необходимо следить за правильным положением терморегулятора, а также затем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.

По окончании работы следует выключить утюг и поставить его на специальную подставку.

Нельзя оставлять включенный утюг без внимания!

Далее учащиеся выполняют практическую работу. (Приложение 1)

Каждая девочка пришивает одну пуговицу на «ножке» и одну с четырьмя  отверстиями (Одним из способов по заданию «начальника цеха».  Предварительно они определяют варианты пришивания таких пуговиц.) (Рис. № 4) (Приложение 1)

Затем пришивают по одной кнопке и одному крючку с петлей. (Рис. № 1, № 2). (Приложение 1)

По ходу работы, при необходимости, проводится текущий инструктаж.

Каждая бригада заполняет бланк тестов. (Приложение 1) Ответы, которых сдаются «Начальником цеха» бригады в комиссию жюри для подведения итогов соревнования. 

По окончании работы подводятся итоги. Предоставляется слово жюри.

Используемая литература:   

  1. Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек). Под редакцией В.Д.Симоненко. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» АО «Московские учебники» 2000 г.
  2. Е.Н.Перова.Уроки по курсу «Технология» 5-9 класс (девочки) Москва ООО «5 за знания» 2008 г.
  3. И.П.Арефьев. Занимательные уроки технологии для девочек 6 класс. Пособие для учителей. Москва «Школьная Пресса» 2006 г.