В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации указано, что образование должно обеспечить историческую преемственность поколений, распространение и развитие национальной культуры.
На рубеже тысячелетий в России произошли изменения в гражданских и политических ориентирах, но сохранившиеся духовно-нравственные ценности воплощены в великих произведениях разных эпох.
В современных условиях становится актуальным формирование и развитие эмоциональной, духовной и интеллектуально развитой личности. Знания человека не ограничиваются одной сферой деятельности, главным качеством является способность поддержать любую беседу, быть разносторонне развитым, постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира.
Материальная сторона жизни настолько сильно заполняет мир, что потребности людей в духовном плане увеличиваются с каждым днем. “Основной принцип интеллигентности интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли” (Д.Лихачев).
Человечество пытается понять свою внутреннюю природу, найти духовную гармонию с окружающим миром.
Кто в этой области воспитан, как должно, – писал философ Платон – тот очень остро воспримет разные упущения, неотделанность или природные недостатки. Его удовольствие или раздражение будет верно: он хвалил бы то, что хорошо, и, приняв его в свою душу, питался бы им и сам стал бы безукоризненным. Гадкое он правильно осудит и возненавидит с юных лет, еще даже не отдавая себе отчета, а когда придет ему пора мыслить, он полюбит это дело, сознавая, что оно ему свойственно, раз он так воспитан” (И.Я Киященко “О дефиците культуры”).
Изучение мировой художественной культуры формирует в человеке духовные, нравственные и эстетические качества, помогающие ему жить в современных условиях.
Познание смысла бытия происходит через соприкосновение с историей, искусством, культурой народов мира.
Непосредственное соприкосновение учащихся с произведениями искусства, осмысление и понимание мировых шедевров способствует формированию их эстетического вкуса, моральных устоев, пониманию традиции, стремлению к духовному совершенству, а также овладению способами художественной деятельности, развитию индивидуальных и творческих способностей. Немало выдающихся людей разных эпох говорили о значимости эстетического воспитания в жизни человека:
Предметы эстетического цикла рассматривает общие закономерности развития различных видов искусств в тесной взаимосвязи друг с другом, их жизненные корни, влияние на жизнь людей.
Изучение изобразительного искусства и музыки направленно на формирование морально-нравственных ценностей ,представлений о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления.
Заложенные ещё в начальной школе навыки эмоционально-ценностных отношений, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности должны приобрести новое качество.
Главными подходами при изучении предметов художественно- эстетического цикла являются деятельный и проблемный.
Огромное значение приобретает формирование основ критического мышления на основе восприятия и анализа произведения искусства, понимание роли искусства в жизни общества.
Изучение предметов художественно-эстетического цикла дает учащимся возможность реальной интеграции со смежными предметами (история, литература, русский язык). В результате возникает система меж предметных и над предметных связей, интеграция основного и дополнительного образования через реализацию художественно-творческого потенциала учащихся, синтез обучения и воспитания, реализуемого через проектную деятельность.
Изучение предметов художественно-эстетического цикла направлено на достижение у учащихся следующих целей:
- Развитие образного восприятия мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности
- Гармонизация эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основы целостного представления о мире.
- Формирование музыкальной культуры личности. Освоение музыкальной картины мира
- Развитие творческих способностей учащихся, интереса к музыке, музыкальной деятельности
- Развитие фантазии, воображения как основы творческой деятельности
- Испытывать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни находить в них нравственную опору.
Для её достижения решаются следующие цели и задачи:
Образовательные и воспитательные:
- Изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно исторические эпохи
- Постижение системы знаний о единстве и многообразии , национальной самобытности культур народов мира
- Подготовка компетентного зрителя, слушателя и читателя к диалогу с произведением искусства
Знать:
- Основные виды и жанры искусства;
- Шедевры мировой художественной культуры;
- Особенности языка различных видов искусства;
Уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их
- выражать собственные суждения о произведениях искусства;
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- выполнять учебные и творческие задания (рисунки, коллажи, сообщения, презентации);
- участвовать в творческих проектах;
- использовать приобретённые знания в практической и повседневной жизни для формирования путей своего культурного развития.
Кроме стандартных уроков, используются инновационные формы обучения: уроки - путешествия (“Золотое кольцо России”, “Господин-Великий Новгород”, “В старинном замке” и т.д.),
уроки – драматизации (“Рождество Христово”, “Мифы Древней Греции”); посещения музеев города и области, выставок; просмотр видеофильмов по отдельным темам.
Особое место отводится самостоятельной работе учащихся с использованием Интернет-ресурса. Созданию творческих проектов, детских спектаклей — импровизаций, участие детей в различных интеллектуальных олимпиадах и конкурсах.
Школьные годы — это большой отрезок жизни человека. Учащиеся 5-6 классов в большей степени оказывается способным обдумывать заранее и контролировать свои действия, у него появляется чувство товарищества, сознательное отношение к выполнению своих обязанностей.
Возраст детей 11-12 лет-период активного формирования личности, в этот период среднего школьного возраста осуществляется развитие таких психических функций, как память, мышление, восприятие, речь. В этом возрасте уровень развития восприятия достаточно высок. Учащийся воспринимает цвета и формы предметов. Высок уровень развития зрительного и слухового восприятия.
Понятие “ универсальные учебные действия” - это умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем освоения нового социального опыта.
Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Необходимо чтобы ученик умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Умение воспринимать, понимать и анализировать – необходимое условие формирования социально активной личности. Одним из эффективных методов формирования УУД, является проектная деятельность, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
Организуя работу учащихся в группе, активизируется познавательная деятельность учащихся, что является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие “учитель – группа совместно действующих детей” является исходной формой учебного сотрудничества в классе.
Работу в группах необходимо начать с выработки основных правил.
- уметь выслушать, найти общее решение;
- полное внимание к однокласснику, уважение его мнения.
Сохранить доброжелательные отношения к друг другу; серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
Взаимопомощь во время выполнения задания; терпимость, дружелюбие:
И самое главное: никто не имеет права смеяться над ошибками одноклассника т. к. каждый имеет “право на ошибку”.(коммуникативные УУД).
Учащиеся принимают активное участие в обсуждении данных условий.
В процессе выполнения этого задания, у учащихся формировались личностные универсальные учебные действия (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению). Коммуникативных (участие в диалоге, умение выслушать одноклассника). Познавательных (отвечали поставленные педагогом вопросы). Регулятивных (работ с таблицей, умение классифицировать, строить логические умозаключения).
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит во взаимосвязи с разными учебными предметами
Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Но в целом, на современном уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.
Вывод: Задача педагога найти такие методы (а это методы развивающего обучения), при которых была бы обеспечена активная мыслительная деятельность всех учащихся, одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий.