Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Цель: формировать представление о звуках [ч’], [щ’] как о всегда мягких, глухих согласных звуках.
Задачи, направленные на получение:
Предметных результатов:
- расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов;
- создание условий для овладения обучающимися знаниями о звуках [ ч '], [ щ'] как о всегда мягких , глухих звуках;
- соотносить понятия звук – буква, уметь характеризовать данные звуки, слышать их в слове;
- показать роль фонемы в образовании слов, продолжать работать с изученными буквами и звуками, которые их обозначают;
- правильно называть буквы русского алфавита;
- правильно выделять буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;
- составлять слова из букв.
Метапредметных результатов.
Познавательные:
- расширение кругозора младших школьников;
- формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи,
- развивать умение сравнивать и находить различия и сходства у изучаемых объектов, умение аргументировать и доказывать свое мнение, умение обобщать и синтезировать знания,
- развивать умение последовательно строить свое высказывание; развивать творческое мышление;
- выдвигать гипотезы и предположения, переносить знания в новые ситуации, искать аналоги и другие варианты решения,
- тренировать память, развивать способности концентрировать внимание и его распределять; ассоциативного мышления, воображения, внимания; развивать умение выполнять вербальные инструкции учителя, развивать устную речь учащихся, фонематический слух; совершенствовать культуру речи детей, обогащать словарный запас учащихся.
Регулятивные:
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать свое предложение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану
- самостоятельно решать ребусы, кроссворды, используя свои знания
- развивать способность к самоконтролю.
Личностные:
- воспитание положительной мотивации к учению;
- формировать интерес к изучению родного языка;
- воспитание духовно развитой личности;
- формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств;
- воспитывать чувство взаимоуважения, аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность,
- формировать понятия о дружбе, доброте, отзывчивости; учить работать в парах, группами, сообща.
Таблица (в редакции автора)
№ | Ход урока | Универсальные учебные действия | |||
I
|
Мотивация к учебной
деятельности. Цель: - создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (“хочу”); - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности (“надо”); - установить тематические рамки учебной деятельности (“могу”). Не стыдно не знать, стыдно не учиться. - Прочитайте поговорку. (Слайд № 2). Презентация - Как вы ее понимаете? (Не нужно стыдиться того, что ты не знаешь, всегда можно новое самому узнать. Нужно стыдится не умения узнавать новое.) - Как вы узнаете новое? (Мы сами понимаем, что мы не знаем, а затем сами “открываем” новое знание.) - Сегодня на уроке вы можете еще раз потренироваться в “открытии” нового знания. - Чему был посвящен прошлый урок? - На сегодняшнем уроке вы продолжите работать со звуками и буквами их обозначающими. - Пожелайте друг другу удачи и в путь! - Проверьте, каждый ли из вас готов к уроку? - Всё ли есть необходимое для начала занятия? |
Личностные
Смыслообразование установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом |
Познавательные | Коммуникативные
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Регулятивные |
II | Актуализация знаний и пробное
учебное действие. Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. - Начинаем наш урок с отработки навыка чтения. (Слайд № 3) - Посмотрите на экран , прочитайте текст и постарайтесь его запомнить. (Несколько учеников могут прочитать текст вслух) - Ответьте на вопрос: - Какую краску взял художник? (Слайд № 4) - Покажите ответ при помощи сигнальной карточки. - Докажите свой выбор. - Молодцы! Всё правильно. (Слайд № 5) - Я предлагаю вам поиграть! 1. Шарада. (На слух ) Слог первый – бесу дружок, 2. Метаграмма. С О я вам рассказ кончаю, (ТОЧКА - ТУЧКА - ТАЧКА - КАЧКА) - Что интересного заметили в этих словах? 3. “Слова рассыпались” (Слайд № 6-11) УЩКА КОЩЕН ЕТКАЩ - Расставьте буквы по местам и получите новое слово. (Щука.щенок, щётка) - Что общего заметили в этих словах? - С чем мы с вами сейчас работали? (Со словами) - Из чего состоят слова? (В устной речи слова состоят из звуков. В письменной речи слова состоят из букв. Звуки мы произносим и слышим. Звуки помогают различать смысл слова. На письме звуки обозначаются буквами.) - Мы с вами изучили почти все буквы, давайте повторим, что вы знаете про звуки, которые их обозначают. - На какие группы делятся звуки? (Дети отвечают: звуки бывают гласные и согласные, гласные: ударные и безударные; согласные: глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.) - Что мы с вами сейчас повторили? (Дети отвечают) Пробное действие. - Какое задание вы сейчас получите? (задание, в котором есть что-то новое) - Зачем? (Чтобы мы сами поняли, что мы не знаем) - Я предлагаю вам поработать с ребусами. Слайды № 12, 13) - Отгадайте первый ребус (Чиполлино), второй (силач). - Назовите отгадки. - Выделите первый звук в слове Сиполлино и последний звук в слове силач. (Слайд № 14) - Запомните его. - Что вы видите на следующем слайде? (Скороговорка) (Слайд № 15) - Что такое скороговорка? - Какой звук нужно произносить чётко в этой скороговорке? (Звук щ) - Произнесите её. - Назовите звуки, которые вы выделили в словах? (Ч, щ) - Молодцы! - А сейчас такое задание: - Поработаем с сигнальными карточками.. (Красная, синяя, зелёная) - Внимательно посмотрите на слайд. (Слайд № 16) - Перечислите, что здесь изображено? - Называете слово, выделяете первый звук, внимательно слушаете его и показываете сигнальную карточку. Аналогичное задание. (Слайд № 17) - Почему вы показывали разные сигнальные карточки? У кого-то зелёная, у кого-то синяя? - Что вы можете сказать о новых звуках? Дайте им характеристику. (не можем этого сделать) - Почему? (Ничего не знаем об этих звуках) - Итак, что показало ваше пробное действие? (Не справились с заданием) - Какой следующий шаг на уроке? (Нужно подумать) |
Положительное отношение к учебной деятельности, интерес к учебному материалу. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (ОУ) | Постановка вопросов –инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. |
III | Выявление места и причины
затруднения. Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основевыявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. - Какое задание вы не смогли выполнить? (Охарактеризовать новые звуки) - Выполняли ли вы раньше такие задания? (Да) - Чем эти звуки отличаются от других? (Работа с лентой букв) - В чём же у вас затруднение? (Трудно понять мягкость – твёрдость) |
Ориентация на понимание причин успеха в учебе, интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке. | Поиск и выделение необходимой информации, подведение под понятие(ОУ), формулирование проблемы (ПиРП | Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). | Выполнение пробного учебного действия - фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии, планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. |
IV | Целеполагание и построение
выхода из затруднения. Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. - Какую цель мы перед собой поставим? (Познакомиться с новыми звуками) - Что это за звуки? (Ч, щ) - Какова же тема нашего урока? (Слайд № 18) - Как же мы будем открывать новое знание? (Мы сами понимаем, что мы не знаем, а затем сами “открываем” новое знание.) Физминутка. (Слайд № 19) |
Проявлять интерес к новому учебному материалу, сохранять мотивацию к учёбе, понимание причин успеха. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (ОУ). |
Учиться высказывать своё предположение (версию). | Составление плана и последовательности действий. |
V | Реализация построенного
проекта. Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. - Итак, какой же первый шаг мы должны сделать? (Выделить новые звуки и исследовать их) - Как это сделать? (Работа с книгой, со словами) - Что теперь нужно сделать? (Внимательно послушать их) - Дальше что? (Сделать вывод) - Откройте учебник стр. 98. - Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. - Давайте вспомним правила работы в парах. (Слайд № 20) (Дети проговаривают сами) - Рассмотрите картинки на стр 98, вспомните картинки, с которыми вы работали на уроке. - Исследуйте, какие звуки могут обозначать буквы Ч и Щ? (Слайд № 21) (Дети самостоятельно работают в парах, слушают звуки (по глухости – звонкости, твёрдости – мягкости)) - Итак, что вы можете сказать, к какому выводу вы пришли? (Дети отвечают и доказывают свои ответы) - Удалось ли нам сделать открытие? (Да) - Вернёмся к вопросу, который вызвал у вас затруднение. - Охарактеризуйте новые звуки. (Дети дают характеристику новым звукам) - Справились ли вы с заданием? (Да) (Слайд № 22) - Какими буквами обозначаются новые звуки? - Посмотрите на них. (Лента букв) - Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить знания) |
Интерес к общему делу, уроку обучения грамоте, определять правила работы в парах. | Общеучебные: поиск и выделение
необходимой информации, применение методов
информационного поиска; смысловое чтение; умение
осознанно строить речевое высказывание;
моделирование; логические:построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование; УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. |
Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста) с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, работать по предложенному плану. |
VI | Первичное закрепление. Цель: усвоение учащимися нового способа действия. 1. Стр. 98 - Прочитайте скороговорку. (Слайд № 23) - Попробуйте её произнести. - Подчеркните буквы новых звуков. (Дети работают в азбуке) 2. Работа со столбиками слогов. Стр. 98 - Прочитайте слоговые столбики. (Слайд № 24) - На какие группы можно их разделить? - Почему? Докажите. - Какие буквы запишем на строчках? Докажите. - Выполните это задание. - Какие новые звуки мы выучили на уроке? - Что вы о них знаете? |
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. | Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (ОУ). | Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста) с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Прогнозирование –
предвосхищение результата и уровня усвоения, его
временныххарактеристи.
|
VII | Самостоятельная работа Цель: - организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; - организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону; - создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; - для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления. - А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно. - Стр. 98. Работа с лентой букв. “Найди место буквам”. (Слайд № 25) - Определите место данным буквам на ленте букв. (Дети самостоятельно работают в книгах) - Что у вас получилось? (Дети отвечают) - Докажите свой выбор. |
Обладать мотивационной основой учебной деятельности | Использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач(ЗС) | Строить понятные для партнёра высказывания | Освоение способов общения. |
VIII | Включение в систему знаний и
повторение Цель: - выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний; - доведения его до уровня автоматизированного навыка; - при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса; - повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности. 1. Чтение стихотворения стр. 98. - О чём прочитали? - Когда так говорят: - “Часы спешат”, “Часы стоят”, “Часы идут”, “Часы отстают” - Зачем нужны часы? - А какие могут быть часы? Прочитайте столбик слов справа. - Чтобы никуда не опаздывать, кроме наручных и настенных пользовались и другими часами. А какими именно вы узнаете прочитав текст. Работа с текстом. (Приложение 2) - Прочитайте его сначала глазками и сформулируйте к нему задание. ______ часы. (Надо прочитать текст, вставить в его название и в другие предложения пропущенные слова.) - Что вы узнали, прочитав текст. - Давайте прочитаем его вместе по цепочке. - А теперь посмотрите на эти цветы и говорите как они называются, пользуясь текстом. (Слайд № 26–29) - А вот какие ещё бывают часы, мы с вами узнаем на следующем уроке. 3. Работа с пословицами. - Прочитайте пословицы. 1. Делу время – потехе – час. 2 . Минута час бережёт. 3. Я хочу выиграть время. - Как вы понимаете смысл этих пословиц? - Мы тоже должны быть точными. Наши часы показывают, что скоро закончится урок. Подведём его итог. (Слайд № 30) |
Осознание значимости правильного произношения слов | Осмысление особенностей звуков и их свойств.(ОУ), осуществлять анализ учебного материала. | Формирование умений слышать и слушать, умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль |
IX | Рефлексия учебной
деятельности на уроке. Цель: - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке; - учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; - намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества - Какую цель ставили на уроке? - Удалось ли вам достичь этой цели? - Докажите. - С какими новыми звуками мы сегодня познакомились? Охарактеризуйте их. - Вспомните поговорку, с которой мы начали урок. - Кому из вас удалось самому сделать открытие? - Какую оценку вы бы себе поставили и почему? - Оцените каждый собственную учебную деятельность на уроке. - Если ты узнал на уроке что-то полезное, тебе было интересно, то пусть засветит “Солнышко”. (Приложение 1) Если ты не извлек никакой нужной информации, расстроен, то пусть ненадолго выйдет “Тучка”. (Слайд № 31) |
Объяснять самому себе: “что во мне хорошо, а что плохо” (личные качества, черты характера), “что я хочу” (цели, мотивы), “что я могу” (результаты). | Общенаучные:умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. | Умение выражать свои мысли. Формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ. |
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |