Путешествие по Москве

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • познакомить детей со столицей России, с её достопримечательностями
  • формировать представления о плане города
  • в доступной форме представить сведения из истории, связанные с Москвой и её архитектурными памятниками.

Задачи:

  • познакомить детей со столицей России;
  • познакомить с достопримечательностями Москвы;
  • представить сведения из истории, связанные с Москвой и её архитектурными памятниками;
  • показать красоту города Москвы;
  • развивать память, мышление, воображение и речь.

Тип: урок изучения нового материала.

  • Оборудование урока:
  • учебник “Мир вокруг нас” 2 класс” по программе “Школа России”;
  • письменные принадлежности к уроку;
  • АРМ учителя, проекционный аппарат, смарт доска
  • (более подробно описание необходимого оборудования и программного обеспечения приведено выше в разделе “Пояснительная записка”).

Оборудование:

  • АРМ учителя
  • Проекционный аппарат
  • Экран (Смарт доска)
  • Программное обеспечение:
  • Операционная система – Windows XP,
  • Microsoft Office XP
  • Презентация Power Point

Пояснительная записка

Урок окружающего мира во 2 классе (программа “Школа России”) по теме: “Путешествие по Москве” рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.

Ход урока

I. Организационный момент

– Начинаем урок окружающего мира. Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку: учебник, дневник и письменные принадлежности.

II. Проверка домашнего задания

– Урок начнём с проверки домашнего задания.

– Соотнесите условные знаки со словами.

– Покажите на карте Северный Ледовитый океан, Балтийское море, Охотское море, Восточно-Европейскую равнину, Кавказские горы, Чёрное море, реку Обь, Уральские горы, остров Сахалин, город Москва, город Санкт-Петербург, город Владивосток.

Приложение 1, Приложение 3, Приложение 4 (слайд 1 + smart №1)

III. Основная часть

1. Введение в тему.

– Сейчас вы посмотрите слайды. Будьте внимательны, т. к. вам предстоит ответить на вопрос: Чему посвящён урок.

(Слайды 3–22)

– Чему же посвящён наш урок?

– Сегодня мы совершим виртуальную экскурсию по нашему родному городу. А как это понять: виртуальная экскурсия?

(Слайд 23)

– Но прежде, чем отправиться в путешествие, расскажите, что вы знаете о Москве.

Итог:

– Москва – столица государства России.

(Слайд 24)

У города, как и у страны есть свой герб и флаг. Послушайте о них рассказ.

Рассказывают дети (1 и 2 ученик о символике Москвы).

– Официально герб города Москвы существует с 20 декабря 1781 года. На протяжении 230 лет герб города Москвы видоизменялся и, наконец, 3 ноября 1993 года, 9 лет назад, был введен новый московский символ, созданный по мотивам герба Москвы 1781 года. В положении о гербе сказано: “На темно-красном щите развернутый вправо Георгий Победоносец в серебряных доспехах и лазоревой приволоке (мантии) на серебряном коне, поражающий золотым копьем черного змия”.

Первый флаг Москвы был утверждён распоряжением мэра города Москвы от 29 сентября 1994 года. “Флаг города Москвы представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета. В центре флага расположено цветное изображение основного элемента герба Москвы – Георгий Победоносец.

(Слайд 25)

3–4 ученик – рассказ об истории города.

– Появление названия города, как и названий многих городов мира, связано с именем реки Москвы, которая носила это имя задолго до появления поселения. Кем дано название, и что оно означает, точно не известно. Первым достоверным летописным упоминанием считается указание Ипатьевской летописи, в которой говорится, что на субботу 4 апреля 1147 года ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий принимал в городке под названием Москов своих друзей и союзников. В 1156 году Андрей Боголюбский поставил здесь по указанию князя Юрия Долгорукого новую деревянную крепость на Боровицком холме.

(Слайды 26–27)

Так как Кремль был деревянным, то в Москве часто случались пожары. После пожара 1365 года князь Дмитрий Иванович (по прозвищу Донской) с боярами решил ставить каменную крепость. Она была возведена с исключительной быстротой в 1367–1368 годах, причем площадь защищенной территории заметно расширилась.Тогда же был построен каменный мост через реку Неглинную. С этих пор Москву начинают называть белокаменной.

(Слайд 28)

Москва переживала много нашествий, пожаров. Белокаменные стены обветшали и стали осыпаться. Их заделывали красным кирпичом. А было это при правлении правнука Дмитрия Донского Ивана III.

(Слайд 29)

2. Объяснение новой темы.

Учитель: Памятник основателю нашего города Юрию Долгорукому был заложен в период празднования 800-летия Москвы в 1947 оду на современной Тверской площади, напротив здания мэрии. Для создания монумента был проведён всесоюзный конкурс, в котором участвовали лучшие мастера. В этом конкурсе выиграл проект архитектора С.М.Орлова.

(Слайд 30)

– Путешествуя по городу, нам понадобится план города Москвы. А что такое план?(предположения детей)

(Слайд 31)

– Давайте прочитаем определение данного слова в учебнике на стр. 98.

– Ну что же, мы подготовились к экскурсии. Первая наша остановка – Красная площадь.(экскурсию проводят дети).

Кра́сная пло́щадь – главная и наиболее известная площадь Москвы. Время появления площади установить в точности невозможно. Скорее всего, пространство, свободное от застройки, существовало уже с момента постройки Кремля – из оборонительных соображений, чтобы неприятель не мог скрытно подобраться к стенам. У главных городских ворот возник рынок, с которым связано первое название площади – Торг.

(Слайд 32–33)

Кафедра́льный Собо́рный храм Христа́ Спаси́теля находится недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки. Оригинал храма был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия. Строился храм на средства казны с привлечением народных пожертвований. Храм был построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года. 5 декабря 1931 года здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте 10 лет назад в 1994–1997 годах.

(Слайд 34)

3. Физкультминутка для глаз

– А сейчас давайте немного отдохнём.

4. Продолжение изучения нового материала.

– Своё имя улица получила по названию местности – Орбат (Арбат), лежавшей к западу от Кремля. Существует гипотеза, согласно которой название Арбат произошло от арабского слова “arbad”, являющегося множественным числом от “rabad”, что означает “пригород”, “предместье”, которое закрепилось за этим ближним пригородом Москвы ещё в период её зависимости от власти ордынских ханов. С 1986 года улица Арбат является пешеходной. К настоящему времени улица стала одним из популярных мест среди иностранных туристов.

(Слайд 36)

Госуда́рственный академи́ческий Большо́й теа́тр Росси́и или просто Большо́й теа́тр – один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета. Комплекс зданий театра расположен в центре Москвы, на Театральной площади. Первое здание театра было построено за 6 месяцев на правом берегу реки Неглинки. Оно выходило на улицу Петровка, отсюда театр и получил свое название – Петровский. Его открытие состоялось 30 декабря 1780 г. В этот день давали торжественный пролог “Странники” и большой пантомимический балет “Волшебная школа”. Недавно Большой театр был реконструирован.

(Слайд 37)

Государственная Третьяковская галерея (известна также как Третьяковка) – художественный музей в Москве, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым и имеющий одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства.

(Слайд 38)

Моско́вский цирк Нику́лина на Цветно́м бульва́ре – один из старейших цирков в России. Он был открыт 20 октября 1880 года. Спустя 100 лет в 1985 году цирк закрылся на капитальную реконструкцию и после неё был открыт в 1989 году. В декабре 1996 года (спустя 10 лет) цирку было присвоено имя “Московский цирк Никулина на Цветном бульваре.

(Слайд 39)

"Уголок дедушки Дурова", "Страна чудес дедушки Дурова", "Театр зверей имени В.Л. Дурова" – эти названия знакомы не только жителям Москвы и городов России, но и многим гостям из других стран.

И действительно – это необычный дом, подобного которому в мире больше нет. Здесь царит мир и согласие между Человеком и Природой. Здесь живут рядом быль и сказка.

Открыл Уголок 8 января 1912 года Владимир Леонидович Дуров – знаменитый цирковой артист, клоун-сатирик, дрессировщик, писатель, ученый-зоопсихолог, первый Заслуженный цирковой артист России. Он разработал свой метод дрессировки – отказался от хлыста и палки при работе с животными. В этом году уголок Дурова отметил своё 100-летие.

(Слайд 40)

IV. Закрепление пройденного

– Вам понравилось путешествие по Москве?

– Что запомнилось больше всего?

– Проверим насколько вы были внимательны.

– Назовите данные достопримечательности Москвы.

(smart № 2) Приложение 5

– Предлагаю вам отгадать кроссворд по теме: “Путешествие по Москве”.

Кроссворд (смотри Приложение 2)

(smart № 3) Приложение 6

IV. Домашнее задание