Пусть будет меньше праздников, чем буден,
Но тот, кто стал учителем, поймет,
Какое счастье – быть полезным людям,
Учить его величество – народ!
Г.Крупин
На современном этапе развития российского общества роль школы в правовом воспитании молодежи возросла. Социальные изменения в обществе, высокие темпы общественного развития, приоритетные задачи строительства гражданского общества при условии постоянно увеличивающегося объема правовой информации требуют от выпускников высокого уровня правового сознания и социально — правовой активности, умения жить в условиях существующего государства, способности давать принципиальную оценку происходящим событиям и активно влиять на процессы, протекающие в правовой сфере жизни общества.
Правовое просвещение – это система мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры.
Целью правового просвещения является выработка устойчивых социальных качеств и обязанностей личности, то есть формирование высокой правовой культуры, включающей все элементы правосознания и правового поведения, показателем эффективности которой станут заметный уровень правовой осознанности, спад количества правонарушений, общий характер правовой культуры общества.
Основой правового просвещения в школе является правовое обучение, реализуемое как в урочной так и во внеурочной деятельности учащихся, которое позволяет подвести учащихся к пониманию правовой действительности, перейти от общих нравственных представлений к формированию в их сознании системы научных знаний о правовых явлениях, активно воздействовать на их чувства, выработать положительное эмоциональное отношение к праву.
Роль, которую играет обучение в системе правового просвещения учащихся, выдвигает особые требования к процессу правового обучения, в ходе которого необходимо обеспечить дифференцированность и одновременно интегративность правового обучения. Преследуя общую цель — формирование правовой культуры, — учебная деятельность на всех ступенях обучения в школе решает самостоятельные задачи. В начальных классах формируются нравственные представления о должном, одобряемом всеми поведении, а также складывается понимание добра и зла, справедливости, совести, чести и достоинства. В классах средней и старшей школы углублять государственно — правовые знания учащихся позволяют все учебные дисциплины инвариантной части учебного плана, при изучении которых в той или ной степени затрагиваются вопросы государства и права.
В нашей школе наиболее значительную сумму правовых знаний учащиеся получают в процессе изучения истории, литературы, экономики, МХК, иностранного языка, ОБЖ. Информация, которую предоставляют эти дисциплины, служит эмоционально насыщенной иллюстрацией к тем или иным нормам права, что способствует развитию и укреплению правосознания учащихся.
Правовое просвещение школьников способствует формированию навыков и установок, позволяющих молодым людям активно включиться в работу по созданию общества, свободного от нарушений прав человека.
Приобретенные навыки позволяют учащимся:
- осуществлять свои права и свободы в рамках закона, не нарушая при этом права окружающих;
- защищать права и свободы от всякого рода нарушений;
- давать морально — правовую оценку действиям всех субъектов общества;
- критически оценивать выполнение гарантий обеспечения прав человека.
Установка предполагает убежденность школьника в том, что:
- права человека-это высшая социальная ценность;
- человеческое достоинство присуще каждому индивиду;
- каждый должен содействовать делу утверждения прав человека в мире.
Учебно-правовые ситуации, смоделированные учителями на основе непосредственной работы учащихся с нормативно-правовыми документами на уроках истории, экономики, МХК, ОБЖ, литературы позволяют воспитать человека с социально-активным поведением, а значит подготовить его как активного проводника в жизнь правовой политики, организатора и участника решения, текущих и перспективных задач укрепления правовой основы государства, защитника личности, ее прав и свобод, собственности, природной среды, общественного и государственного строя, конституционного порядка, мира и безопасности человечества. Поисковая деятельность школьников направлена на выделение правовых аспектов в содержании вышеперечисленных учебных дисциплин, что позволяет им приобретать правовые (специальные) умения и навыки, учиться законным и нравственным способам защиты прав и свобод.
Примеры из истории России и мира, содержащие в себе правовою информацию из разных эпох, предлагаемые учащимся на уроках истории и МХК, убеждают школьников в том, что активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства, подводят к мысли о том, что недостаточно иметь юридическую информацию, – важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека.
Правовая информация, содержащаяся в курсе ОБЖ (разделы, посвященные изучению основ военной службы и вопросам международного гуманитарного права), способствует осознанию учащимися необходимости личного вклада в право-применительную деятельность, в совершенствование правовой системы, в предупреждение нарушений законности и правопорядка. Эта осознанность приходит к молодому человеку вместе с чувством любви к Родине, пониманием ответственности за ее процветание, продвижение по пути прогресса. Шаг за шагом развивается у него чувство долга, приобретая полноту и многогранность по мере формирования мировоззрения. Молодой человек начинает осознавать свой долг как систему конкретных обязанностей перед обществом, перед государством.
На уроках экономики рассматриваются вопросы, связанные с государственно-правовым регулированием экономических процессов в России и мире, с защитой таких естественных и неотъемлемых прав человека как свобода и собственность, а также вопросы, связанные с ответственностью предпринимателей и выполнения ими своих обязанностей перед потребителями. Правовой потенциал курса экономики способствует формированию грамотных предпринимателя и потребителя, способных к эффективному взаимодействию.
Принцип гуманности, лежащий в основе норм международного гуманитарного права, является основой этических постулатов таких, как “жизнь человеческая – наивысшая ценность”, “Поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступили с тобой”, к которым постоянно обращаются учащиеся на уроках литературы, ИЗО, МХК. Ученики осваивают такие понятия как: деятельное сострадание, ответственность, переосмысление, уважение, личность, достоинство, жертва, сострадание, уязвимость, помощь, культурные ценности.
Внеурочная деятельность учащихся в рамках вариативной части учебного плана, а также системы дополнительного образования, реализуемая в нашей школе посредством кружковой работы в 6-7 классах, факультативных занятий в 8-9 классах, привлечения потенциала музейной педагогики в 1-11 классах в таких формах, как проектно-исследовательская, экскурсионная, игровая деятельность, практическая работа учащихся с нормативно-правовыми документами, периодической печатью, материалами сети Интернет является логическим продолжением основных направлений правового просвещения, реализуемых на уроках.