Цель:
- Формировать реалистические представления о природе, расширять у детей знания, представления о травах.
- Познакомить с праздником – день Земли.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Развивать художественное творчество.
Материал: Глобус, высушенные цветы, эфирное ароматное масло, клей, столовая ложка, иллюстрации с изображением лекарственных трав, схемы, сухие травы (ромашка, мать-и-мачеха, мята, календула), мешочки, носовые платочки, магнитафон, фиточай, аудиозапись “Шум леса”.
Ход занятия
– Мы сегодня собрались на день рождения. А кто именинник, вы узнаете, разгадав загадку:
Ни начала, ни конца
Ни затылка, ни лица
Но знают все, и млад и стар
Что она – огромный шар. (Земля.)
“22 апреля – праздник день Земли. В этот день все, кто любит и ценит природу, выходят на улицы городов и посёлков, на берега рек, в парки и скверы. Сажают новые деревья, очищают русла ручьев и рек, убирают мусор, спасают попавших в беду животных и птиц. Ведь к сожалению, своей деятельностью человек сильно загрязняет природу. И 22 апреля день напоминания о том, что Земля наш общий дом, а в доме всегда должно быть чисто, светло и уютно всем”.
Предлагаю детям рассмотреть глобус и прислонить к нему свои ладошки.
“Давайте своё тепло передадим нашей родной планете”. Дети прислоняются ладошками к глобусу, а я читаю стихотворение.
Наша планета Земля
Очень щедра и богата!
Горы, леса и поля – наш дом родной ребята.
Давайте будем беречь планету,
Другой, такой на свете нету!.
У нашей Земли сегодня праздник, а в праздник можно дарить подарки. И мы с вами сегодня тоже изготовим для нашей именинницы подарки – живые духи. Но для начала, объясните мне, почему говорят “Земля кормит и лечит”.
(Дети рассуждают.)
Давайте с вами отправимся на лесную полянку. (Проводится физкультминутка)
По тропинке мы идём
Не спешим, не отстаём
Мы попрыгаем по кочкам
Через мостик мы пройдём
На луг чудесный попадём!
На лугу предлагаю рассмотреть иллюстрации и назвать знакомые травы. Вспомнить вместе с детьми от чего их принимают.
Игра “Кто внимательный”
Материал: коробочки с сухими травами :ромашка, календула, медуница, мать-и-мачеха, душица, картинки с ромашкой и календулой.
Предлагаю картинку с ромашкой. Кто первый определит, в какой коробочке находиться сухая ромашка. Затем тоже самое, с календулой.
– Ребята, люди принимают травы в виде фиточая, а я предлагаю вам изготовить ароматические сувенирчики. Ведь травы не только можно пить, но и вдыхать их аромат. Он тоже лечит наш организм. Такое лечение называется ароматерапия.
Дети смешивают все травы в одной ёмкости. (Рисунок 1) Воспитатель добавляет эфирное масло. Предлагаю детям выбрать, что они будут делать травяной мешочек или узелок.
Работа по схемам.
Если берётся мешочек, то туда надо добавить четыре ложки травы, если узелок – три ложки сухой травы. Дети наполняют по выбору свои мешочки или платочки, перевязывают и начинают украшать. (для украшения использовала сухие цветы и листочки) (Рисунок 2)
Включаю грамзапись “Шум леса”
После того, как дети закончат работу, спрашиваю:
– Ребята, а как вы думаете, почему эти духи называют “живые”? (Ответы детей.)
Давайте и мы наши живые духи подарим нашей родной Земле. (Укладывают вокруг земного шара со своими пожеланиями.) (Рисунок 3)
А теперь я предлагаю вам за хорошую работу витаминный чай, который укрепит ваше здоровье, сделает вас сильными и красивыми.
Конспект занятия в подготовительной группе “Радуга в бутылке”
1 часть: Программное содержание: дать детям знания о том, что такое соль. Где её добывают, и для чего она нужна людям. Развивать наблюдательность, умение делать выводы.
Материал: салфетка чёрного цвета, увеличительное стекло, соль пищевая, мелкая, крупная, морская, для ванн разных цветов, краски.
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня я хочу поговорить о таком продукте как – соль. Соль в нашем быту давно уже продукт ежедневно необходимый, но, тем не менее словно незаметный. “Без соли, что без воли, жизнь не прожить” – гласит народная мудрость. Соль даёт вкус пище и защищает от негативной энергии.
Наши предки ценили соль на вес золота: хлебом– солью встречали самых дорогих гостей, а вот нежеланных выпроваживали несолено хлебавши. Добывать соль начали ещё в глубокой древности. Древние люди выкапывали яму-печь, над которой вешали металлический противень. В него наливалась морская вода. Яма –печь топилась около 30 часов, вода закипала и начинала испарятся, а на дне противня образовывались кристаллы соли. Ребята, почему соль называют “белым золотом”. (Ответы детей.)
Показ видеокартинок: солевые шахты, добыча морской соли.
Предлагаю детям взять тёмную салфетку, насыпать немного соли и рассмотреть кристаллы в увеличительное стекло.
Из чего состоит соль? (Из мелких кристаллов).
Рассмотреть крупную соль. В чем сходство и различие мелкой соли от крупной?. (Ответы детей).
обратить внимание детей на соль для ванн. Она имеет разные цвета, запахи.
Предлагаю детям подумать, как можно покрасить соль.
Дети предлагают покрасить красками. Проводим опыт : разводим краски немного водой и добавляем соль. Дети делают вывод, что соль боится воды и растворяется в ней.
Показываю детям цветные мелки. Объясняю, что соль можно покрасить цветными мелками. Это делается так: берём немного мелкой соли и мелок определённого цвета. Начинаем тереть мелок о соль. Что произошло? Каким цветом стала соль?. (Рисунок 4)
2 часть:
Программное содержание:
Учить детей правильно красить соль мелками. Создавать из крашенной соли композицию. Развивать инициативу, фантазию, творчество.
Материал: мел разных цветов, маленькая прозрачная бутылка или баночка, салфетка, мелкая соль, цветная подарочная бумага, декоративная лента.
Ход занятия
Вспомнить с детьми, каким способом мы красили соль на прошлом занятии.
Показываю детям прозрачную баночку, в которой насыпана слоями разноцветная соль. Предлагаю вспомнить и рассказать по схеме, как это сделать.
Затем дети сами наполняют свои баночки цветной солью. (Рисунок 5)
В конце занятия предлагаю украсить поделки. Для этого надо взять цветную подарочную бумагу, вырезать прямоугольник накрыть баночку и перевязать её ленточкой. У детей имеется широкий выбор бумаги и ленточек разных расцветок. (Рисунок 6)