Решение дробных рациональных уравнений

Разделы: Математика


Цели:

Образовательная: Ввести понятие дробного рационального уравнения и выработать у учащихся алгоритм решения. Повторить, систематизировать и закрепить знания и умения по теме “Квадратные уравнения” и “Рациональные дроби”. Проанализировать усвоение нового материала.

Развивающая: Настроить на восприятие новых знаний. Создать условия для формирования знаний по новой теме. Способствовать развитию интеллектуальных умений: формулировать проблему, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательная: Способствовать воспитанию чувства удовлетворения и успеха от интеллектуального труда. Воспитывать стремление к достижению цели, уверенность в себе и чувство ответственности друг за друга. Создавать в классе дружественную атмосферу.

Тип: урок-объяснение нового материала.

Ход урока

1. Организационная часть

Учитель: Здравствуйте ребята! Давайте проверим домашнее задание. Откройте тетради, найдите №583(в) и №580(е, ж, з).

2. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

Приложение 1 (Слайд 2)

При решении уравнения из №583(в) вы получили корни (-8 и 7). Каким способом вы их нашли? (по теореме обратной теореме Виета или по формуле корней квадратного уравнения)

При решении уравнения из №580(е) вы получили корни (-1,4 и -1). Каким способом вы их нашли? (традиционным по формуле корней квадратного уравнения или подбором по коэффициентам)

При решении уравнения из №580(ж) вы получили корни (0 и 1). Каким способом вы их нашли? (вынесение общего множителя за скобки)

При решении уравнения из №580(з) вы получили корни . Каким способом вы их нашли?

Как можно проверить, что уравнение решено – верно? Выполнить проверку. Подставить корни в уравнение и получить верное числовое равенство.

3. Повторение пройденного материала.

Фронтальный опрос и устная работа с классом (Слайд 3) В записи ответа в последнем уравнении присутствует дробь. Для изучения новой темы нам нужно повторить теоретический материал, связанный с обыкновенными дробями.

Какое арифметическое действие заменено дробной чертой? (деление)

На что делить нельзя? (Еа 0)

Когда дробь равна 0? (Когда числитель равен 0)

Какие значения недопустимо подставлять в данные выражения?

Таким образом, из остальных значений мы получаем область допустимых значений.

А при каких значениях данные дроби равны 0?

Предыдущие уроки были посвящены решению квадратных уравнений, а сегодня мы вспомнили рациональные дроби. Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

Откройте тетради и запишите тему урока “Решение дробных рациональных уравнений

4. Объяснение нового материала.

В учебнике (“Алгебра-8” Ю.Н. Макарычев 2008), стр. 132 §9 п.25. Прочитать первый абзац с комментарием (Слайд 4)

Рассмотрим примеры дробных уравнений

Мы еще не умеем их решать, но можем ответить на вопрос. Являются ли предлагаемые числа корнями данных уравнений? Почему?

Рассмотрим пример 1 из учебника (Слайд 5)

Какое уравнение решить легче? Выполним проверку для каждого уравнения самостоятельно в тетради.

Рассмотрим пример 2 из учебника.

Какое из этих уравнений мы можем решить? Полученные корни -2 и 5 подставим в каждое уравнение. Самостоятельно в тетради.

Подумайте, почему во втором примере мы получили противоречие?

Значит, при решении дробных рациональных уравнений необходимо рассматривать ограничения.

Сделаем вывод и попробуем вместе составить последовательность решения уравнений нового вида.

Возможный вариант решения

  1. Привести дроби к общему знаменателю.
  2. Рассмотреть ограничения, значения, значения при которых дробь не определена.
  3. Решить получившееся уравнение из числителей.
  4. Составить ответ с учетом противоречий.

Запишем решение уравнения (Слайд 6)

Сформулируем алгоритм решения дробных рациональных уравнений (Слайд 7)

5. Тренировочные упражнения.

Стр.134 №600(а, г, ж); №601(а). Фронтальный опрос, работа у доски и в тетради. Учитель контролирует выполнение заданий.

6. Закрепление изученного материала.

Тест

Вариант 1.

1. Дробным рациональным уравнением является

2. Одним из корней уравнения = x+6 является 1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.

3. Значение функции y= равно 5 при x равном 1) 7; 2) 6; 3) 11; 4) 10.

4. Дробь равна нулю 1) при ; x = -3 2) x = -3; 3) x = 3; 4) быть не может.

Вариант 2.

1. Дробным рациональным уравнением является

2. Одним из корней уравнения x2 = является 1) -1; 2) 2; 3) – ; 4) 0.

3. Значение функции y = равно 4 при x равном 1) 6; 2) 9; 3) 3; 4)2.

4. Дробь равна нулю 1) при ; 2) a = 1,5; 3) a = -1,5; 4) быть не может.

Организация взаимной проверки в парах.

Ответы:

Вариант 1: 1) 3; 2) 3; 3) 1; 4) 2.
Вариант 2: 1) 1; 2) 3; 3) 2; 4) 2.

Ответы записаны на доске и скрыты до окончания работы.

Критерии оценивания

  • Если все верно – “5”
  • Одна ошибка – “4”
  • Две ошибки – “3”

Три или четыре ошибки “2”. Поскольку работа является обучающей оценки “2” и “3” в журнал не ставится.

7. Домашняя работа.

Стр. 132 §9. п.25 №600 (б, в), №601(б)

8. Подведение итогов урока.

Обсуждение результатов урока, организации работы класса, выявление эмоционального настроя. Ученики отвечают на вопросы: «Что нового узнали?», «Что было сложно?»