Информационные технологии на уроках географии

Разделы: География


Цель урока: Учащиеся анализируют, как географическое положение Северо-Запада повлияло на его место в России.

Задачи:

Образовательные:

  1. обобщить знания об особенностях ЭГП Северо-Западного района;
  2. определить, как географическое положение Северо-Запада повлияло на его место в России;
  3. Раскрыть, как менялась роль Новгорода во времени;
  4. Выяснить, насколько удачно положение Санкт-Петербурга;
  5. Изучить новые порты Санкт-Петербурга.

Развивающие:

  1. развивают умения планировать свою деятельность;
  2. выявлять главное при работе с текстом;
  3. подводить итоги выполненной работы в устной и письменной форме;
  4. умения работать в группе;
  5. выступать публично.

Воспитательные:

  1. воспитывать познавательный интерес;
  2. воспитывать уважение к своему городу.

Основное содержание: изменение географического положения во времени. Изменение роли Новгорода. Макро – и микроположение Санкт-Петербурга.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: история, литература.

Методы обучения:

  1. по источнику передачи и восприятия учебной информации: словесные (беседа), практические (выполнение заданий).
  2. по степени самостоятельности мышления учащихся: объяснительно-иллюстративный,частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Учебные пособия: В.П. Дронов, В.Я. Ром География России. 9 кл М. Дрофа 2011: учебн. для общеобр. учрежд. А.И. Алексеев География 9 М. Просвещение 2009: учебн. для общеобр. учрежд. География России 9. В.В. Николина. «Полярная звезда». Просвещение 2010.

Оборудование: персональные компьютеры, индивидуальные задания для проверки д.з, инструктивные карточки, раздаточный материал, индивидуальные сообщения учащихся (результаты опережающего задания), компьютерная презентация учителя.

Место урока в теме: Урок: Северо-Запад: «окно в Европу» является 8-м уроком в теме: «Региональная часть курса», вторым в теме: Северо-Западный район.

Ход урока

I. Организационный момент: 1-2 мин.

II. Проверка д.з: 5 мин.

Учитель формирует группы. 1 гр-выполняет тест урока №25 на ПК мультимедийного учебника Кирилла и Мефодия «География России.9». Вторая группа выполняет индивидуальные задания по карточкам.

Учитель работает фронтально с 3-й группой:

  1. Какие субъекты входят в состав Северо-Западного района? (Ленинградская, Псковская, Новгородская, Санкт-Петербург, Калининградская ).

  2. Какова площадь района? (212 тыс .кв. км) .

  3. Какова специализация района? (машиностроение: судостроение, военная техника, приборостроение. Санкт-Петербург, Псков, Новгород, Калининград; деревообрабатывающая. Приозерск, Святогорск, Великий Новгород, Санкт-Петербург, Калининград; химическая. Санкт-Петербург, Сланцы, Кингисепп; пищевая. Псков, Санкт-Петербург, Калининград; легкая. Великие Луки, Санкт-Петербург )

  4. Что такое анклав? (Территория или часть территории одного государства, окруженная со всех сторон территорией другого).

  5. Полуанклав? (Анклав, имеющий выход к морю)

  6. Что такое «Янтарь»? (CЭЗ, судостроительный завод в Калининграде)

  7. Охарактеризуйте ЭГП СЗР?
    а) имеет приморское положение, омывается Финским заливом Балтийского моря. Основные порты: Санкт-Петербург, Выборг, Усть-Луга, Приморск.
    б) Имеет выход через систему каналов в Белое море и в Волгу.
    в) Соседи района: Северный и Центральный.
    г) Район занимает приграничное положение: с Финляндией, Эстонией, Латвией, с Литвой и Польшей через Калининградскую область, с Белоруссией.
    д) По территории района проходят железные и автомобильные дороги. Они веером расходятся от Санкт-Петербурга во все соседние районы.
    Е) ЭГП района менялось: район был рано заселен, так как находился на торговом пути «из варяг в греки» Здесь находятся древние русские города: Псков, Новгород, Великие Луки, Старая Русса. Вначале XVII века выход в Балтийское море был закрыт шведами и только после победы в войне со Швецией выход на Балтику был возвращен России. После распада СССР роль порта Санкт-Петербург возросла, так как страна потеряла незамерзающие порты Латвии, Литвы. Эстонии.)

Вывод: ЭГП – выгодное.

III. Объяснение нового материала. Презентация учителя: «Северо-Запад: окно в Европу».

Приложение 4 Слайд 1.

Учитель: «Какие особенности экономико-географического положения Северо-Западного района привели к тому, что именно этот район стал районом, ответственным за внешние связи, особенно с Северной и Западной Европой?

Ответ ученика: «Район занимает приграничное положение, имеет выход через систему каналов к Черному, Каспийскому и Белому морям».

Слайд 2.

Слайд 3.

Учитель: «Направлению торговых путей способствовала конфигурация береговой линии Балтийского моря. Как говорил Баранский: «Санкт-Петербург. С одной стороны, здесь Атлантический океан глубже всего вдается в территорию Русской равнины, здесь же проходят внутренние водные пути, которые легко усовершенствованы путем соединения каналами…Важность для нашей страны выхода к Балтийскому морю была вполне осознана еще при Иване Грозном…» И поэтому , именно здесь можно самым дешевым способом дойти до континентальной России. Вопрос к группам: Как географическое положение Северо-Запада повлияло на его место в России? Откройте учебник и ответьте на вопрос».

Слайд 4.

Сегодня мы с вами определим, как географическое положение Северо-Запада повлияло на его место в России; Раскроем, как менялась роль Новгорода во времени; выясним, насколько удачно географическое положение Санкт-Петербурга. ответим на такие вопросы: Почему Северо-запад называют «окном в Европу»? Всегда ли было одинаковым географическое положение района? Итак, запишем тему нашего урока в тетрадь: «Северо-Запад: окно в Европу».

Слайд5.

Слайд 6.

Учитель: «Сегодня мы ответим на эти вопросы. И заполним таблицу»

Приложение 1.

Учитель истории: «Из отечественной истории мы знаем, что Древнерусское государство возникло на транзитном пути «из варяг в греки» т.е. с Балтики в Черное море (Ладога – Новгород – Киев – Черное море). А также с Балтики в Поволжье и Каспийское море. Сегодня вы поработаете с текстом, и продолжите заполнение таблицы».

Приложение 2. Текст.

Учитель истории: «Ответьте на вопрос: «Почему «окно в Европу пришлось прорубать снова?»

Слайд 10.

Учитель географии: «Возьмите текст отрывка поэмы Медный всадник» и прочитаем его.

Читает ученик:

«На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн
И в даль глядел. Пред ним широко
Река неслася: бедный челн
По ней стремился одиноко.

По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там.
Приют убогого чухонца:
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Нагою твердой встать при море.
Сюда, по новым им волнам
Все флаги будут в гости к нам.
И запируем на просторе…»
А.С. Пушкин.

Учитель: «О каком событии говорит этот отрывок из поэмы «Медный всадник»?

Ученик: «На берегу «пустынных волн стоит Петр и думает о городе, который будет здесь построен. Город должен защищать Россию от шведов и должен стать «окном в Европу».

Слайд 11.

Учитель: «Основание в 1703 году Санкт-Петербурга и победа в Северной войне изменили кардинально весь облик Северо-Запада Европейской России. Впервые за все время своей истории Россия получила широкий выход к Балтике, где уже существовало много портов: Рига, Нарва, Выборг, Ревель (Таллинн).

Слайд 12. «На географической карте Санкт-Петербург оказался на стыке Атлантики и Евразии. Он стал главным из балтийских портов, потому что располагался в наиболее удобном месте с точки зрения связей с глубинной Россией. И в этом было его выгодное макрогеографическое положение.

Слайд 13.

Учитель: «Чтобы завозить грузы было создано несколько систем судоходных каналов. При Петре I была построена Вышневолоцкая водная система, соединившая впадающую в озеро Ильмень реку Мсту и реку Тверцу, при впадении которой в Волгу стоит город Тверь.

Тихвинская водная система — одна из нескольких водных систем, соединявших Волгу с Балтийским морем, движение по ней было открыто в 1811 году. Длина пути «Волга-Балтика» через Тихвинскую систему была самой короткой по сравнению с Мариинским и Вышневолоцким маршрутами. Проект системы не был реализован полностью.

В начале XIX века появилась более мощная Мариинская система, связывающая реку Шексну с Белым озером и рекой Вытегрой».

Слайд 14.

Учитель: «Так выглядит Вышневолоцкая водная система сейчас».

Слайд 15.

Учитель: «Карта местности, где был построен Санкт-Петербург. Дельта Невы – это десятки островов, разделенных Невой, Невками, Мойкой, протоками, каналами. Дельта Невы расположена на болоте».

Слайд 16.

Учитель: «Строить на болоте очень трудно. Для начала надо было болота засыпать огромным объемом песка, щебня, камня, а под строящиеся здания вбить многочисленные деревянные сваи».

Слайд 17.

Учитель: «Так говорит финская легенда по поводу строительства Санкт-Петербурга».

Слайд 18.

Учитель: «Ветра здесь дуют свирепые, море подступает с трех сторон. Это был город, выросший внезапно “средь топи блат” ...

“Быть Петербургу пусту!” – гласит удачное пророчество Евдокии Лопухиной – первой жены Петра I.

Слайд 19.

Учитель: «Быстрое возведение города стало возможным только потому, что страна была абсолютной монархией, а воля императора высшим законом. Для ускорения строительства ежегодно сгонялись десятки тысяч крестьян, многие из которых погибли из-за непосильного труда, болезней и плохого питания. «Вряд ли найдется другой город в мире, который потребовал бы больше жертв для своего рождения, чем Пальмира Севера. Поистине Петербург город на костях человеческих», – так писал Анциферов Н.П. в книге «Душа Петербурга».

Санкт-Петербург имеет очень хорошее макрогеографическое положение, но очень неудачное микрогеографическое положение. Еще один крупный недостаток обнаружился в географическом положении Санкт-Петербурга: здесь время от времени случаются наводнения. О наводнениях в Санкт-Петербурге вам было дано опережающее задание».

С презентацией о наводнениях выступает ученик. Приложение 5

Приложение 3.

Учитель: «Ответим на следующий вопрос нашего плана: Удачно ли географическое положение Санкт-Петербурга?»

IV. Закрепление.

Учитель: «Вернемся к вопросам нашего урока и ответим на них Можно использовать учебник и распечатанный материал. Работаем в группе, заполняем таблицу».

V. Инструктаж домашнего задания:

пар.42, №1,3 устно

VI. Итоги. Оценки. Рефлексия.