Золотая хохлома. 6-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 6


Идея урока  – ролевая игра; она имитирует телепрограмму дня.

Задачи урока

  • расширить эстетические представления о мире природы на примерах художественных изделий народных мастеров хохломской росписи;
  • развивать графические умения и навыки в новой технике (рисование “травки”, ягоды, выполнение тычком);
  • научить самостоятельно, работать с текстом и иллюстрациями;
  • развивать фантазию в пяти направлениях: поисковом, научном, оформительском, режиссерском, актерском.

Материалы к уроку – расписные деревянные изделия хохломской росписи, экран, мультимедийный проектор, художественные материалы (гуашь, кисти), баночки для воды, изделия из папье-маше, таблички с названиями передач.

План урока:

  1. Вступление
  2. Просмотр программ подготовленных детьми
  3. Итоги просмотра
  4. Практическое закрепление (Рисование “травки”)

Ход урока

- Оргмомент

Приветствие. Отметка отсутствующих.

- Сообщение темы урока.

Учитель: - Здравствуйте, ребята

Сколько сказочных мест у России.
Городов у России не счесть.
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь!
И сегодня увидите снова
То, что дедам не снилось вчера.
Познакомимся с промыслом новым
В гости ждет нас к себе хохлома.

Сегодня мы продолжаем, с вами знакомится с народными промыслами и тема сегодняшнего урока “Золотая роспись Хохлома”.

И цель урока будет достигнута, если мы узнаем, где зародилась хохломская роспись посуды, познакомимся с технологией ее изготовления и научимся выполнять травную роспись.

Наш урок пройдет в виде телепередач, которые должны будут отразить в своей программе тему нашего урока.

На прошлом уроке, т.е. за неделю, вы получили задание подготовить ряд телепередач не более чем на 5 минут, по теме сегодняшнего урока.

Общие условия для всех были одинаковыми: отражение темы, краткость, зрелищность, соблюдение регламента.

И так, наша программа передач на сегодняшний день:

- Передача “Вокруг света”, посмотрев, ее вы совершите удивительное путешествие в Нижегородскую область.

- Передача “Специальный корреспондент” познакомит вас с центрами хохломской росписи и применяемыми там технологиями.

- Доступно о полезном, как всегда нас порадует передача “Супермаркет” и ее очаровательные ведущие. Они познакомят нас с разновидностью хохломских изделий.

- Ну и как всегда в конце дня “Итоги”.

- А в передаче ОТК мы откроем свои таланты.

Приступаем к просмотру. Напомню лишь тему урока “Золотая роспись Хохлома”.

Передача “Вокруг света”

“Телеведущие программы представляют”:

- Мы рады приветствовать вас на нашей телепередаче. И, как всегда, с вами сегодня ваши ведущие: Сергей Тарутантов

- И Курносов Алексей. Мы, как и вы, любим путешествовать, чтобы узнать, как можно больше интересного.

- Вот и сегодняшняя телепередача не исключение. Мы совершим путешествие в Нижегородскую область.

- Ведь именно там в XVII столетии в Нижегородском Заволжье, вблизи торгового села Хохлома возник художественный промысел “ Хохломская роспись по дереву”.

- Нижегородское Заволжье – это не только Золотая Хохлома, но и такие широко известные промыслы, как Городецкая роспись по дереву, семеновские матрешки и многие другие.

- История рассказывает, что первыми поселенцами заволжских лесов стали гонимые за старую веру раскольники. Среди них были и иконописцы, применившие технику золочения и травного письма в росписи утвари.

- Название промысла связано со старинным торговым селом Хохлома, куда из окрестных деревень свозили на продажу росписную посуду. Местные жители говорят по- волжски – Хохлома, ударяя на первый слог.

- Хохломские изделия через ярмарку расходились не только по России, но везли их в Азию, в Европу, говорят, даже в Австралию.

- Расписная, да еще золотом, посуда была для крестьян недоступна. Но народные мастера сумели сделать посуду такой, чтобы она была не хуже боярской - золотой. Так появилась посуда с хохломской росписью.

- Посуда, которая легко выдерживает горячее, не боится, по словам мастеров, ни жары, ни стужу. По наряду соперничает с золотой, а по дешевизне была доступна всем.

- Ну, вот на сегодня и все. Мы надеемся, вам было интересно путешествовать вместе с нами.

- На этом мы прощаемся с вами до следующей недели.

Учитель – Большое спасибо, нам было очень интересно. А теперь мы переключимся на другой канал и познакомимся с телепередачей “Специальный корреспондент”.

(слово учащимся)

Зуев – Доброй день, сегодня мы, Максим Зуев и Коцкий Артем, откроем вам секреты хохломской посуды.

Коцкий - А секрет очень прост. Сначала посуду вытачивали из сырого дерева.

З. – Белую посуду (а мастера ее называют “бель”) суток 12-15 выдерживали при комнатной температуре для просушки.

К. – Затем изделия грунтовали, обмазывали глиной. Дело в том, что древесина очень пористый материал, и чтобы закрыть все поры ее нужно промазать.

З. – Хорошим материалом для этого оказалась обычная глина, которая сейчас в больших количествах добывается на берегу Волги, у Городца.

К. – Эту глину мастера называют вапом, от чего и сам процесс пропитки изделий глиной стали называть ваплением.

З. – Высохшие изделия пропитывали льняным маслом и снова выдерживали некоторое время.

К. – Затем изделия шлифовали и ставили на 4- 5 часов в печь. З.- После этого шла обработка олифой. Ею промазывали 3 раза, просушивая каждый слой. Только после этого ставили в печь.

К. – Затем изделия лудили – обмазывали оловянным порошком, и оно становилось серебряным. А в конце XIX века был изобретен алюминиевый порошок, который стал применяться вместо олова.

З. – Только теперь изделия можно расписывать красками.

К. – Расписанное изделие вновь обмазывали олифой и ставили в печь калить. И здесь, в печи, серебряные изделия волшебным образом превращаются в “золотые”.

- Ну, вот вы и узнали, как получается эта замечательная посуда.

Учитель – Спасибо за специальное расследование. Это поистине волшебный процесс. Обычное белое дерево приобретает блеск и красоту золота.

- Пришло время передачи “ Супермаркет”. Что вы нам предложите на этот раз?

(выступление детей)

- Добрый день.

- Здравствуйте.

- Нам очень приятно снова встретиться с вами.

- И как всегда мы продолжаем знакомить вас с новыми товарами из супермаркета.

- Сегодня мы просто не смогли пройти мимо прилавка на котором находилась вот эта замечательная посуда.

- Хохлома! Хохлома! Весь народ свела с ума.

- Яркая, лучистая, узоры золотистые.

- Впереди вас ждут праздники. Это и день Святого Валентина, и 23 февраля, и 8 марта. И как всегда встает вопрос. Что дарить своим близким и знакомым?

- А от такого подарка никто не откажется.

- А как она будет радовать глаз, сияя золотом у вас в доме.

(представляют изделия)

- На этом мы прощаемся с вами. Ваши ведущие: Ватолина Наташа, Юртаева Дарья, Арлашкина Вика и Сапожникова Анжела.

- До новых встреч в нашем супермаркете.

Учитель – Спасибо, теперь нам будет легче выбирать подарки. Ну и наконец подошло время передачи “ Итоги”. И с вами я, ее ведущая Тетеркина Е. Н. Подведем итоги того, что мы здесь услышали.

- И так, Хохломской промысел старейший в России, ему более 300лет. Зародился он в лесах Заволжья. Такой посуды, как хохломская, нигде в мире нет – тонкая, точеная из липы, березы и осины.

Поначалу все больше ложкарили, но ассортимент расширялся. Но к началу 20 века промысел пришел в упадок, так как купцы скупали товар совсем за копейки. К примеру, если раньше за тысячу расписных ложек платили 25 рублей, то потом цену снизили до рубля с полтиной. Чтобы заработать работали всей семьей, часто обжигали, лачили там же, где и жили. От этого угорали, бывало, по 2 дня лежали без движения. Да и краска здоровья не дает. Краска-то ртутная, один стакан ее целый килограмм весит.

А культура этой росписи так высока, что можно обидеть мастера вопросом: “Это по трафарету делается?”

Трудно поверить, что все это делается “на глаз”.

Чтобы приобрести такое мастерство, необходимы каждодневные упражнения, как гаммы музыканту.

В настоящее время хохломские изделия производят более чем на тридцати разных предприятиях России. Но подлинных хохломских центра два: “Хохломской художник” в селе Семино и “Хохломская роспись” в городе Семенове

(Показать торговые знаки)

Разнообразие хохломской росписи делится на “верховое” и “фоновое” письмо.

При первом, более древнем традиционном письме узор ложится на стенки предмета так, чтобы фон вокруг него после закалки оставался золотым.

При втором – напротив, фон закрашивается красным или черным цветом, а рисунок – листья, ягодки, цветочки – сверкают золотом.

(пример на изделиях)

Самым распространенным верховым письмом является знаменитая хохломская травка.

Вот сегодня в передаче ОТК, мы откроем свои таланты по выполнению травный росписи.

Нам понадобятся для работы краски желтого, зеленого, красного и черного цветов и тонкие кисточки № 1,2.

На таблице представлена последовательность выполнения травного орнамента в хохломской росписи. Сначала наводится ведущий стебель – криуль. Завитки на стебле ритмично закручиваются то вверх, то вниз, не соединяясь. Криули должны иметь одинаковую длину – от этого зависит стройность всего узора. По обе стороны ведущего стебля мастер чередующимися мазками заполняет свободное поле росписи осочками, травинками, капельками, усиками, завитками. Ритмичное чередование элементов в орнаменте создает плавность, пышность. Красный, черный и золотой цвета придают росписи торжественное праздничное звучание.

Сегодня время наших телепередач подошло к концу. Мы встретимся с вами на следующей неделе и продолжим изучение этого промысла.

А в заключение мне бы хотелось сказать.

Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты как душа у народа, красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
Все известно вокруг,
Тем не менее
На земле еще много того,
Что достойно порой удивления
И твоего и моего.
Удивляйся росе,
Удивляйся цветам,
Удивляйся, упругости стали
Удивляйся тому,
Чему люди порой
Удивляться уже перестали.

До свидания. Оценки за урок.