Идея урока – ролевая игра; она имитирует телепрограмму дня.
Задачи урока
- расширить эстетические представления о мире природы на примерах художественных изделий народных мастеров хохломской росписи;
- развивать графические умения и навыки в новой технике (рисование “травки”, ягоды, выполнение тычком);
- научить самостоятельно, работать с текстом и иллюстрациями;
- развивать фантазию в пяти направлениях: поисковом, научном, оформительском, режиссерском, актерском.
Материалы к уроку – расписные деревянные изделия хохломской росписи, экран, мультимедийный проектор, художественные материалы (гуашь, кисти), баночки для воды, изделия из папье-маше, таблички с названиями передач.
План урока:
- Вступление
- Просмотр программ подготовленных детьми
- Итоги просмотра
- Практическое закрепление (Рисование “травки”)
Ход урока
- Оргмомент
Приветствие. Отметка отсутствующих.
- Сообщение темы урока.
Учитель: - Здравствуйте, ребята
Сколько сказочных мест у России.
Городов у России не счесть.
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь!
И сегодня увидите снова
То, что дедам не снилось вчера.
Познакомимся с промыслом новым
В гости ждет нас к себе хохлома.
Сегодня мы продолжаем, с вами знакомится с народными промыслами и тема сегодняшнего урока “Золотая роспись Хохлома”.
И цель урока будет достигнута, если мы узнаем, где зародилась хохломская роспись посуды, познакомимся с технологией ее изготовления и научимся выполнять травную роспись.
Наш урок пройдет в виде телепередач, которые должны будут отразить в своей программе тему нашего урока.
На прошлом уроке, т.е. за неделю, вы получили задание подготовить ряд телепередач не более чем на 5 минут, по теме сегодняшнего урока.
Общие условия для всех были одинаковыми: отражение темы, краткость, зрелищность, соблюдение регламента.
И так, наша программа передач на сегодняшний день:
- Передача “Вокруг света”, посмотрев, ее вы совершите удивительное путешествие в Нижегородскую область.
- Передача “Специальный корреспондент” познакомит вас с центрами хохломской росписи и применяемыми там технологиями.
- Доступно о полезном, как всегда нас порадует передача “Супермаркет” и ее очаровательные ведущие. Они познакомят нас с разновидностью хохломских изделий.
- Ну и как всегда в конце дня “Итоги”.
- А в передаче ОТК мы откроем свои таланты.
Приступаем к просмотру. Напомню лишь тему урока “Золотая роспись Хохлома”.
Передача “Вокруг света”
“Телеведущие программы представляют”:
- Мы рады приветствовать вас на нашей телепередаче. И, как всегда, с вами сегодня ваши ведущие: Сергей Тарутантов
- И Курносов Алексей. Мы, как и вы, любим путешествовать, чтобы узнать, как можно больше интересного.
- Вот и сегодняшняя телепередача не исключение. Мы совершим путешествие в Нижегородскую область.
- Ведь именно там в XVII столетии в Нижегородском Заволжье, вблизи торгового села Хохлома возник художественный промысел “ Хохломская роспись по дереву”.
- Нижегородское Заволжье – это не только Золотая Хохлома, но и такие широко известные промыслы, как Городецкая роспись по дереву, семеновские матрешки и многие другие.
- История рассказывает, что первыми поселенцами заволжских лесов стали гонимые за старую веру раскольники. Среди них были и иконописцы, применившие технику золочения и травного письма в росписи утвари.
- Название промысла связано со старинным торговым селом Хохлома, куда из окрестных деревень свозили на продажу росписную посуду. Местные жители говорят по- волжски – Хохлома, ударяя на первый слог.
- Хохломские изделия через ярмарку расходились не только по России, но везли их в Азию, в Европу, говорят, даже в Австралию.
- Расписная, да еще золотом, посуда была для крестьян недоступна. Но народные мастера сумели сделать посуду такой, чтобы она была не хуже боярской - золотой. Так появилась посуда с хохломской росписью.
- Посуда, которая легко выдерживает горячее, не боится, по словам мастеров, ни жары, ни стужу. По наряду соперничает с золотой, а по дешевизне была доступна всем.
- Ну, вот на сегодня и все. Мы надеемся, вам было интересно путешествовать вместе с нами.
- На этом мы прощаемся с вами до следующей недели.
Учитель – Большое спасибо, нам было очень интересно. А теперь мы переключимся на другой канал и познакомимся с телепередачей “Специальный корреспондент”.
(слово учащимся)
Зуев – Доброй день, сегодня мы, Максим Зуев и Коцкий Артем, откроем вам секреты хохломской посуды.
Коцкий - А секрет очень прост. Сначала посуду вытачивали из сырого дерева.
З. – Белую посуду (а мастера ее называют “бель”) суток 12-15 выдерживали при комнатной температуре для просушки.
К. – Затем изделия грунтовали, обмазывали глиной. Дело в том, что древесина очень пористый материал, и чтобы закрыть все поры ее нужно промазать.
З. – Хорошим материалом для этого оказалась обычная глина, которая сейчас в больших количествах добывается на берегу Волги, у Городца.
К. – Эту глину мастера называют вапом, от чего и сам процесс пропитки изделий глиной стали называть ваплением.
З. – Высохшие изделия пропитывали льняным маслом и снова выдерживали некоторое время.
К. – Затем изделия шлифовали и ставили на 4- 5 часов в печь. З.- После этого шла обработка олифой. Ею промазывали 3 раза, просушивая каждый слой. Только после этого ставили в печь.
К. – Затем изделия лудили – обмазывали оловянным порошком, и оно становилось серебряным. А в конце XIX века был изобретен алюминиевый порошок, который стал применяться вместо олова.
З. – Только теперь изделия можно расписывать красками.
К. – Расписанное изделие вновь обмазывали олифой и ставили в печь калить. И здесь, в печи, серебряные изделия волшебным образом превращаются в “золотые”.
- Ну, вот вы и узнали, как получается эта замечательная посуда.
Учитель – Спасибо за специальное расследование. Это поистине волшебный процесс. Обычное белое дерево приобретает блеск и красоту золота.
- Пришло время передачи “ Супермаркет”. Что вы нам предложите на этот раз?
(выступление детей)
- Добрый день.
- Здравствуйте.
- Нам очень приятно снова встретиться с вами.
- И как всегда мы продолжаем знакомить вас с новыми товарами из супермаркета.
- Сегодня мы просто не смогли пройти мимо прилавка на котором находилась вот эта замечательная посуда.
- Хохлома! Хохлома! Весь народ свела с ума.
- Яркая, лучистая, узоры золотистые.
- Впереди вас ждут праздники. Это и день Святого Валентина, и 23 февраля, и 8 марта. И как всегда встает вопрос. Что дарить своим близким и знакомым?
- А от такого подарка никто не откажется.
- А как она будет радовать глаз, сияя золотом у вас в доме.
(представляют изделия)
- На этом мы прощаемся с вами. Ваши ведущие: Ватолина Наташа, Юртаева Дарья, Арлашкина Вика и Сапожникова Анжела.
- До новых встреч в нашем супермаркете.
Учитель – Спасибо, теперь нам будет легче выбирать подарки. Ну и наконец подошло время передачи “ Итоги”. И с вами я, ее ведущая Тетеркина Е. Н. Подведем итоги того, что мы здесь услышали.
- И так, Хохломской промысел старейший в России, ему более 300лет. Зародился он в лесах Заволжья. Такой посуды, как хохломская, нигде в мире нет – тонкая, точеная из липы, березы и осины.
Поначалу все больше ложкарили, но ассортимент расширялся. Но к началу 20 века промысел пришел в упадок, так как купцы скупали товар совсем за копейки. К примеру, если раньше за тысячу расписных ложек платили 25 рублей, то потом цену снизили до рубля с полтиной. Чтобы заработать работали всей семьей, часто обжигали, лачили там же, где и жили. От этого угорали, бывало, по 2 дня лежали без движения. Да и краска здоровья не дает. Краска-то ртутная, один стакан ее целый килограмм весит.
А культура этой росписи так высока, что можно обидеть мастера вопросом: “Это по трафарету делается?”
Трудно поверить, что все это делается “на глаз”.
Чтобы приобрести такое мастерство, необходимы каждодневные упражнения, как гаммы музыканту.
В настоящее время хохломские изделия производят более чем на тридцати разных предприятиях России. Но подлинных хохломских центра два: “Хохломской художник” в селе Семино и “Хохломская роспись” в городе Семенове
(Показать торговые знаки)
Разнообразие хохломской росписи делится на “верховое” и “фоновое” письмо.
При первом, более древнем традиционном письме узор ложится на стенки предмета так, чтобы фон вокруг него после закалки оставался золотым.
При втором – напротив, фон закрашивается красным или черным цветом, а рисунок – листья, ягодки, цветочки – сверкают золотом.
(пример на изделиях)
Самым распространенным верховым письмом является знаменитая хохломская травка.
Вот сегодня в передаче ОТК, мы откроем свои таланты по выполнению травный росписи.
Нам понадобятся для работы краски желтого, зеленого, красного и черного цветов и тонкие кисточки № 1,2.
На таблице представлена последовательность выполнения травного орнамента в хохломской росписи. Сначала наводится ведущий стебель – криуль. Завитки на стебле ритмично закручиваются то вверх, то вниз, не соединяясь. Криули должны иметь одинаковую длину – от этого зависит стройность всего узора. По обе стороны ведущего стебля мастер чередующимися мазками заполняет свободное поле росписи осочками, травинками, капельками, усиками, завитками. Ритмичное чередование элементов в орнаменте создает плавность, пышность. Красный, черный и золотой цвета придают росписи торжественное праздничное звучание.
Сегодня время наших телепередач подошло к концу. Мы встретимся с вами на следующей неделе и продолжим изучение этого промысла.
А в заключение мне бы хотелось сказать.
Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты как душа у народа, красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
Все известно вокруг,
Тем не менее
На земле еще много того,
Что достойно порой удивления
И твоего и моего.
Удивляйся росе,
Удивляйся цветам,
Удивляйся, упругости стали
Удивляйся тому,
Чему люди порой
Удивляться уже перестали.
До свидания. Оценки за урок.