Цель: Научить приемам отделки изделия из дерева. Расширить знания об отделке изделий. Воспитание эстетического вкуса, навыков аккуратной работы.
Перечень изделий и оборудования: деревянные изделия (соломки, разделочные доски, скалки, молоточки, гуашевые краски, кисточки, баночки для воды, солонки).
Межпредметные связи: ИЗО, литература, музыка, культура общения.
Практическая работа: Выполнение образцов изделия. Роспись изделий.
Методы обучения: Объяснение и демонстрация применение видов отделки, приемов выполнения отделки, упражнение, контроль, взаимообучение.
Ход урока:
Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. (2 минуты отводится для организации рабочего места, проверки наличия материала, инструмента для работы на уроке.)
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Вы уже обратили внимание на мой стол? Ну и как, Вам нравятся эти изделия? (ответы учащихся). А почему они вам понравились?
Поэт Дубровки о таких изделиях писал так:
Творения русских умельцев дороже
Душе моей всяких иных
И чем-то особым и звонким похожи
На тех, кто задумывал их.
Вглядишься:
И что-то былое воскреснет.
И вспомнится отблеск костров.
И видишь:
Становится дерево
Песней
Задумчивых мастеров
В резьбе и узоре,
В раскраске весенней
Остались умельцев черты:
Внезапная грусть
И лихое веселье,
Которые с виду просты...
А вот сейчас посмотрите сюда (показывает деревянные изделия, но не расписанные краской). Красивые? А чем они отличаются от расписных?
Скажите, а вот если бы вам предложили купить любое из этих изделий какое бы вы выбрали и почему?
Вот поэтому тема нашего сегодняшнего урока “Декоративно-отделочные работы изделий из дерева”.
Древний – древо – дерево – деревьня. Цепочка слов звучащая стихами и выявляющая суть. Деревня – это древний мир дерева. Известный исследователь крестьянского искусства. В.С.Воронов писал: “Изба, телега, скамья, прялки и игрушки – от зыбки до гроба и намогильного креста сопутствовало дерево народной жизни!”
Сейчас многие люди стали покупать предметы крестьянской утвари, понимая, что именно они могут сделать дом, дачу, красивее уютнее.
Вот и в нашей школьной мастерской ребята, ваши одноклассники изготавливают изделия домашней утвари, которые вы сегодня видите перед собой. А давайте на минутку заглянем к ним на урок.
(Видеосюжет из мастерской школы).
Трудоемкая, точная работа. Все эти изделия они изготавливают для продажи на школьной ярмарке. Наша с вами цель состоит в том, чтобы подготовить изделие к продаже, одним словом предать изделию товарный вид. Вы ведь сами пришли к единому мнению, что расписанное изделие притягивает взор, а значит, будет быстрее реализовано.
На предыдущем уроке вы получили задание собрать материал по одной из предложенных мной тем. Я предложила следующие темы:
- Варианты декоративно-отделочных работ;
- Виды росписей;
- Орнамент и эскизы орнамента для изделия.
Какая группа у нас работала по первой теме?
Вам слово. Что вы нам можете рассказать.
(Выступление детей)
Учащийся: Отделка дополняет и украшает изделие, подчеркивая особенности модели. В качестве отделки можно использовать различную технику. Так как у нас изделие из дерева, то более приемлемой техникой может быть резьба, выжигание, инкрустация соломкой и роспись. Но так как мы резьбой и выжиганием не занимаемся, т.е. проще говоря, не умеем для нас проще будет работать с росписью, так как мы занимались этим на уроках ИЗО.
Учитель: Я с вами согласна. Техника росписи всегда остается в народном искусстве очень рациональной. Вот поэтому я и попросила вас принести на урок художественные принадлежности.
А теперь послушаем, какие виды росписи нам предложит следующая группа.
Ученик: Мы просмотрели многие произведения художественных промыслов – это Городецкая и Хохломская роспись, узоры Полхов-Майдана, Гжельский фарфор, Жостовские подносы, Мезенская роспись, Пермогорская роспись. Мы также не просто просмотрели эти промыслы, но и многое о них прочитали. И после этого пришли к единому мнению, что при росписи деревянных изделий мы сможем применять элементы Городецкой, Хохломской и Полхов-Майдановской росписи и еще ленточки Пермогорской росписи.
Учитель: А вы сможете обосновать свой выбор?
Дети: Эти три промысла – роспись по дереву. То, что нам надо.
Учитель: А Мезенская роспись? Это тоже роспись по дереву. Почему вы ее нам не предложили?
Ученик: Для нас она показалась очень трудной. Там изображались лошадки, олени, лоси, лебеди.
Учитель: Короче, вы испугались, что у вас не получится? Ничего страшного, чуть подрастем и освоим эту роспись. А пока и этих нам будет достаточно.
Спасибо! И так мы остановились на возможности применять в своих сегодняшних работах элементы городецкой, хохломской, полхов-майдановской и пермогорской росписи.
Третья группа напомнит нам, что такое орнамент и предложит нам образцы орнаментов для сегодняшней росписи.
Ученик: Орнамент – это узор, в котором повторяются составляющие его элементы, он служит для украшения зданий, одежды, предметов утвари.
В зависимости от мотивов различают: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный и комбинированный.
Мы предлагаем в основном орнаменты с растительными и геометрическими мотивами. (Дети показывают свои работы, выполненные на альбомных листах красками).
Учитель: Молодцы, мне нравятся ваши варианты. Ребята, а вам? Они помогут вам при росписи своего изделия. А вы сами выберите то, что вам понравится.
Задача сегодняшнего урока – сделать находящийся перед вами предмет более народным, привлекательным художественно выразительным.
В процессе самостоятельной работы вы выбираете понравившийся вам орнамент. Сделав набросок карандашом, приступаете к работе красками, закрывая цветом большие формы. Когда рисунок подсохнет, нужно прорисовать мелкие детали и если необходимо сделать оживку.
Главное не допускать небрежность в работе. И не забудьте, рука должна всегда чувствовать опору, чтобы мазок получался уверенным и ровным.
Для оценивания качества работ, выполненных вами, мною выбраны контролеры, они в конце урока определят качество готового изделия.
Что есть человек?
Он только частица,
Только атом в громадной Природе.
А чем частица может гордиться?
Нечем гордиться частице, вроде.
Но когда человек творит вдохновенно,
Он в это время один в целом свете!
И в эти часы, и в минуты эти.
Он равен всей беспокойной Вселенной.
Удачного вам творчества ребята.
(самостоятельная работа учащихся. После того, когда ребята закончили работу, подводится итог урока.)
Контролеры говорят о качестве работ и выставляют оценки.
Учитель: Как считаете, ребята, вы решили поставленную перед вами задачу? (ответы учащихся)
А можно ли уже сейчас ваши изделия поставить на реализацию? Если нет, то почему? (гуашевые краски сильно пачкаются и если их не покрыть лаком, наш орнамент смажется и изделие будет не красивым).
А для этого у нас сегодня мало времени. Но мы обязательно закончим начатое дело.
Мне приятно было с вами работать.
(Уборка рабочих мест).