Неделя психологии: интеллектуальная олимпиада

Разделы: Школьная психологическая служба


Неделя Психологии в нашей школе становится традицией. Это один из способов показать ученикам всё разнообразие этой удивительной, интересной, познавательной, необходимой каждому из нас науки. Формы и методы, которые может использовать школьный психолог, настолько разнообразны, что порой стоишь перед серьёзным выбором, что именно использовать. Хочется всего и сразу. В прошлом году на Неделе Психологии проводились различные психологические игры и тренинги на разных ступенях обучения. В этом году я решила провести среди школьников 2-11 классов интеллектуальную олимпиаду. Задания самые разнообразные: словесные игры, нахождение математических закономерностей, логические задачи и отборы, выявление аналогий, определение общих понятий, классификация и т.д.

Возникает резонный вопрос: почему именно олимпиада? Можно взять просто тесты, изучающие интеллект ( Айзенк, Амтхауэр) и провести диагностику, а по полученным результатам выстраивать своё направление деятельности. Всё это так. Но в моем случае существует ряд причин, почему я решила пойти не традиционным путём:

- проведенная диагностика по изучению мотивации обучения у учащихся школы показала, что желание и стремление к учебе у многих учеников оставляет желать лучшего. Проще говоря – нашим детям неинтересно на уроках, отсутствует познавательный интерес. Это означает, что для успешного обучения детей новым знаниям и умениям нужно сначала вызвать у них мотивацию, интерес к этому новому, желание и стремление овладеть им, т.е. прежде чем учить ЧТО и КАК, нужно вызвать у ученика интерес и желание узнать, ПОЧЕМУ и ОТКУДА, а также для чего мне это нужно;

- выполнение заданий позволит учащимся взглянуть по-новому на предметные дисциплины;

- проведение олимпиады позволит воздействовать на интеллектуальное развитие школьников и пробудить интерес, стремление к развитию своих способностей;

- и самое главное – это участие в интеллектуальной олимпиаде дает возможность каждому участнику проверить свои знания и способности.

Как уже было сказано выше, что все задания в корне отличаются от тех, которые дети выполняют на уроках и именно на это делается основной упор.

ЦЕЛЬ: содействовать развитию познавательного интереса учащихся.

ЗАДАЧИ:

  • Активизация размышлений учащихся о роли знаний в их собственной жизни
  • Формирование и развитие чувства успешности
  • Формирование и развитие учебной мотивации
  • Воспитание конкурентноспособной личности

Школьная интеллектуальная олимпиада является той формой внеурочной деятельности, которая поможет повлиять на развитие личности, а именно: принимая участие, ученик проявляет стремление к самореализации; у него формируются навыки планирования и контроля; ему приходится проявлять системность, креативность и критичность мышления.

Проведение интеллектуальной олимпиады даёт возможность каждому ученику:

  • продемонстрировать приобретенные ими общеучебные умения и навыки;
  • проявить интеллектуальные способности;
  • раскрыть многогранность своих интересов;
  • развить смысловую догадку;
  • обогатить словарный запас;
  • развивать логическое мышление;
  • пробудить интерес к решению нестандартных задач и уметь применять полученные знания на практике.

СТРУКТУРА ОЛИМПИАДЫ:

  1. Подготовка заданий для учащихся ( Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4).
  2. Подготовка ответов, решений и бланков.
  3. Составление расписания работы.
  4. Объяснение правил проведения олимпиады.
  5. Письменное выполнение заданий учащимися.
  6. Проверка выполненных заданий.
  7. Подведение итогов.
  8. Общешкольное освещение результатов.
  9. Обсуждение с учащимися решений.

В интеллектуальной олимпиаде могут принимать участие все желающие учащиеся 2 -11 классов.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ:

Каждый ученик должен сидеть за отдельной партой. В классе не должны находиться посторонние.

Необходимо проинструктировать детей о правилах оформления работы. Затем раздать листы с конкурсными заданиями.

Если во время проведения конкурса кто-то из участников захочет временно покинуть аудиторию, то он должен положить на стол жюри свой листок с заданиями.

При выполнении задания разрешается пользоваться черновиком.

Работы участников проверяются членами жюри.

По результатам проведения олимпиады определяются победители: в личном первенстве внутри класса, а также победители среди соревнующихся классов. Задания креативного типа оцениваются отдельно. Для успешного выполнения заданий не требуются знания, выходящие за рамки школьной программы.