Неделя Психологии в нашей школе становится традицией. Это один из способов показать ученикам всё разнообразие этой удивительной, интересной, познавательной, необходимой каждому из нас науки. Формы и методы, которые может использовать школьный психолог, настолько разнообразны, что порой стоишь перед серьёзным выбором, что именно использовать. Хочется всего и сразу. В прошлом году на Неделе Психологии проводились различные психологические игры и тренинги на разных ступенях обучения. В этом году я решила провести среди школьников 2-11 классов интеллектуальную олимпиаду. Задания самые разнообразные: словесные игры, нахождение математических закономерностей, логические задачи и отборы, выявление аналогий, определение общих понятий, классификация и т.д.
Возникает резонный вопрос: почему именно олимпиада? Можно взять просто тесты, изучающие интеллект ( Айзенк, Амтхауэр) и провести диагностику, а по полученным результатам выстраивать своё направление деятельности. Всё это так. Но в моем случае существует ряд причин, почему я решила пойти не традиционным путём:
- проведенная диагностика по изучению мотивации обучения у учащихся школы показала, что желание и стремление к учебе у многих учеников оставляет желать лучшего. Проще говоря – нашим детям неинтересно на уроках, отсутствует познавательный интерес. Это означает, что для успешного обучения детей новым знаниям и умениям нужно сначала вызвать у них мотивацию, интерес к этому новому, желание и стремление овладеть им, т.е. прежде чем учить ЧТО и КАК, нужно вызвать у ученика интерес и желание узнать, ПОЧЕМУ и ОТКУДА, а также для чего мне это нужно;
- выполнение заданий позволит учащимся взглянуть по-новому на предметные дисциплины;
- проведение олимпиады позволит воздействовать на интеллектуальное развитие школьников и пробудить интерес, стремление к развитию своих способностей;
- и самое главное – это участие в интеллектуальной олимпиаде дает возможность каждому участнику проверить свои знания и способности.
Как уже было сказано выше, что все задания в корне отличаются от тех, которые дети выполняют на уроках и именно на это делается основной упор.
ЦЕЛЬ: содействовать развитию познавательного интереса учащихся.
ЗАДАЧИ:
Активизация размышлений учащихся о роли
знаний в их собственной жизни
Школьная интеллектуальная олимпиада является той формой внеурочной деятельности, которая поможет повлиять на развитие личности, а именно: принимая участие, ученик проявляет стремление к самореализации; у него формируются навыки планирования и контроля; ему приходится проявлять системность, креативность и критичность мышления.
Проведение интеллектуальной олимпиады даёт возможность каждому ученику:
- продемонстрировать приобретенные ими общеучебные умения и навыки;
- проявить интеллектуальные способности;
- раскрыть многогранность своих интересов;
- развить смысловую догадку;
- обогатить словарный запас;
- развивать логическое мышление;
- пробудить интерес к решению нестандартных задач и уметь применять полученные знания на практике.
СТРУКТУРА ОЛИМПИАДЫ:
- Подготовка заданий для учащихся ( Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4).
- Подготовка ответов, решений и бланков.
- Составление расписания работы.
- Объяснение правил проведения олимпиады.
- Письменное выполнение заданий учащимися.
- Проверка выполненных заданий.
- Подведение итогов.
- Общешкольное освещение результатов.
- Обсуждение с учащимися решений.
В интеллектуальной олимпиаде могут принимать участие все желающие учащиеся 2 -11 классов.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ:
Каждый ученик должен сидеть за отдельной партой. В классе не должны находиться посторонние.
Необходимо проинструктировать детей о правилах оформления работы. Затем раздать листы с конкурсными заданиями.
Если во время проведения конкурса кто-то из участников захочет временно покинуть аудиторию, то он должен положить на стол жюри свой листок с заданиями.
При выполнении задания разрешается пользоваться черновиком.
Работы участников проверяются членами жюри.
По результатам проведения олимпиады определяются победители: в личном первенстве внутри класса, а также победители среди соревнующихся классов. Задания креативного типа оцениваются отдельно. Для успешного выполнения заданий не требуются знания, выходящие за рамки школьной программы.