Пояснительная записка
Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать трудности во время школьного обучения, поэтому одной из важных проблем, встающих перед педагогом, является формирование интереса к математическим знаниям у детей дошкольного возраста. В этом возрасте закладываются основы знаний, необходимые ребенку в школе. Успешность этой деятельности во многом зависит от умения педагога выстроить процесс образования и общения с детьми.
В федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования подчеркивается, что формирование элементарных математических представлений дошкольников входит в образовательную область "Познание" и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно-исследовательской деятельности, формирования целостной картины мира и расширения кругозора [6].
Практика показала, что старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит их в глазах интересной, почти волшебной. Задача педагога - сделать занятия по формированию элементарных математических представлений занимательными и необыкновенными. Одним из источников решения этой проблемы могут стать события из истории, связанные с математикой.
Актуальность данных методических рекомендаций состоит в том, чтобы в процессе формирования у дошкольников элементарных математических представлений следует стимулировать интерес старших дошкольников к математическим категориям (таким как количество, форма, время, пространство) посредством включения в содержание занятий занимательного исторического материала.
Использование исторического материала в процессе обучения, уникальность его содержания, поможет воспитателю полнее и глубже раскрыть содержание изучаемого математического факта или понятия и, на основе поддержания интереса к изучаемому вопросу со стороны воспитанников, позволит детям лучше ориентироваться в математических категориях, наблюдать их проявления в жизни.
"Ребенок дошкольного возраста по своим особенностям способен к тому, чтобы начать какой- то новый цикл обучения, недоступный для него до этого. Он способен это обучение проходить по какой- то программе, но вместе с тем саму программу он по природе своей, по своим интересам, по уровню своего мышления может усвоить в меру того, в меру чего она является его собственной программой"- утверждал Л. С. Выготский [4].
А известный французский математик, физик, философ Жюль Анри Пуанкаре отмечал, что при выборе методов преподавания науки история должна быть главным проводником, ибо всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета [1].
Цель данных методических рекомендаций состоит в формировании элементарных математических представлений старших дошкольников через использование занимательного исторического материала в процессе обучения.
Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда задач:
- обеспечить достижение дошкольниками готовности к школе в области элементарных математических представлений;
- показать, что возникновение математических понятий связано с практической деятельностью человека;
- формировать и поддерживать у детей устойчивый интерес к получению знаний об элементарных математических представлениях;
- развивать интеллектуальные, познавательные и исследовательские способности детей, их воображение;
- поддерживать у детей инициативу, пытливость и самостоятельность;
- расширить кругозор дошкольников, повысить их общую культуру.
В основу реализации методических рекомендаций положены следующие принципы:
- историзма, который дает возможность детям уяснить, что процесс познания есть исторический процесс; понять связь теории с практикой, увидеть, что математика развивалась на основе практики и что критерием достоверности теории является практика;
- связи с жизнью (один из ведущих дидактических принципов обучения), он предполагает выполнение упражнений и заданий детьми на материале, взятом из жизни;
- наглядности. Этот принцип активизирует чувственный опыт детей, конкретизирует и иллюстрирует изучаемые понятия;
- прочности. Он предполагает применение яркого эмоционального изложения содержания, усвоения материала посредством разнообразных дидактических игр;
- доступности. В процессе обучения воспитатель, учитывая возрастные особенности детей, разрабатывает содержание занятий и использует способы обучения, опережающие развитие воспитанников. Опираясь на психологические исследования проблемы обучения и механизмы умственного развития дошкольников, Л. С. Выготский отмечает, что не следует бояться преподнести детям что-то более сложное, взятое из будущего материала. Выготский и его последователи установили, что умственное развитие осуществляется успешнее, если обучение строится не только на достигнутом уровне развития ребёнка, но и на механизмах познания, которые еще не созрели, но могут функционировать. "Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития", именно оно вызывает активную умственную деятельность детей [3].
- научности. Этот принцип предполагает знакомство дошкольников с прочно установленными наукой знаниями.
Форма сообщения сведений, связанных с математикой, может быть разлчной: краткая беседа, философская беседа, лаконичная справка, решение задачи, показ фрагмента специально подобранного мультфильма, разъяснение изображения на рисунке, картине и т.д. Содержание, объем, и стиль изложения содержания занимательного исторического материала должны соответствовать возрастным возможностям детей старшего дошкольного возраста.
Главная трудность состоит в том, чтобы суметь преподнести детям исторический факт в короткий промежуток времени (2-3 минуты) в соответствии с излагаемым на занятии материалом, в доступной для них форме.
При изложении материала необходимо учитывать не только общие возрастные, но и индивидуальные особенностивоспитанников. Продуктивно использовать дифференцированный подход к детям, обращать внимание на развитие способностей и интересов каждого. Психологи считают, что в старшем дошкольном возрасте не следует стремиться к искусственной акселерации детей. Целесообразно строить обучение дошкольников, учитывая состояние эмоционального комфорта в процессе познавательной деятельности, активно обогащать те стороны развития личности дошкольника, к которым каждый возраст наиболее восприимчив [5].
Практика обучения дошкольников показала, что на успешность влияет не только содержание предлагаемого материала, но также и форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей [2]. Чем разнообразнее формы изложения материала, тем продуктивнее организация познавательной деятельности на занятии.
В наше время дети, уставшие от переизбытка информации в современном мире, становятся пассивными, а на занятиях часто думают о том, как бы поиграть и пообщаться со сверстниками. Можно удовлетворить их жажду общения, создав определенные условия для проведения игр в конве изучаемого математического материала.
Индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми на занятиях используются для обогащения их опыта и подготовки детей к усвоению знаний, дифференциации обучения. Некоторые сложные задания можно разбить на части и, в зависимости от наклонностей и способностей членов подгруппы, рашатьих поступенно. При этом наблюдается индивидуализация обучения и коллективная ответственность ребят, развиваются их комимуникативные навыки.
Практика показала, что первоначальные математические знания закладываются в период дошкольного образования. Залог успеха состоит в умелом использовании занимательного исторического материала в процессе ознакомления с элементарными математическими представлениями.
В таблице "Темы по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников и занимательный исторический материал" методических рекомендаций изложены некоторые фрагменты занимательного исторического материала, которые можно использовать в процессе ознакомления с элементарными математическими представлениями детей старшего дошкольного возраста. Приложение к методическим рекомендациям содержит информационный материал, озаглавленный в таблице как "Содержание исторической справки" (приложение).
Так, ознакомление с треугольником позволит рассказать детям об истории знакомства древних народов с простейшими фигурами; счет до 6 сопровождается заниямательным сообщением о том, как люди начали считать; освоение детьми понятия "сутки" позволило познакомить их с историей календаря и т.д.
Использование занимательного исторического материала это не самоцель, а лишь средство, придающее занятию развивающий характер, помогающее вызвать активную умственную деятельность дошкольников.
Оно способствует повышению интереса к занятиям по формированию элементарных математических представлений, расширяет кругозор воспитанников.
Занимательную историческую информацию для родителей можно разместить в приемной. Возможно, она будет способствовать общению с детьми, желанию поделиться прочитанным, что также подпитает интерес ребёнка к познанию нового. Главное, чтобы занятия не казались детям скучными, сухими, а математика - труднопреодолимой наукой.
При обучении математике по программе дошкольного образования основное усилие педагогов и родителей направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность к процессу познания математики, помочь ребенку преодолевать трудности, стимулируя его желание достигнуть поставленной цели, верить в свои силы. Практика показала, что введение занимательного исторического материала в мотивационную часть занятия по формированию элементарных математических представлений способствует углубленному и осмысленному восприятию преподносимого материала старшим дошкольником.
Практическая значимость методических рекомендаций заключается в подборе и возможности продуктивного использования занимательного исторического материала на занятиях в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста. Этот материал способствует формированию элементарных математических представлений у воспитанников и дает возможность применять его воспитателями ДОУ в мотивационной части занятия по развитию элементарных математических представлений в группах детей старшего дошкольного возраста, а также родителями в общении с детьми.
Темы по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников и занимательный исторический материал
№ п/п | Тема занятия | Группа ДОУ | Содержание исторической справки |
1 | Ознакомление с треугольником | старшая группа |
Знакомство древних с геометрическими фигурами |
2 | Обозначение домов числами (цифрами) чётными и нечётными | старшая группа |
О числе и цифре 3 |
3 | Понятие "сутки" | старшая группа |
Из истории календаря |
4 | Знакомство со временем: что обозначают циферблат и стрелки. | старшая группа |
Измерение времени у древних народов. Из истории часов (от солнечных до электронных) |
5 | Уточнение представлений о множестве, состоящем из 5 единиц. О цифрах как обозначении чисел. | старшая группа |
Числа начинают получать имена |
6 | Ознакомление с представлением о том, что ? от целого равна другой такой же ? от этого же целого, а ? от этого же целого равна ? от целого | старшая группа |
Из истории долей |
7 | Соотнесение количества и цифры | старшая группа |
Числа начинают получать имена |
8 | Ознакомление со знаком | старшая группа |
История возникновения знака "+". Термин "симеоника" |
9 | Счёт до 6 | старшая группа |
Как люди научились считать |
10 | Уточнение знаний детей о треугольнике |
старшая группа |
Знакомство древних народов с простейшими геометрическими фигурами |
11 | Календарь | старшая группа |
Из истории календаря |
12 | Рассуждение о движении времени | подготовительна группа |
Из истории часов (от солнечных до электронных) |
13 | Движение во времени | подготовительна группа |
Меры времени |
14 | Формирование представлений о календаре | подготовительна группа |
Древний календарь |
15 | Цифры | подготовительна группа |
Первые цифры |
16 | Значение математики для разных профессий |
подготовительна группа |
Арифметика каменного века |
17 | Дни недели | подготовительна группа |
Меры времени Древний календарь |
18 | Измерение длины | подготовительна группа |
Из истории линейки |
19 | Беседа о задачах Нужна ли математика? |
подготовительна группа |
Операции над числами |
20 | Деление на части | подготовительна группа |
Из истории долей |
21 | Беседа о значении математики |
подготовительна группа |
Живая счетная машина |
Список литературы
1. Буре, Р. С. Готовим детей к школе [Текст] / Р. С. Буре - М.: Просвещение, 1987. - 94 с.
2. Венгер, Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? [Текст] / Л. А. Венгер, А. Л. Венгер - М.: Знания, 1994. - 156 с.
3. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие [Текст] / Под ред. М. В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984. - 105с.
4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л.С.Выготский. - М.: Просвещение, 2004. - 78с.
5.Выготский, Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка/ Л. С. Выготский, // Вопросы психологии. - 1966. - № 6.- С. 35-42.
6. Российская Федерация. Приказ. Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //www. edu. ru, свободный. - Загл. с экрана.
7. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [Текст]/С. Л. Рубинштейн - М.: 1973. - 185 с.