В настоящее время учителями, психологами образовательных учреждений мало внимания уделяется психопрофилактической работе с родителями, не говоря уже о тренинговых занятиях с ними.
Родители являются наиболее важными и значимыми лицами для подростка и должны активно участвовать в профилактической работе.
Родителям нужно дать необходимые и достаточные психолого-педагогические знания о влиянии семейного микроклимата на развитие подростка. Сформировать нетерпимое отношение родителей к злоупотреблению ПАВ детьми с целью предупреждения внутрисемейного вовлечения их в раннюю алкоголизацию. Оказать разноплановую, всестороннюю помощь семье по обучению правильной стратегии поведения в ситуациях потребления ПАВ.
Психопрофилактические мероприятия в условиях школы можно организовывать в форме круглых столов для родителей, родительского университета, групп родительской поддержки для “проблемных” семей, родительских собраний, консультаций, семинаров, тренингов и др.
Школа и родители – партнеры.
Данная программа включает профилактический и образовательный компоненты.
Вид программы: профилактическая психолого-педагогическая программа.
Контингент потенциальных участников программы: родители учащихся, склонных к риску возникновения аддиктивного поведения.
Цель программы: выработка у родителей навыков конструктивного взаимодействия с детьми, основанных на эмоциональной сдержанности и веры в возможности ребенка, с целью формирования адекватных семейных взаимоотношений и укрепления воспитательной роли семьи.
Задачи:
- Осведомление родителей об опасности употребления наркотических веществ.
- Формирование у родителей знаний и умений, способствующих созданию в семье ситуации не провоцирующей ребенка на употребление ПАВ.
- Обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля, сдерживания негативных импульсов.
- Выработка определенной модели построения взаимоотношений с детьми и обучение родителей различным навыкам межличностного общения, необходимым для реализации этой модели.
- Обучение приемам регуляции своего эмоционального состояния.
Структура программы включает в себя 3 этапа.
1 этап – диагностический (комплектование тренинговой группы).
Психодиагностическое обследование детско-родительского взаимодействия и детско-родительских отношений.
2 этап – профилактический.
3 этап – психолого-педагогическое сопровождение родителей (оказание консультативной и методической помощи).
Этот семинар-тренинг дает определенные теоретические знания, практические навыки, позволяет узнать больше о детско-родительских отношениях. Продолжительные по времени лекции следует избегать, внимание должно быть сосредоточено на родителях. В процессе беседы постепенно вводится необходимая учебная информация в связи со спонтанными высказываниями родителей или информацией о детях.
Такое переплетение учебной информации с проблемами, волнующими родителей, приводит к тому, что знания воспринимаются и усваиваются ими более осмысленно. В группе родители часто находят решение проблем, новые способы общения и поведения с детьми. После каждого занятия родители получают домашние задания, которые позволяют им сохранять ощущение сопричастности к группе в период между встречами. Во время занятий рекомендуется вести записи.
Структура семинара-тренинга:
Каждое занятие состоит:
- ритуал приветствия;
- упражнение на снятие нервно-психического напряжения;
- упражнение на сплочение группы;
- тестовые задания;
- мини-лекция;
- дискуссия с использованием мозгового штурма;
- упражнение на снятие напряжения;
- тематические притчи, сказки, кроссворды;
- обратная связь (подведение итогов работы);
- ритуал прощания.
Периодичность занятий: один раз в неделю.
Продолжительность занятий: 2 – 4 академических часа.
Численность группы.
Наиболее оптимальной по численному составу является группа из 12-16 человек. Эффективность деятельности такой группы определяется с одной стороны тесным взаимодействием между участниками, с другой – возможностью контролировать и управлять действиями участников со стороны тренера.
Комплектование группы при работе с родителями строится на принципах информированности и добровольности. Принцип информированности необходимо неукоснительно исполнить, то есть родители заранее имеют право знать все о той работе, в которой будут участвовать. Желательно, чтобы состав группы был гетерогенным. Наилучшим вариантом является такой, при котором в группу входят только отдельные родители или только супружеские пары.
Режим работы группы. Группа может работать в закрытом, полузакрытом и открытом режимах. Желательно использовать мягкий полузакрытый режим, то есть фиксируется время начала и конца работы, но опоздавшие допускаются к работе в группе. Вместе с тем во время работы группы никто из участников не имеет права ее покинуть.
Критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы:
К участию в освоении программы не допускаются родители имеющие психиатрические заболевания, а также находящиеся под действием наркотических веществ.
Способы, обеспечивающие гарантию прав участника программы.
Гарантия прав участников программы обеспечивается “Правилами работы группы”, которые вырабатываются на первом занятии.
Сферы ответственности участников программы и тренера (педагога-психолога).
Участники несут ответственность за:
– соблюдение правил групповой работы;
– свое поведение.
Ответственность за происходящее возлагается на педагога-психолога в пределах своей компетенции.
Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы:
- Специалисты, реализующие программу, должны иметь опыт тренинговой работы по профилактике ПАВ.
- Уметь оценивать навыки группового взаимодействия, направлять ход обсуждения.
- Проводить занятия на высоком эмоциональном подъеме.
- Наблюдать за стилем поведения участников группы.
Требования к материально-технической оснащенности занятий.
Размер помещения должен позволять поставить стулья в круг и проводить подвижные игры, то есть допускать быструю перестановку мебели, содержать рабочую зону, и чистую зону (для обсуждения). Стулья должны передвигаться свободно, и их должно быть достаточное количество.
В помещении должны отсутствовать препятствия, отгораживающие участников друг от друга (столы, лишние стулья).
Необходимо учитывать освещенность, возможность проветривания помещения до начала занятий, во время перерывов, так как работа в шумном, мало освещенном и душном помещении значительно снижают внимание и повышают утомляемовсть.
Технические средства.
Комплекс специализированного диагностического и коррекционного оборудования. Музыкальный центр для проведения упражнений, музыкального сопровождения. Копировальный аппарат для размножения раздаточных материалов, диагностических методик, и материалов, нарабатываемых в ходе тренинговых занятий.
Сроки и этапы реализации программы:
1 этап – диагностический (комплектование
тренинговой группы) – сентябрь
2 этап – профилактический – октябрь – ноябрь.
3 этап – психолого-педагогическое сопровождение
родителей – ноябрь – май.
Ожидаемые результаты реализации программы.
- Положительная оценка программы семинара-тренинга родителями.
- У родителей сформируются знания и умения, способствующие созданию в семье ситуации не провоцирующей ребенка на употребление ПАВ.
- Обучатся способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля, сдерживания негативных импульсов.
- Выработается определенная модель построения взаимоотношений с детьми.
- Научатся приемам регуляции своего эмоционального состояния.
Система организации контроля за реализацией программы.
Контроль за реализацией программы осуществляет педагог-психолог по данным наблюдений в ходе занятий, а также срезовой и итоговой диагностики.
Критерии оценки достижения планируемых результатов.
У родителей:
– повысится общая осведомленность в области
профилактики употребления наркотических
веществ;
– повысится уровень мотивации и ориентации на
здоровый образ жизни;
– нормализуются внутрисемейные отношения;
– обучатся способам целенаправленного
поведения, внутреннего самоконтроля,
сдерживания негативных импульсов;
– смогут снимать нервно-психического напряжения
в стадии возбуждения.
Тематический план – сетка занятий “Через тернии к звездам!”.
№ п/п |
Название темы |
Количество академ. часов |
1. | Вводное занятие: “Мы и дети: два разных мира”. | 3 часа |
2. | Стили семейного воспитания. | 3 часа |
3. | Индивидуальные особенности подростков. | 3 часа |
4. | Влияние наследственности и окружающей среды на подростка. | 3 часа |
5. | Влияние психического состояния ребенка на возникновение различных заболеваний. | 3 часа |
6. | Роль отца в воспитании подростка. | 3 часа |
7. | Семейный конфликт. Пути и методы разрешения. | 3 часа |
8. | Стресс. Причины возникновения и влияние на физическое и психическое здоровье. | 3 часа |
9. | Последствия психических травм детства. | 3 часа |
10. | Что такое психоактивные вещества? Мотивы и причины потребления психоактивных веществ подростками. | 3 часа |
11. | Проблемы внутрисемейных отношений. | 3 часа |
12. | Проблемные ситуации. Пути решения. | 3 часа |
13. | Проблемы в отношениях со сверстниками и учителями. | 3 часа |
14. | Проблемы денег и влияния “плохой” компании на подростка. | 3 часа |
15. | Проблемы аддиктивного поведения подростка. | 3 часа |
16. | Каким я вижу свое будущее. | 4 часа |
Всего: | 49 часов |
Занятие 10
Тема: “Что такое психоактивные вещества? Мотивы и причины потребления психоактивных веществ подростками”.
Цель: познакомить родителей с психоактивными веществами и их влиянием на организм ребенка, а также с мотивами, причинами потребления ПАВ детьми и подростками.
Время: 3 академических часа.
Материал: магнитофон, цветовой экран настроения, правила работы в группе, принципы проведения мозгового штурма, тестовый материал, бумага формата А 4, ватман, различные изобразительные средства.
Форма зала: круг.
1. Упражнение “Цветовой экран настроения нашей группы”.
Цель: определить настроение, с которым участники группы пришли на тренинг.
Время: 10 минут.
Техника проведения: на стене прикреплен лист ватмана, с начерченной таблицей. Участникам предлагается выбрать звездочку такого цвета, который соответствует их настроению и приклеить в соответствующий квадрат.
Материал: лист ватмана, звездочки 8 цветов по Люшеру (синие, зеленые, красные, желтые, малиново-фиолетовые, коричневые, черные, серые).
Инструкция: Посмотрите на стену. Перед вами “Цветовой экран настроения нашей группы”. Здесь мы будем дважды за встречу отмечать свое настроение: в начале и в конце занятия. Обратите внимание на стол, где лежат разноцветные звездочки: синие, красные, зеленые, желтые, малиново-фиолетовые, коричневые, черные, серые. Вам необходимо будет подойти к столу, взять звездочку такого цвета, который соответствует настроению, с каким вы пришли сегодня на тренинг. Приклейте звездочку в квадрат.
А теперь посмотрите на экран. Сколько разных звездочек, какое разнообразное, разноцветное настроение в нашей группе!
Анализ:
Кто сразу выбрал соответствующего цвета
звездочку?
Кому было сложно выбрать цвет?
Кто долго думал, сомневался?
Почему именно эту звездочку вы выбрали?
В действительности ли она характеризует ваше
настроение?
2. Упражнение “Групповое приветствие”.
Цель: помочь участникам отвлечься, настроиться на тренинговую работу, расслабиться.
Время: 10 минут.
Техника проведения: участники групп придумывают и представляют приветствия. Остальные участники группы повторяют его.
Инструкция: Наш сегодняшний день мы начнем с приветствия, которое придумает каждая из 3-х малых групп. Мы смотрим приветствие и повторяем всей группой.
Анализ:
Какое у вас настроение?
Готовы ли вы продолжать работу?
3. Упражнение “Спина друга”.
Цель: создать положительный настрой на дальнейшую продуктивную умственную деятельность, снять напряжение, поднять настроение.
Время: 10 минут.
Техника проведения: участники объединяются в пары, прислоняются спинами и стараются по очереди описать друг друга.
Инструкция: я предлагаю вам объединиться в пары. Прислонитесь спинами друг к другу. Попробуйте почувствовать сзади стоящего человека. Вспомните, в чем он одет, как выглядит, какого цвета у него глаза, какое настроение и пр. А теперь, не оборачиваясь, опишите друг друга.
Анализ:
Все ли правильно вы назвали?
С какими трудностями столкнулись при описании?
Поделитесь своими наблюдениями, настроением,
чувствами?
Кому не удалось подробно описать человека?
Кого, по вашему мнению, наиболее точно описали?
4. Тест для определения нуждающихся в антиалкогольной помощи
.Цель: обучение навыкам самодиагностики, сбор проблематики.
Время: 10 минут.
5. Тест “Можно ли считать вас алкоголиком?”
.Цель: обучение навыкам самодиагностики, сбор проблематики.
Время: 10 минут.
6. Мини-лекция “Что такое психоактивные вещества? Мотивы и причины потребления психоактивных веществ подростками”.
Цель: познакомить родителей с психоактивными веществами, мотивами и причинами их потребления подростками.
Время: 20 минут.
7. Дискуссия в малых группах.
Цель: закрепление теоретического материала.
Время: 25 минут.
Техника проведения: участники разбиваются на 4 малые группы, выбирают секретаря, спикера, таймера и председателя. Каждой группе дается задание для обсуждения.
Материал: 4 листа ватмана, фломастеры.
Инструкция: Вы прослушали информацию о психоактивных веществах. Закрепим теоретический материал, обсудив некоторые вопросы. Обсуждение будет проходить в форме дискуссии с использованием мозгового штурма.
Задание 1группе. Мотивы и причины употребления психоактивных веществ подростками.
Задание 2 группе. Влияние ПАВ на организм подростка.
Задание 3 группе. Как удержать ребенка от вредных привычек.
Задание 4 группе. Что должны делать родители, если узнали, что их ребенок потребляет ПАВ?
8. Упражнение “Ох, уж эти танцы!”.
Цель: достижение двигательного раскрепощения и мышечного расслабления.
Время: 10 минут.
Техника проведения: участники делятся на 3 малые группы и организовывают круги. Под веселую музыку участники одного из кругов предлагают определенные движения, два остальных круга повторяют и т.д.
Материал: магнитофон.
Инструкция: Давайте немного отойдем от этой проблемы и подвигаемся. Разделимся на 3 малые группы и организуем 3 круга.
Принцип деления: Мама мыла раму.
Возьмемся за руки, улыбнемся друг другу. Итак, круги приходят в движение. Все двигаемся. Первый круг придумывает свое движение, а остальные 2 повторяют его, затем свое движение показывает 2, а затем 3 круг. Великолепно. Давайте еще раз попробуем! А теперь попрошу сделать один большой круг и потанцевать. У кого есть желание, просим в круг. Он нам будет показывать движение, а мы все повторим его. Затем следующий участник выходит в круг и так далее, пока все не предложат свои танцевальные движения.
Анализ:
Что легче, придумывать или повторять движения?
В каком кругу вы чувствовали себя более комфортно – в маленьком или в общегрупповом?
Кто из вас сумел расслабиться и целиком отдаться ритму музыки, движений и танца?
Ваши впечатления от упражнения?
9. Упражнение “Цветовой экран настроения нашей группы”
.Цель: определить настроение, с которым участники группы завершают тренинговый день.
Время: 10 минут.
10. Анкетирование "Обратная связь".
Цель: получение обратной связи от участников группы.
Время: 15 минут.
11. Упражнение “Рифмы”.
Цель: развитие групповой сплоченности, навыков взаимодействия, умения чувствовать другого.
Время: 10 минут.
Техника проведения: участники сидят по кругу и придумывают стихотворные рифмы на прощание.
Инструкция: сядем в круг. Я предлагаю вам немного посочинять. Будем придумывать рифмы. Итак, первая строчка нашей рифмы:
“Пришла пора прощаться….”. Следующий участник добавляет “Но трудно расставаться…”.