Развитие креативности у детей и подростков в условиях основного, дополнительного и дошкольного образования

Разделы: Школьная психологическая служба


В условиях решения нашим обществом таких стратегических задач как модернизация и инновационное развитие важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Все эти навыки формируются с детства. Именно, система образования является критически важным элементом в этом процессе. Система образования в своем комплексе (дошкольное, начальное, общее и дополнительное образование) способна решить главные задачи – раскрытие способностей ребёнка и подростка, воспитание творческой личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, изменяющемся мире, умело реагирующей на разные жизненные ситуации.

Среда, созданная в образовательном учреждении, может способствовать или препятствовать формированию креативной личности. Развитие креативности обучающихся рассматривается нами в процессе психолого-педагогического сопровождения, поскольку именно в нем может быть создан ресурс для обогащения социальной среды, способствующей проявлению и развитию творческих способностей детей и подростков.

К сожалению, творческое мышление у детей за годы школьного обучения чаще не развивается, а регрессирует. Исследования, проведенные психологами в начальной и средней школе, показывают, что, чем младше ребенок, тем выше его творческий потенциал. По мнению Э. Торренса “спад в развитии креативности можно снять в любом возрасте путем специального обучения”. При целенаправленном развитии творческого мышлении у детей, его показатели с возрастом повышаются.

С помощью каких технологий и методик можно развить в ребенке творческий потенциал? Хорошо зарекомендовали себя развивающие курсы и программы, дополняющие основную программу обучения. Одной из таких программ является методика Ю.Б. Гатанова “Курс развития творческого мышления”. Прототипом курса послужили развивающие программы Дж. Рензулли. Курс развития творческого мышления является результатом адаптации этих программ в российских школах. Концептуальной основой является модель структуры интеллекта американского психолога Дж. Гилфорда.

Данный курс включает в себя специально подобранные упражнения и задания для развития творческих мыслительных способностей и обеспечивает учащихся и педагогов теоретическим и практическим материалом для преодоления стереотипов и шаблонов мышления. Важно отметить, что способности, умения и навыки, приобретенные на этих занятиях, дети успешно переносят на другие учебные предметы и в повседневную жизнь.

Цель курса – способствовать развитию творческого дивергентного мышления у детей и подростков посредством целенаправленного обучения.

Задачи программы:

  • способствовать развитию творческих мыслительных способностей (беглости, гибкости, оригинальности мышления);
  • повысить мотивацию детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности;
  • помочь в раскрытии и развитии творческого потенциала самих учителей.

Курс развития творческого мышления Ю.Б. Гатанова широко распространился в образовательных учреждениях нашей страны с середины 90-х годов, благодаря высокой проработанности программы, широкому возрастному диапазону (проведение с детьми и подростками от 6 до 14 лет), возможностью приобретения полного комплекта программы с сертификатом пользователя (Госстандарт России, ИМАТОН).

Курс развития творческого мышления Ю.Б. Гатанова реализовывался нами в МОУ гимназии №13 Екатеринбурга в рамках психолого-педагогического сопровождения с 1997 по 2004 год. Обучение по программе прошли более 200 учащихся начальных классов.

Результативность данной программы отслеживалась как в ходе проведения занятий (личностная динамика), так и при помощи теста Е. Торренса. При анализе данных, полученных в результате проведения теста Е. Торренса, мы обнаружили определенные изменения по всем показателям креативности. При анализе показателей креативности (беглость, оригинальность мышления) были сопоставлены результаты экспериментальной и контрольной групп. В соответствии с уровнем статистической значимости (р ? 0,01 по критерию Стьюдента), мы установили, что средний и высокий уровень развития креативности в экспериментальной группе больше, чем контрольной.

Анализ результатов исследования показал, что, в процессе обучения по курсу развития творческого мышления у обучающихся происходит изменение оригинальности. Анализ результатов исследования уровней креативности, позволил выявить достоверные различия в экспериментальной группе, увеличение числа учащихся второго года обучения с высоким уровнем за счет снижения со средним и низким уровнем. По результатам диагностики в начале обучения по курсу в экспериментальной группе обучающиеся, имеющие высокий уровень развития креативности, составляли 18%, средний уровень – 36%, низкий уровень – 46%. В конце второго года обучения в экспериментальной группе количество учащихся с высоким уровнем креативности составил 64% от общего количества, средний уровень составил 30%, низкий уровень 6%. Исходя из данных показателей, видно, что в конце второго года процент развития креативности увеличился на 60% по сравнению с началом обучения. Низкий уровень уменьшился на 40 %.

Результаты проведенного нами исследования подтверждают, что при целенаправленном развитии творческого мышлении у детей, его показатели повышаются, несмотря на то, что младший школьный возраст является латентным с точки зрения развития креативности (В.Н. Дружинин).

Старший подростковый возраст является сензитивным периодом развития креативности, оказывающим влияние на становление личности в целом. Подростки стремятся к самосовершенствованию, независимости, отказу от стереотипов, однако недостаточно адекватные суждения о происходящем заставляют подростка подвергаться случайным влияниям. Психологами указывается необходимость целенаправленного формирования креативности в подростковом возрасте, создание условий для ее развития. Представители гуманистической психологии (Н. Роджерс, А. Маслоу и др.) выделяют внешние (обеспечение психологической безопасности, отсутствие оценивания) и внутренние (открытость личности новому опыту, внутреннее позитивное оценивание творчества) условия. Е. Торренс и Дж. Гилфорд предлагают в качестве условий: обеспечение благоприятной атмосферы, воспитание у ребенка осознания ценности творческих черт своей личности, образец креативного поведения в окружающей среде. В.Н. Дружинин считает, что для формирования креативности необходимы следующие условия: наличие позитивного образца творческого поведения, социальное подкрепление творческого поведения, отсутствие жесткой регламентированности.

В МОУ ДОД Центре “Одаренность и технологии” была создана отвечающая выше названным требованиям творческая развивающая среда (2003-2010 годы), которая способствовала проведению целенаправленной работы по развитию креативности у подростков в рамках проекта “Поддержка интеллектуального и личностного потенциала одаренных старшеклассников Екатеринбурга”. Наибольшее значение в данном проекте отводилось системе психолого-педагогического сопровождения, особенно, социально-психологическим тренингам (креативности, коммуникативной гибкости, уверенного поведения, лидерства, целеполагания и самоопределения).

Важным этапом в формировании творческой составляющей среды был тренинг креативности (автор Е.И. Лебедева), длительностью 36 часов, который ежегодно проводился в августе во время летних каникул с учащимися 10-х классов. С целью закрепления полученных на тренинге навыков и опыта десятиклассники в течение полугодия обучались по программе развития креативности в рамках психологического практикума, принимали участие в проводимых совместно с психологами и кураторами акциях и мероприятиях центра. Итоговым мероприятием программы был Фестиваль креативности, во время которого в течение недели старшеклассники представляли результаты собственных индивидуальных и групповых творческих проектов.

Результаты сравнительного исследования уровня креативности старшеклассников (280 человек) до начала и в конце обучения по программе следующие: у большинства старшеклассников (88%) уровень креативности вырос, только у 4% обучащихся, данный показатель несколько снизился и у 8% – остался без изменений. Стоит отметить, что разница варьируется от – 10 до 30 баллов. То есть, мы наблюдаем как некоторый спад, так и очень значительный рост показателя креативности после прохождения программы: очень значительные изменения (в пределах от 21 до 30 баллов) в положительную сторону наблюдаются у 2% старшеклассников; значительное (в пределах 10-20 баллов) повышение показателей – у 30%; изменения в пределах 1-10 баллов в положительную сторону наблюдаются у 56% старшеклассников.

Необходимо отметить, что количество высоких показателей уровня креативности учащихся 10-х классов до включения в проект и участия в тренинге было небольшим. Таким образом, подтверждается отмечаемый во многих исследованиях факт спада естественной творческой активности детей в школе и более быстрое развитие “культурной” креативности (результата познавательного и личностного развития) в условиях стимуляции творческого развития одаренных в интеллектуальном отношении подростков.

Таким образом, нами на практике в конкретных группах детей и подростков был подтвержден тезис о том, что креативность поддается целенаправленному развитию. По мнению ряда исследователей особенно эффективно воздействие на ее формирование в сензитивные периоды: дошкольный и подростковый возраст (В.Н. Дружинин, Е.Л. Солдатова и др.).

Имея опыт работы по развитию творческих способностей у детей младшего и старшего школьного возраста, и встретившись по роду своей деятельности с дошкольниками, возникла идея использовать возможности сензитивного периода для развития креативности у детей в детском саду.

Блок развитие креативности вошел составным элементом в комплексную программу познавательного развития детей старшего дошкольного возраста “Путешествие в страну Познанию”. В основу программы положены методические рекомендации А.И. Савенкова по развитию исследовательских навыков у дошкольников, основные положения курса междисциплинарного обучения “Одаренный ребёнок” Н.Б. Шумаковой, материалы курса развития творческого мышления для детей 6-8 лет Ю.Б. Гатанова, собственные разработки и материалы.

Апробация данной программе началась в МБДОУ – детском саду №146 города Екатеринбурга в 2011 году. Занятия проводятся со старшими дошкольниками в рамках психолого-педагогического сопровождения детей.

В рамках X Международной научно-практической конференции “Педагогические системы развития творчества” (Екатеринбург) был проведен мастер-класса на тему: “Развитие креативности у дошкольников в процессе психолого-педагогического сопровождения в детском саду” (на примере реализации программы “Путешествие в страну Познанию” с детьми старшего дошкольного возраста). Участники мастер-класса познакомились с особенностями реализации программы познавательного развития детей в ДОУ, опытом работы педагога-психолога по развитию креативности у старших дошкольников, а также с практическими упражнениями и приемами развития креативности.

Список литературы:

  1. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления (по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли). Для детей 6-8 лет. Методическое руководство – СПб.: ГП “ИМАТОН”, 1997. – 60с.
  2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер, 2002. – 368с. 
  3. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" Приказ Президента РФ от 04 февраля 2010 г. Пр-271
  4. Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя/ под ред. Н.Б. Шумаковой. М.: Просвещение, 2006. – 239с.
  5. Савенков А.И. “Детская одаренность и школьное обучение”: школьные технологии №2, 1999.
  6. Стратегия жизни в современных условиях: Учебное пособие для 10-11 классов средней школы / Под редакцией И.П. Михайлова. – СПб.: Издательство “Союз”, 2004. – 528с.
  7. Юркевич В.С. О “наивной” и “культурной” креативности // Основные современные концепции творчества и одарённости / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 1997.