Урок с деятельностным типом обучения (перспективная начальная школа)

Разделы: Начальная школа


Цель урока обеспечить условия для развития ключевых компетенций:

Учебно-познавательной:

  • дать понятие о числовом луче, особенностями его построения;
  • дать понятие как строить числовой луч;
  • дать понятие о единичном отрезке и его величине на числовом луче;
  • дать понятие как отмечать на числовом луче точки, соответствующие заданным числам и определять числа, соответствующие данным точкам;
  • развивать творческое математическое мышление посредством введения эвристических вопросов о построения прямого и обратного числового ряда;

Информационной:

  • интерес к новому учебному материалу,
  • умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале,
  • умение анализировать данные, синтезировать информацию, логически мыслить, развивать умение адекватно оценивать результат своей работы
  • умение формулировать собственное мнение, контролировать действия партнёра

Коммуникативной:

  • владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; уметь задавать вопрос, корректно вести диалог.
  • владеть способами совместной деятельности в группе, умения искать и находить компромиссы.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

– Доброе утро! Ребята, в очередной раз мы с вами на уроке математике и, значит, нас ждут новые открытия, новые задания, новые знакомства с математическими понятиями.

Когда будите работать в парах, группах помните правила дружной работы:

Внимательно слушай товарища.
Говори вполголоса.
Исправляй товарища так, чтобы его не обидеть.
Береги каждую минуту.

А сейчас послушайте небольшую сказочку, про одну нашу знакомую.

Жила-была "Точка". Она была очень любопытной и хотела все знать

Частенько она отправлялась на различные уроки и часто бывала на математики и вскоре стала на них незаменимой участницей.

– Скажите, какую работу может выполнять точка на уроке математики? (помочь записать выражения, начертить отрезки, лучи)

– Верно, Точка может предложить нам немало заданий: при записи выражений, решении задач, в работе с геометрическим материалом.

– Открываем тетрадь. Записываем число, классная работа.

– Внимание на экран. Посмотрите на и скажите, как вы считаете, что не относится к уроку математике, а изучается на других урока.

(на экране отрезки, числовой ряд, луч, и несколько картинок, которые не относятся к уроку математике)

(Работа происходит на интерактивной доске и постепенно убирается, то что не изучается на уроке математики.)

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

– Перед вами 3 последовательности чисел.

1. Повторение знаний об отрезке и натуральном ряде чисел

0 1 2 3 4 5 6 …
1 2 3 4 5 6 7 ….
1 2 3 4 5 6 7

– Что вы можете о них сказать?

№1 – числовой ряд, потому что начинается с 0 ,

№ 2 – натуральный ряд чисел,

№ 3 – отрезок натурального ряда чисел

(Даны отрезки и числовой луч)

– Какая фигура лишняя?

3. Выявления места и причины затруднения

– А теперь ещё раз посмотрите внимательно на экран и скажите мне, что вы видите на экране (числовой ряд)

– Посмотрите, что сейчас будет происходить на экране. (появляется луч)

– Помогите мне подружить числа с лучом.

4. Построение проекта выхода из затруднения

– Так как луч с числами можно его назвать? (Числовой луч)

– А что мы будем делать?

(Изображать числа на числовом луче)

5. Реализация построения проекта

(Дети задают вопросы, а учитель фиксирует на доске)

  1. Что это такое?
  2. Что я об этом знаю?
  3. Чего не знаю?
  4. Как я должен действовать, чтобы получить результат?
  5. Зачем я в этом буду разбираться?

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

– А кто в данный момент вам поможет разобраться?

1. Работа по учебнику на с.110 №380

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самостоятельная работа с самопроверкой Работа по учебнику на с. 110 № 381, 383.

Вопросы: (для самоконтроля)

  1. Что я буду делать сначала?
  2. Что я буду делать потом?
  3. Можно ли двигаться к цели по-другому?
  4. Что мне поможет решить проблему?

ФИЗМИНУТКА

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Вправо ниже накланяйся.
Влево тоже накланяйся.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем. Поморгаем
И считать мы начинаем

8. Включение в систему знаний и повторение

Включение в систему знаний.

– На числовом луче можно изобразить любое число?

Да вы, конечно вы правы. С помощью числового луча можно сравнивать: чем левее точка от начала луча, тем меньше число оно изображает, чем правее – тем больше.

Повторение (на уроке используется презентации в программе Microsoft PowerPoint)

– Внимание на экран. Рассмотрите рисунок. Что вы можете сказать?

Это луч, и на нем точки на одинаковом расстоянии друг от друга.

Лягушка прыгает одинаковыми прыжками.

– Что показывают числа 1 2 3?

Количество прыжков лягушки.

Какое число надо поставить у начала луча?

0, потому что это начало первого прыжка

Рассмотрите следующий рисунок. Что вы можете сказать?

Это луч, и на нем точки на одинаковом расстоянии друг от друга.

Кузнечик прыгает одинаковыми прыжками.

Каждый прыжок больше прыжка лягушки

В начале луча должен стоять 0

Что вы можете сказать о третьем рисунке?

Это тоже луч, и на нем точки тоже на одинаковом расстоянии друг от друга,

Заяц прыгает одинаковыми прыжками, большими, чем у лягушки, но меньшими, чем у кузнечика.

– Все ли животные сделали одинаковое кол-во прыжков? Если нет, то почему?

Нет, разная длина прыжка

– А знаете ли вы длину прыжка каждого животного?

– Назовите мерку каждого животного?

Мерка, которая выбрана для каждого животного, называется единичным отрезком.

Рассмотрите эти математические ситуации и предложите одноклассникам вопросы в виде задачки.

Найдите расстояние, которое пропрыгала лягушка?

50х5=250(см) (250 см=25дм)

Как узнали? Запишите в тетради полученную величину и переведите ее в более крупные единицы измерения.

Какова длина всех прыжков кузнечика? 180х2=360 (см) (360см)

Как узнали? Выполните в тетради операцию перевода в более крупные единицы

Какое расстояние пробежал заяц? 100х3=300(см) (300 см)

Как узнали? Переведите эту величину в дм

.На ск. меньше прыжок лягушки, чем прыжок кузнечика? 180-50=130 (см) На 130 см

Во ск. раз больше прыжок зайца, чем лягушки? 100:50=2 (раза) (В 2 раза)

Проектирование домашнего задание

– Построй числовой луч.

– Подбери персонаж, который будет двигаться по лучу.

– Выбери мерку – единичный отрезок.

– Обозначь его величину.

– Составь и реши задачу;

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Демонстрация продукта.

1. Продолжи высказывание, чтобы оно стало истинным. (Устно)

– Мерку, выбранную для построения числового луча, называют… единичным отрезком

– Числовой луч – это… луч, на котором с помощью единичных отрезков изображены числа.

– За единичный отрезок принимают…единицу

– Луч, который используется для изображения чисел, называется… числовым лучом

– Началу луча соответствует… число 0.

– Всякое число, стоящее на числовом луче правее…больше числа, стоящего левее.

Самооценка

  1. Ещё раз посмотрите все задания которые вы сегодня выполняли, поставьте +, с которыми вы справились легко.
  2. Нарисуйте линеечку разделите её на четыре части.

Рефлексия учебной деятельности

– Мне сегодня было очень комфортно с вами на уроке. Спасибо вам.

Продолжи фразу:

Я узнал(а) …
Я повторил(а) …
Я научился (лась) …

– Ну, а теперь мне хотелось бы узнать, как вы сами оцениваете свою работу на уроке. В каком вагоне вы сегодня путешествовали : веселые-красные и грустные-синие. Кто в синем? Кто в красном?

Презентация