Цель урока обеспечить условия для развития ключевых компетенций:
Учебно-познавательной:
- дать понятие о числовом луче, особенностями его построения;
- дать понятие как строить числовой луч;
- дать понятие о единичном отрезке и его величине на числовом луче;
- дать понятие как отмечать на числовом луче точки, соответствующие заданным числам и определять числа, соответствующие данным точкам;
- развивать творческое математическое мышление посредством введения эвристических вопросов о построения прямого и обратного числового ряда;
Информационной:
- интерес к новому учебному материалу,
- умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале,
- умение анализировать данные, синтезировать информацию, логически мыслить, развивать умение адекватно оценивать результат своей работы
- умение формулировать собственное мнение, контролировать действия партнёра
Коммуникативной:
- владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; уметь задавать вопрос, корректно вести диалог.
- владеть способами совместной деятельности в группе, умения искать и находить компромиссы.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
– Доброе утро! Ребята, в очередной раз мы с вами на уроке математике и, значит, нас ждут новые открытия, новые задания, новые знакомства с математическими понятиями.
Когда будите работать в парах, группах помните правила дружной работы:
Внимательно слушай товарища.
Говори вполголоса.
Исправляй товарища так, чтобы его не обидеть.
Береги каждую минуту.
А сейчас послушайте небольшую сказочку, про одну нашу знакомую.
Жила-была "Точка". Она была очень любопытной и хотела все знать
Частенько она отправлялась на различные уроки и часто бывала на математики и вскоре стала на них незаменимой участницей.
– Скажите, какую работу может выполнять точка на уроке математики? (помочь записать выражения, начертить отрезки, лучи)
– Верно, Точка может предложить нам немало заданий: при записи выражений, решении задач, в работе с геометрическим материалом.
– Открываем тетрадь. Записываем число, классная работа.
– Внимание на экран. Посмотрите на и скажите, как вы считаете, что не относится к уроку математике, а изучается на других урока.
(на экране отрезки, числовой ряд, луч, и несколько картинок, которые не относятся к уроку математике)
(Работа происходит на интерактивной доске и постепенно убирается, то что не изучается на уроке математики.)
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
– Перед вами 3 последовательности чисел.
1. Повторение знаний об отрезке и натуральном ряде чисел
0 1 2 3 4 5 6 …
1 2 3 4 5 6 7 ….
1 2 3 4 5 6 7
– Что вы можете о них сказать?
№1 – числовой ряд, потому что начинается с 0 ,
№ 2 – натуральный ряд чисел,
№ 3 – отрезок натурального ряда чисел
(Даны отрезки и числовой луч)
– Какая фигура лишняя?
3. Выявления места и причины затруднения
– А теперь ещё раз посмотрите внимательно на экран и скажите мне, что вы видите на экране (числовой ряд)
– Посмотрите, что сейчас будет происходить на экране. (появляется луч)
– Помогите мне подружить числа с лучом.
4. Построение проекта выхода из затруднения
– Так как луч с числами можно его назвать? (Числовой луч)
– А что мы будем делать?
(Изображать числа на числовом луче)
5. Реализация построения проекта
(Дети задают вопросы, а учитель фиксирует на доске)
- Что это такое?
- Что я об этом знаю?
- Чего не знаю?
- Как я должен действовать, чтобы получить результат?
- Зачем я в этом буду разбираться?
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
– А кто в данный момент вам поможет разобраться?
1. Работа по учебнику на с.110 №380
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Самостоятельная работа с самопроверкой Работа по учебнику на с. 110 № 381, 383.
Вопросы: (для самоконтроля)
- Что я буду делать сначала?
- Что я буду делать потом?
- Можно ли двигаться к цели по-другому?
- Что мне поможет решить проблему?
ФИЗМИНУТКА
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Вправо ниже накланяйся.
Влево тоже накланяйся.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем. Поморгаем
И считать мы начинаем
8. Включение в систему знаний и повторение
Включение в систему знаний.
– На числовом луче можно изобразить любое число?
Да вы, конечно вы правы. С помощью числового луча можно сравнивать: чем левее точка от начала луча, тем меньше число оно изображает, чем правее – тем больше.
Повторение (на уроке используется презентации в программе Microsoft PowerPoint)
– Внимание на экран. Рассмотрите рисунок. Что вы можете сказать?
Это луч, и на нем точки на одинаковом расстоянии друг от друга.
Лягушка прыгает одинаковыми прыжками.
– Что показывают числа 1 2 3?
Количество прыжков лягушки.
– Какое число надо поставить у начала луча?
0, потому что это начало первого прыжка
– Рассмотрите следующий рисунок. Что вы можете сказать?
Это луч, и на нем точки на одинаковом расстоянии друг от друга.
Кузнечик прыгает одинаковыми прыжками.
Каждый прыжок больше прыжка лягушки
В начале луча должен стоять 0
– Что вы можете сказать о третьем рисунке?
Это тоже луч, и на нем точки тоже на одинаковом расстоянии друг от друга,
Заяц прыгает одинаковыми прыжками, большими, чем у лягушки, но меньшими, чем у кузнечика.
– Все ли животные сделали одинаковое кол-во прыжков? Если нет, то почему?
– Нет, разная длина прыжка
– А знаете ли вы длину прыжка каждого животного?
– Назовите мерку каждого животного?
Мерка, которая выбрана для каждого животного, называется единичным отрезком.
– Рассмотрите эти математические ситуации и предложите одноклассникам вопросы в виде задачки.
– Найдите расстояние, которое пропрыгала лягушка?
50х5=250(см) (250 см=25дм)
– Как узнали? Запишите в тетради полученную величину и переведите ее в более крупные единицы измерения.
Какова длина всех прыжков кузнечика? 180х2=360 (см) (360см)
– Как узнали? Выполните в тетради операцию перевода в более крупные единицы
– Какое расстояние пробежал заяц? 100х3=300(см) (300 см)
Как узнали? Переведите эту величину в дм
– .На ск. меньше прыжок лягушки, чем прыжок кузнечика? 180-50=130 (см) На 130 см
– Во ск. раз больше прыжок зайца, чем лягушки? 100:50=2 (раза) (В 2 раза)
Проектирование домашнего задание
– Построй числовой луч.
– Подбери персонаж, который будет двигаться по лучу.
– Выбери мерку – единичный отрезок.
– Обозначь его величину.
– Составь и реши задачу;
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Демонстрация продукта.
1. Продолжи высказывание, чтобы оно стало истинным. (Устно)
– Мерку, выбранную для построения числового луча, называют… единичным отрезком
– Числовой луч – это… луч, на котором с помощью единичных отрезков изображены числа.
– За единичный отрезок принимают…единицу
– Луч, который используется для изображения чисел, называется… числовым лучом
– Началу луча соответствует… число 0.
– Всякое число, стоящее на числовом луче правее…больше числа, стоящего левее.
Самооценка
- Ещё раз посмотрите все задания которые вы сегодня выполняли, поставьте +, с которыми вы справились легко.
- Нарисуйте линеечку разделите её на четыре части.
Рефлексия учебной деятельности
– Мне сегодня было очень комфортно с вами на уроке. Спасибо вам.
Продолжи фразу:
Я узнал(а) …
Я повторил(а) …
Я научился (лась) …
– Ну, а теперь мне хотелось бы узнать, как вы сами оцениваете свою работу на уроке. В каком вагоне вы сегодня путешествовали : веселые-красные и грустные-синие. Кто в синем? Кто в красном?