Тип урока: урок постановки учебной задачи, планирования и поиска способа её решения, конкретизации и применения способа.
Цели урока:
- Создать условия для анализа детьми учебной задачи, помогающей поставить цель на нахождение неизвестного множителя.
- Помочь школьникам в постановке вопросов по поводу недостаточности своих знаний, умений.
- Организовать работу по поиску и усвоению способа решения учебной задачи и на конкретизацию общего способа действия.
- Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления, умения обобщать, конкретизировать.
- Обеспечить условия для работы в парах и группах, для развития коммуникативных способностей, соблюдать правила работы.
- Помогать в осознании каждым учеником своей причастности к результату совместной учебной деятельности.
- Создать условия для формирования и совершенствования качеств личности (аккуратности, ответственности, доброжелательности).
Ход урока
Действия учителя | Действия ученика | Методический комментарий |
I. Психологический настрой. | ||
Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на урок. Я верю, что мы сможем работать дружно, выслушивать друг друга, помогать друг другу. | Дети включаются в урок, во взаимодействие с одноклассниками, с учителем. |
Создала благоприятную рабочую обстановку в классе. |
II. Мотивационный этап. Практическое задание. | ||
– Над какой темой мы работаем на уроке математики? – Что мы уже знаем по этой теме? – Я предлагаю вам подумать, чему мы учимся, выполняя такие задания? – Какие из данных уравнений вы уже умеете решать, а какие пока ещё нет? x + 35 = 50 70 – x = 28 x – 23 = 46 x ·3 = 15 – На какой вопрос мы будем искать ответ, чтобы научиться выполнять такие задания? Какую цель поставим перед собой? |
– На уроке математики мы изучаем умножение. – Умножение- это сложение одинаковых слагаемых. – Умножение 1 и 0 на число. – При перестановке множителей произведение не изменяется. – Заменяем умножение сложением и сложение умножением. – Решаем задачи на умножение и составляем обратные задачи. – Мы учимся находить неизвестные компоненты. – Мы умеем находить неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое. – Но мы пока не знаем, как найти неизвестный множитель. – Мы не можем решить уравнение, так как не знаем, как найти неизвестный множитель. – Научиться находить неизвестный множитель. |
Помогаю детям вспомнить, что изучаем на уроке; осознать предмет изучения. Это помогло связать пройденное с новым материалом. Предлагаю задание, с которым может справиться каждый ребёнок. Создаю ситуацию противоречия между имеющимся жизненным опытом и учебной проблемной ситуацией. |
III. Фиксация учебной задачи. | ||
– Как схематически изобразить суть этого вопроса? Сначала подумайте сами, потом обсудите с товарищем, обсудите в паре. – Если мы найдём ответ на вопрос, то сможем решать такие уравнения? |
Дети предлагают свои варианты. x · 3 = 15 □ · 3 = 15 ? · 3 = 15 x =? – Да, мы будем знать, как найти неизвестный множитель, сможем воспользоваться этим правилом. |
Считаю, что цель данного этапа достигнута, так как дети осознали необходимость нового способа действия, сформулировали учебную задачу, смогли зафиксировать её. |
IV. Планирование поиска способа решения. | ||
– Что будем делать сначала, с чего можем начать работу? – Итак, для того, чтобы помочь вам ответить на вопрос, я предложу вам задание. Сначала каждый подумает сам. А потом проверим свои предположения в паре. На втором этапе поработаем в группе и попытаемся ответить на вопрос: как найти неизвестный множитель. Как можем проверить себя, свои выводы? – Для чего мы будем искать этот способ? – Затем мы потренируемся с помощью этого способа выполнять другие задания. |
– Сначала подумаем сами, затем посоветуемся с товарищами, попробуем найти ответ на вопрос. – На доске появляется план урока. – Чтобы выполнять различные задания, уметь решать уравнения, задачи. |
Схематично фиксирую каждое предложение детей. С помощью составленной лесенки-плана дети могут удерживать учебную цель, задачу. |
V. Поиск способа и фиксация действия на схеме. | ||
– Итак, я предлагаю вам выполнить следующее задание. – На полку поставили 3 ряда кубиков по 7 кубиков в каждом ряду. Сколько кубиков поставили? – Сделайте рисунок. – Решите задачу. – Составьте обратные задачи. – Запишите только решение. – Проверьте работу друг друга – Просмотрите все числовые выражения. Как связаны числа между собой? – Определите эту зависимость и попробуйте записать её схематически, буквами или символами. – Как будем выполнять это задание: каждый попробует сам, в группе или вместе? Почему? – Представьте, пожалуйста, классу результаты своей работы в группе. – Сравните свой вывод с выводом в учебнике. |
– Дети выполняют задание. ○○○○○○○ ○○○○○○○ ○○○○○○○ 7 · 3 = 21(к.) 21 : 3 = 7(к.) 21 : 7 = 3(р.) – Дети проверяют работы друг друга, объясняют, если есть ошибки. – Я думаю в группе, потому что так легче найти решение. – Можно в группе, так как из нескольких предложенных вариантов лучше найти правильный ответ. – В группе, потому что можно поделиться открытием с товарищем. Дети работают в группах. – Дети представляют варианты своих ответов. a · b = c a · x = c a = c : b c : a = b x = c : a b = c : a c : b = a a = c : x – Читают вывод в учебнике, сравнивают со своим. |
– Организую взаимопроверку работ с целью выявления правильности выполнения для дальнейшей постановки проблемы. Поддерживаю осознание причастности каждого в результат совместной учебной деятельности. Для организации учебного сотрудничества считаю необходимым на данном этапе провести работу в группах. Учу детей слушать друг друга. Все предложения детей фиксирую на доске. Провожу обсуждение. Обсуждаем, как не очень удачные предложения сделать понятными. |
VI. Контроль схемы действия. | ||
– Попробуйте в паре, пользуясь схемой, найти ответ на вопрос задания, с которого мы начинали изучение темы. Решите уравнение. – Распределите работу в паре. – Повторите задание. – Что требуется? Как будем делать? На что опираться? |
– Дети договариваются об очерёдности, повторяют задание. – Нам надо решить уравнение. Для этого нужно найти неизвестный множитель. – Чтобы его найти (показывают на схему) надо произведение разделить на другой множитель. |
Дети обучаются осуществлять переход от схемы к конкретной ситуации. Учу действовать совместно, помогаю парам, которые затрудняются. Цель данного этапа достигнута, детям удалось самим вывести правило. |
VII. Конкретизация области применения способа. | ||
Обсуждение решения. – Какая пара готова рассказать о своём решении? – Есть ли другие решения? – Как найти неизвестный множитель? – Выбери те задания, которые можно выполнить таким способом. 1. x + 15 = 45 2. 6 · x = 18 3. Составить тройку примеров, используя числа 5, 3, 15. – Как изменить условие, чтобы был применим этот способ? – Какие ещё задачи могут быть решены тем же способом? – Выберите задание из учебника, для выполнения которого подойдёт правило. – Сделаем задание №2. – Достигли ли мы своей цели? – Чему учились? С каким новым правилом мы познакомились? – Что нового узнали? |
– Пара детей представляет своё решение. Остальные ребята слушают и понимают идеи одноклассников. – Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на другой множитель. – Это правило поможет при решении второго уравнения. – При выполнении задания №3. – При составлении первого уравнения можно поменять знак. – При решении примеров на деление. Например, чтобы узнать, сколько будет 27 : 3 надо вспомнить пример на умножение 3 · 9 = 27, потому что, если произведение разделить на множитель получится другой множитель. – При решении задач. Когда мы решаем задачу на умножение и составляем обратные задачи. При проверке задач. – Это правило используется при выполнении задания №2. – Дети самостоятельно выполняют задание. – После выполнения один ученик зачитывает результаты. Остальные ребята сравнивают со своими решениями. – Мы узнали, как находить неизвестный множитель. Да, мы достигли своей цели. – Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель. |
Эти упражнения нацелены на обучение детей применять правило в конкретной ситуации, контролировать свои действия в работе с правилом. Организую слушание детьми ответов друг друга. Помогаю детям вспомнить материал. Какой шаг выполнен. |
VIII. Конкретизация способа (выявление условий использования способа). | ||
– Итак, мы выяснили, как связаны между собой произведение и множители, как найти неизвестный множитель. – Посмотрите на наш план работы. – На каком этапе мы остановились? Чему будем учиться теперь? – Пользуясь этим правилом, выполните следующие задания. 1. Составьте тройки примеров, используя числа 6, 4, 18. 2. Решите уравнение. x + 5 = 15 3. Найдите значение вторых выражений, используя первые выражения. 6 · 4 = 24 2 · 8 = 16 24 : 2 = 16 : 4 = – Обсудите решение в группах. Кто готов поделиться своим мнением? – Можно ли действовать, используя это правило, если изменить условие в заданиях. – Посмотрите на страницу 28. Выберите те задания, для выполнения которых можно использовать правило о нахождении неизвестного множителя, те задания, которые помогут этому научиться. |
– Мы будем учиться выполнять задания на нахождение неизвестного множителя. – Дети распределяют функции, очерёдность. Затем повторяют задание. – Эти задания нельзя решить, используя данное правило. – В них надо изменить условие. – Дети предлагают свои варианты. – Надо поменять числа, чтобы множители и произведение были связаны между собой. – Во втором задании можно поменять знак действия, так как в правиле говорится о множителях и произведении. – Дети выбирают соответствующие задания, аргументируют свой выбор. |
– Дети, ориентируясь на схему плана, смогли поставить перед собой задачу. Организую обсуждение вариантов решения в группах. Дети обобщают выводы об условиях использования способа. Учу задавать вопросы на понимание. Коллективное обсуждение условий, задач, для решения которых применимо правило, соотнесение частных задач с общим способом позволяет конкретизировать способ, выявить условия, в которых этот способ применим. Учу работать с информацией учебника, определять цель заданий. Помогаю детям осознать, чему они будут учиться, выполняя это задание. |
IX. Комментированное управление классом. | ||
– Я предлагаю вам выполнить задание №1. – Что нужно сделать? – Как вы думаете, можно ли для его выполнения использовать данное правило? Почему? – Это задание мы будем выполнять с комментированием. Кто хочет «вести за собой» класс? |
– В этом задании нужно найти значение выражений, составить тройки примеров, дописать недостающие. – Выполняя это задание, мы будем использовать правило о связи множителей и произведения. – В первом произведении получится 18. Во втором произведении множители поменялись местами, результат тот же. Чтобы составить и решить следующий пример, надо воспользоваться правилом. Разделим произведение 18 на первый множитель 6, получится другой множитель 3. Теперь произведение 18 разделим на второй множитель 3, получится первый множитель 6. |
Учу соотносить содержание задания с целью, которую дети поставили перед собой. Дети контролируют свои действия, сверяют их с объяснением товарища. Комментированное управление помогает одним ученикам учиться управлять работой класса, а другим – выполнять задание под его руководством. |
X. Комментированное управление в парах. | ||
– Давайте поработаем в парах. Поможем друг другу учиться находить неизвестный множитель. – Выполним задание №2. – Если у вас и у вашего товарища не будет ошибок при объяснении в решении примеров, то оставшиеся примеры вы можете решить самостоятельно. |
– Дети распределяют функции, договариваются об очерёдности. Один ученик объясняет. Другой ученик слушает и выполняет задание. Затем дети меняются ролями. | Дети работают в парах до тех пор, пока каждый не научится правильно объяснять действия способа и выполнять их. Пары, которые не допустили ошибок, переходят к самостоятельному выполнению заданий. |
XI. Итог урока. | ||
– Достигли ли мы своей цели? – Чему учились сегодня на уроке? – Что нового узнали? – Что получается? – Над чем ещё следует поработать? – Чему учились, работая в группах, в парах? – Что было интересным? – Домашнее задание: составьте несколько троек примеров, для решения которых нужно применить открытое нами правило, найденный способ решения, потренируйтесь в решении таких уравнений. |
– Мы узнали, как находить неизвестный множитель, достигли своей цели. – Дети уточняют, что они усвоили, над чем ещё надо поработать. – В группах мы учились работать дружно, выслушивать мнение каждого, старались понять и поддержать друг друга. – Ребята осмысливают, чему они научились, работая в парах, в группах. Дают советы друг другу и себе, чему ещё надо учиться. |
Цели урока достигнуты. Дети смогли поставить перед собой учебную задачу, нашли способ её решения, вывели правило, учились применять его в конкретной ситуации. Также дети продолжали учиться сотрудничеству, работая в группе, в паре. Организую рефлексивный анализ деятельности детей. |