Цели: (Слайд 3)
- Образовательная
Оборудование: (Слайд 4) портреты (Н.Назарбаев, Абылай-хан, М.Жумабаев, Абулхаир хан), диск с записями:
1) песни «Цвети, Земля моя» в исполнении Р.Рымбаевой;
2) песни «Отырар «в исполнении М. Нуркеновой;
3) отрывок из монолога Абылай-хана в исполнении Т. Жоманкулова;
4) песни «Мунайгаз «в исполнении Р. Елюбаева;
5) стихотворения «Гимн Астане «в исполнении Кульшат Калабаевой, учителя русского языка и литературы г.Экибастуза;
6) Презентация (Приложение 1).
Ход урока
Этап I
Учитель: В 2012 году мы отмечаем 20-летие государственных символов Республики Казахстан. В 2010 году у наша республика являлась председателем в ОБСЕ. В 2011 году мы отметили 20-летие независимости нашей страны. Казахстан, встав на новый путь развития, воплотил вековые мечты народа о свободе. Народ впервые вновь приобрёл возможность развивать свою культуру, язык, религию и традиции. Сегодня каждый гражданин республики гордится своей независимостью.
Независимость нашей страны – это самое святое приобретение казахского народа, восстановившее прерванную на триста лет национальную свободу (Слайд 5).
(Звучит песня в исполнении Р.Рымбаевой «Цвети,Земля моя».)
Ученик: (Слайд 6):
Как имя любимое, нежно и свято
Храни в себе имя любимой земли.
В ней прадедов счастье осталось
когда-то,
По ней боевые победы прошли.
Твои и рассветы ее, и закаты,
Твое,
Все, что предки тебе сберегли.
Твое это небо,
Твои эти зори.
И ливни твои, и твои – ветерки.
Твои эти степи, вершины,
предгорья.
Твои эти праздники, песни, стихи.
И все,
Что лежит пред тобой на просторе,
За это любовью своей нареки.
Пусть славится Родина – столько
в ней света!
Пусть будет очаг ее полон тепла.
И если ты Родину любишь,
Так это
Докажут пускай не слова, а дела!
(К.Ахметова «Отчая земля»)
«Казахский народ подобен могучему дереву, чьи корни глубоко проникли в толщу земли. Его история простирается в глубь и в ширь веков. Это древнейший народ, перенесший немало бурь и стойко выдержавший все испытания превратной судьбы. Современный казахский народ – это потомки древних саков, чьи конницы будоражили мир в незапамятные времена, потомки древних гуннов и славных тюрков.»
(Н.А.Назарбаев, сентябрь 1992 г, Всемирный курултай казахов) (Слайд 7)
Решив следующее задание, вы узнаете имя казахстанского археолога, который открыл целую серию стоянок первобытных людей древнекаменного века в районе хребта Каратау близ Тараза в 1958 году. (Слайды 8, 9)
Великий Шелковый путь– это караванный путь, соединяющий древнюю эпоху и средневековье, Восток и Запад от Средиземноморья до Китая. Он пролегал через территории Средней Азии и Казахстана. Вдоль этого пути находились богатые города: Бухара, Самарканд, Ургенч, Тараз, Сайрам (недалеко от Шымкента) и др.
Город, находившийся на трассе Великого Шелкового пути, родина Аль-Фараби. Как он называется? (Слайды 10, 11)
Реши следующее задание.
Этап II
- sin2 x– sin x = 0
- cos2x + 2cos x = 0
- tg2x – 3tg x = 0
- tg2x – tg x = 0
- 2tg2x – 6tg x = 0
O | P | A | T |
Пn, П/2 + Пn | Пn,arctg3 + Пn | Пn,П/4 + Пn | П/2 + Пn |
Ответ: Отрар
(Звучит песня «Отырар «в исполнении М.Нуркеновой)
Три великих соплеменника– Толе би, Казыбек би и Айтеке би сумели сплотить людей для отражения джунгарской агрессии. Казахи впервые предстали перед изумленным миром как сплоченная нация, готовая решать важные исторические задачи, впервые почувствовали себя единым народом. Для сохранения нации ее вождям приходилось вести взвешенную политику, искать поддержки у своих могущественных соседей. Ярким примером мудрости и дальновидности стало принятие решения Абулхаир– ханом о принятии российского подданства, а Абылай– хан, правивший в середине XVIII века, в период смертельной угрозы со стороны джунгар сумел объединить все казахские роды и сохранить независимость.
(Звучит отрывок из монолога Абылай– хана)
В ставке Абылай– хана находился поэт, который вел летопись тех давних событий.
Решив следующее задание, мы узнаем его имя. (Слайды 12, 13)
Этап III
Ответ: Бухар Жырау (Слайд 14)
В 1824 году на берегу Ишима был заложен первый камень в основание Акмолинской крепости. Послушайте легенду о возникновении Акмолы (см. журнал «Русский язык и литература в казахской школе «№1 1999г. стр. 58–61 статья Г.Скекбаева «Топонимическая экспедиция «)
Решив следующее задание, вы узнаете фамилию известного поэта, названного В.Брюсовым «казахским Пушкиным» (Слайд 15)
Этап IV
Ответ: Магжан Жумабаев (Слайд 16)
В Казахстане более 110 лет назад было открыто месторождение нефти. Решите задание, узнайте его название. (Слайд 17)
(Звучит песня в исполнении Р.Елюбаева)
- 2sin П/8 * cos П/8 =
- arcsin 1/2 + arccos 1– arctg 0 =
- a = 18, в = 2, S прямоугольника =
- 327 * 8 =
- arcctg 3 =
- 5х + 3* 5х + 1 = 80, х =
Д О Р С 2/2 П/6 1 6
Ответ: Доссор (Слайд 18)
30 августа 1995 года народ Казахстана на референдуме принял вторую Конституцию независимого Казахстана. С 10 декабря 19997 года Президент, правительство и парламент работают в новой столице 6 мая 1998 года Президент РК Н.А.Назарбаев подписал указ о переименовании города Акмолы в Астану, а 9-10 июня состоялась международная презентация столицы.
(Звучит «Гимн Астаны») (Слайд 19)
В заключение послушайте напутствие Президента о том, что Казахстан должен взять в ХХI век.
(Звучит запись фрагмента послания Президента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года)
Учитель: Наш урок мы закончим стихотворением В.Каримова «Мой Казахстан»:
Мой Казахстан! Ты – Родина моя!
Твоих степей бескрайние просторы
Душой и сердцем я люблю.
Люблю твои серебряные горы.
Я верю, что наступит новый век,
Пройдут года серьезных испытаний.
Придет на смену новый человек,
И принесет он много новых знаний.
Мой Казахстан, живи и процветай.
Ты – колыбель великого народа,
Всю красоту и мудрость передай,
И сохрани для будущего рода
Подведение итогов урока.