Прошло 67 лет с момента окончания Великой Отечественной войны. Все меньше и меньше остается в живых ветеранов, которые являются живой памятью былых сражений. Стерта временем острота переживаний. Но, какой огромной ценой нашему народу досталась Победа! Нам, нынешнему поколению, необходимо это помнить.
Поэтому, тема Великой Отечественной войны, является, одной из приоритетных в воспитании патриотизма у подрастающего поколения.
Патриотизм в России традиционно связывался с идеями национального и гражданского воспитания.
В Открытом письме Владимира Путина «Российским избирателям» прозвучала идея патриотизма, державности и социальной солидарности как созидательной основы нации: «Утратив патриотизм, связанную с ним национальную гордость и достоинство, мы теряем себя как народ, способный на великие свершения»…
Героизм, любовь к Родине особенно проявлялись в годы испытаний, когда народу необходимо было отстоять свою независимость. Готовность служить делу процветания Отечества была отличительной особенностью русского и советского народа. Поэтому, в творчестве русских художников тема любви к Родине, готовности народа пожертвовать своими жизнями во имя спасения, является, по сей день актуальной.
Обучение изобразительному искусству – процесс многогранный, кропотливый и длительный. Одной из задач освоения языка искусства является развитие представлений о прекрасном.
В арсенале педагога находится множество приемов и способов осуществления образовательного процесса, одним из которых, является экскурсия.
Экскурсия – (от лат. – excursion), коллективное посещение достопримечательных мест с образовательной или с культурно-просветительской целью.
Методическая разработка называется «Экскурсия в мастерскую художника» и направлена на формирование патриотических чувств у детей 8-11 лет путем приобщения к лучшим образцам отечественного искусства, способом импровизированной «экскурсии».
Цели методической разработки «Экскурсия в мастерскую художника» – пропаганда педагогического опыта, помощь в организации мероприятий по развитию личности обучающихся и использование в образовательном процессе, как нетрадиционную форму обучения.
Педагогу необходимо в своей работе закладывать основу патриотизма у ребенка: это – любовь к Родине, которая начинается с любви к матери, родному очагу, своим близким, родному городу, искусству, отражающему историю Родины…
Обучающий аспект – знакомство с жанровой живописью, посвященной героизму русского народа на примере репродукций отечественных художников XIX и XX веков.
Воспитывающий аспект – зрительный ряд, состоящий из репродукций картин, посвященных героическому прошлому русского народа, способствующий проявлению патриотических чувств у детей и приобщающий их к общечеловеческим ценностям.
Развивающий аспект – развитие наблюдательности, внимания, образного мышления, творческого воображения, духовно – нравственного опыта. Это в совокупности обогащает внутренний мир обучающихся и способствует формированию патриотических чувств в ребенке.
Методическая разработка включает элементы выставочной технологии и состоит из следующих разделов.
1. Проектный план.
2. Сценарий воспитательного мероприятия.
3. Маршрутный план.
4. Тематический план.
5. Рекомендации педагогам дополнительного
образования.
6. Список литературы.
7. Сведения об авторе.
8. Приложения.
Для раскрытия темы используются репродукции русских художников ярко раскрывающие героизм русского народа. Эпический язык лучше всего раскрывает силу народа в борьбе за правое дело. Используется следующая последовательность – сначала дети знакомятся с произведениями, посвященными Древней Руси.
Затем – с произведениями, посвященными Великой Отечественной войне.
Военная тематика – подобрана с учетом исторической последовательности. От коренного перелома в Великой Отечественной войне (Сталинградской битвы) до Победного Знамени над Рейхстагом.
Затем обучающиеся знакомятся с работами детей, выполненными на тему героического прошлого России.
Соединяющим моментом являются «находки» в процессе «экскурсии», которые впоследствии «превращаются» во Флаг и Герб Российской Федерации.