Модульное обучение на уроках географии как средство повышения их эффективности

Разделы: География


Период длительного совершенствования содержания школьной дисциплины “География” сменился периодом выдвижения новых концепций построения содержания предмета, новых подходов к диагностированию результатов обучения, воспитания и развития личности школьника. Теперь измерение результатов обучения основано на деятельностном подходе. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый.

В современной российской школе ученик должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью. В этой связи традиционный объяснительно-иллюстративный процесс в современной школе заменяется новыми педагогическими технологиями.

Специфика нашей школы, где количество классов отведённых на изучение географии 1 час в неделю ставит учителя в очень трудную ситуацию, в которой необходимо решать вопросы:

1) как обучить ребят и выдать тот же объём материала, но в сжатые сроки;
2) как сохранить интерес к своему предмету, который перевели из ранга познавательного в ранг научного;
3) как вести уроки по разным программам и учебникам одновременно на параллели.

Одна из главных проблем современной школы – результативность учебного процесса. Поэтому в своей педагогической практике я использую различные способы и методы обучения и технологии для достижения результативности и повышения эффективности обучения.

Два года назад количество часов отведённое на изучение географии в 6-м классе сократилось в два раза, а объём остался прежним. Вот тогда и возникла идея использования модульного обучения наряду с другими, чтобы побудить шестиклассников к самостоятельной работе и добиться положительных результатов в учёбе.

Модульное обучение, на мой взгляд, результативнее, так как способствует развитию специальных предметных навыков, ведет к изменению функций преподавателя: он становиться консультантом, собеседником учеников. Внедрение модульной технологии становиться актуальным, так как используемые приемы, основанные на деятельностном подходе, способствуют формированию у учащихся учебно–познавательной компетентности.
Одна из главных задач современной школы – это эффективность учебного процесса. Он должен стать информационно ёмким, целенаправленным.

Для реализации этой задачи использование только традиционной классно – урочной системы недостаточно, необходимо применять современные педагогические технологии, которые активизировали бы учебную деятельность и развивали предметные компетенции учащихся. Разрешить указанную проблему, на мой взгляд, поможет технология модульного обучения.
Принцип модульности предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения учебного материала в виде блоков модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде учебных элементов.

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Его основная идея состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять управление его учением. Он должен мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать его деятельность. Преобладающим методом учебного процесса в школе, является объяснительно-иллюстративный, который не в полной мере обеспечивает ученику развитие его интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма. Модульное обучение позволяет практически решить эту задачу, в корне изменить учебный процесс. Модуль это узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в одно целое.

Модуль – это функциональный целевой узел, в который объединены учебное содержание и технология овладения им. Каждый модуль представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, которые проводятся последовательно.Главное предназначение модуля – развивать мышление, осознание человека.

Состав модуля:

Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.

Самое важное в построении модуля – структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация. И здесь большая возможность осуществлять проблемное обучение.

Структура  модуля (учебного элемента)

Номер учебного элемента.

Название учебного элемента (материала). Содержание учебного материала.

Управление обучением (содержание, формы, методы).

УЭ
№ 0.

Тема.
Цель (триединая).

Необходимые знания и умения.

 

УЭ

№1

Проверка домашнего задания.

Цель:

Пояснение (работа в парах, группах, индивидуально).

УЭ

№2

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цель:

Пояснение учителя (работа с учебником, дидактическим материалом)

УЭ

№3

Закрепление новых знаний.

Цель:

Пояснения учителя

УЭ

№4

Рефлексия.

Цель:

 

Предлагаю типизацию учебных элементов по разным свойствам, что позволяет глубже понять природу модуля, составлять модульные уроки, используя широкий арсенал учебных элементов. В модулях используются разнообразные носители учебной информации, поэтому данная типизация систематизирует учебные элементы на основе носителя.

Типизация на основе особенностей и носителя учебной информации.

Учебный элемент (УЭ)

Носитель учебной информации

Указания ученику к применению

Текстовой

Учебник, дополнительная литература, материалы периодической печати

Прочитай, выдели главное, составь конспект, ЛОК, таблицу, план и т д

Картографический

Атлас, настенные карты, планы, картосхемы

Определи, установи, измерь, сравни, составь характеристику и т д

Табличный

Таблицы, графики, блок-диаграммы

Определи, сравни, опиши динамику изменения и т д.

Учебный элемент (УЭ)

Носитель учебной информации

Указания ученику к применению

Иллюстративный

Фото, рисунки, репродукции

Определи, Что изображено; составь рассказ, опиши и т. д.

Словесный

Учитель, докладчик, лектор

Прослушай и выполни задания: ответь на вопросы, составь список вопросов, составь план, ЛОК, конспект и т. д.

Компьютерный

Базы данных, мультимедийные средства обучения

Прочитай файл, познакомься с картой, выполни тест, выполни практическую работу и т. д.

Аудиовизуальный

Видео, кино, слайды, записи, диски

Ответь па вопросы, составь свой комментарий и т. д.

Натурный

Географические объекты и явления па местности

Научись определять, зарисуй, составь схему, познакомься, замерь и т. д.

Смешанный

Несколько носителей информации

Разнообразные

В модульном уроке должны сочетаться академические и игровые модули: первые предпочтительны для изучения нового материала, а вторые – для закрепления и практического применения.

Оценивается выполнение каждого учебного элемента. Точность контроля и объективность оценки играют большую роль. Получить хорошую оценку – одна из главных мотиваций при данной технологии. Ребёнок знает, что его труд оценивается, оценка объективно отражает его усилия.

Выводы и рекомендации

Модульная система организации учебно-воспитательного процесса построена на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыслительной деятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции учебно-воспитательного процесса с позиций целостности, формирования детских и педагогических общностей.

По своей психолого-педагогической основе – это адаптивная развивающая технология. Учение эффективно и по своему характеру воспроизводящее, т.е. дающее постоянное положительное приращение в развитии человеческого “Само”, оценивающее и усиливающее мотивацию на каждом этапе, рефлексивное, основанное на генерировании гипотез, решении учебных ситуаций и сотрудничестве, не дающее дополнительных жизненных проблем ученику.

Я считаю, что эта технология является универсальной, мобильной и наиболее приемлемой в современной школе.

Преимущество модульной технологии по сравнению с другими технологиями:

1) возможность работать самостоятельно с дифференцированной программой;
2) возможность вернуться к учебному материалу, если в этом есть необходимость;
3) возможность работать дома в случае пропусков по болезни;
4) комфортная обстановка на уроке (индивидуальный темп, “мягкий” контроль);
5) развитие личностных качеств ученика (самостоятельности, умений ставить цели, планировать, организовывать и оценивать свою деятельность);
6) консультирование и дозированная персональная помощь от учителя.

Модульная технология определяя чёткую структуру урока, дала мне как учителю возможность “видеть” весь класс, работать индивидуально с каждым учеником, оказывать помощь отстающим.

В процессе моей работы в названной технологии можно отметить следующие положительные результаты:

– учащиеся научились работать с текстом, картосхемами, диаграммами, анализировать и делать выводы;
– планировать свою учебную деятельность при самостоятельной работе;
– повысился уровень успеваемости:
– у большинства шестиклассников сформировалась адекватная самооценка, что позволило определять собственные пробелы в усвоении материала и стремиться их ликвидировать;
– по самооценке учащихся, они стали более ответственно относиться к учёбе.

В результате применения модульного обучения на своих уроках, я пришла к выводу, что данная технология является одним из средств повышения эффективности уроков географии и способствует разрешению противоречий, возникающих в ходе осуществления учебного процесса. Результат – повышение качества обученности учащихся. Большое внимание уделяется охране здоровья ребят – смена видов деятельности, малый объем домашнего задания.

В приложении представлены разработки уроков по разным темам с применением данной технологии.

Литература

  1. urok.1sept.ru
  2. area7.ru›metodic-material.php?
  3. s367.zouo.ruindex.php?id=108
  4. periodika.websib.ru
  5. dslib.netprof-obrazovanie/vegner.html
  6. metodkab.gvarono.ruapo/infmaps2008/geography/…
  7. А.А. Лобжанидзе Линия УМК “Сферы”, география. Планета Земля, 6 класс, Москва “Просвещение” 2008 г.
  8. И.В. Душина “Методика преподавания географии”, Москва 1996 г.
  9. Н.Н. Петрова Методическое пособие “География Начальный курс”, Москва “Дрофа” 2000 г.

Приложения