Период длительного совершенствования содержания школьной дисциплины “География” сменился периодом выдвижения новых концепций построения содержания предмета, новых подходов к диагностированию результатов обучения, воспитания и развития личности школьника. Теперь измерение результатов обучения основано на деятельностном подходе. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый.
В современной российской школе ученик должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью. В этой связи традиционный объяснительно-иллюстративный процесс в современной школе заменяется новыми педагогическими технологиями.
Специфика нашей школы, где количество классов отведённых на изучение географии 1 час в неделю ставит учителя в очень трудную ситуацию, в которой необходимо решать вопросы:
1) как обучить ребят и выдать тот же объём материала, но в сжатые сроки;
2) как сохранить интерес к своему предмету, который перевели из ранга познавательного в ранг научного;
3) как вести уроки по разным программам и учебникам одновременно на параллели.
Одна из главных проблем современной школы – результативность учебного процесса. Поэтому в своей педагогической практике я использую различные способы и методы обучения и технологии для достижения результативности и повышения эффективности обучения.
Два года назад количество часов отведённое на изучение географии в 6-м классе сократилось в два раза, а объём остался прежним. Вот тогда и возникла идея использования модульного обучения наряду с другими, чтобы побудить шестиклассников к самостоятельной работе и добиться положительных результатов в учёбе.
Модульное обучение, на мой взгляд,
результативнее, так как способствует развитию
специальных предметных навыков, ведет
к изменению функций преподавателя:
он становиться консультантом, собеседником
учеников. Внедрение модульной технологии
становиться актуальным, так как используемые
приемы, основанные на деятельностном подходе,
способствуют формированию у учащихся
учебно–познавательной компетентности.
Одна из главных задач современной школы –
это эффективность учебного процесса.
Он должен стать информационно ёмким,
целенаправленным.
Для реализации этой задачи
использование только традиционной классно –
урочной системы недостаточно, необходимо
применять современные педагогические
технологии, которые активизировали бы учебную
деятельность и развивали предметные
компетенции учащихся. Разрешить указанную
проблему, на мой взгляд, поможет технология
модульного обучения.
Принцип модульности предполагает целостность
и завершенность, полноту и логичность
построения учебного материала в виде блоков
модулей, внутри которых учебный материал
структурируется в виде учебных элементов.
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Его основная идея состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять управление его учением. Он должен мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать его деятельность. Преобладающим методом учебного процесса в школе, является объяснительно-иллюстративный, который не в полной мере обеспечивает ученику развитие его интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма. Модульное обучение позволяет практически решить эту задачу, в корне изменить учебный процесс. Модуль это узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в одно целое.
Модуль – это функциональный целевой узел, в который объединены учебное содержание и технология овладения им. Каждый модуль представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, которые проводятся последовательно.Главное предназначение модуля – развивать мышление, осознание человека.
Состав модуля:
Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.
Самое важное в построении модуля – структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация. И здесь большая возможность осуществлять проблемное обучение.
Структура модуля (учебного элемента)
Номер учебного элемента. |
Название учебного элемента (материала). Содержание учебного материала. |
Управление обучением (содержание, формы, методы). |
УЭ |
Тема. |
Необходимые знания и умения.
|
УЭ №1 |
Проверка домашнего задания. Цель: |
Пояснение (работа в парах, группах, индивидуально). |
УЭ №2 |
Изучение и первичное закрепление новых знаний. Цель: |
Пояснение учителя (работа с учебником, дидактическим материалом) |
УЭ №3 |
Закрепление новых знаний. Цель: |
Пояснения учителя |
УЭ №4 |
Рефлексия. Цель: |
Предлагаю типизацию учебных элементов по разным свойствам, что позволяет глубже понять природу модуля, составлять модульные уроки, используя широкий арсенал учебных элементов. В модулях используются разнообразные носители учебной информации, поэтому данная типизация систематизирует учебные элементы на основе носителя.
Типизация на основе особенностей и носителя учебной информации.
Учебный элемент (УЭ) |
Носитель учебной информации |
Указания ученику к применению |
Текстовой |
Учебник, дополнительная литература, материалы периодической печати |
Прочитай, выдели главное, составь конспект, ЛОК, таблицу, план и т д |
Картографический |
Атлас, настенные карты, планы, картосхемы |
Определи, установи, измерь, сравни, составь характеристику и т д |
Табличный |
Таблицы, графики, блок-диаграммы |
Определи, сравни, опиши динамику изменения и т д. |
Учебный элемент (УЭ) |
Носитель учебной информации |
Указания ученику к применению |
Иллюстративный |
Фото, рисунки, репродукции |
Определи, Что изображено; составь рассказ, опиши и т. д. |
Словесный |
Учитель, докладчик, лектор |
Прослушай и выполни задания: ответь на вопросы, составь список вопросов, составь план, ЛОК, конспект и т. д. |
Компьютерный |
Базы данных, мультимедийные средства обучения |
Прочитай файл, познакомься с картой, выполни тест, выполни практическую работу и т. д. |
Аудиовизуальный |
Видео, кино, слайды, записи, диски |
Ответь па вопросы, составь свой комментарий и т. д. |
Натурный |
Географические объекты и явления па местности |
Научись определять, зарисуй, составь схему, познакомься, замерь и т. д. |
Смешанный |
Несколько носителей информации |
Разнообразные |
В модульном уроке должны сочетаться академические и игровые модули: первые предпочтительны для изучения нового материала, а вторые – для закрепления и практического применения.
Оценивается выполнение каждого учебного элемента. Точность контроля и объективность оценки играют большую роль. Получить хорошую оценку – одна из главных мотиваций при данной технологии. Ребёнок знает, что его труд оценивается, оценка объективно отражает его усилия.
Выводы и рекомендации
Модульная система организации учебно-воспитательного процесса построена на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыслительной деятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции учебно-воспитательного процесса с позиций целостности, формирования детских и педагогических общностей.
По своей психолого-педагогической основе – это адаптивная развивающая технология. Учение эффективно и по своему характеру воспроизводящее, т.е. дающее постоянное положительное приращение в развитии человеческого “Само”, оценивающее и усиливающее мотивацию на каждом этапе, рефлексивное, основанное на генерировании гипотез, решении учебных ситуаций и сотрудничестве, не дающее дополнительных жизненных проблем ученику.
Я считаю, что эта технология является универсальной, мобильной и наиболее приемлемой в современной школе.
Преимущество модульной технологии по сравнению с другими технологиями:
1) возможность работать самостоятельно
с дифференцированной программой;
2) возможность вернуться к учебному материалу,
если в этом есть необходимость;
3) возможность работать дома в случае пропусков
по болезни;
4) комфортная обстановка на уроке (индивидуальный
темп, “мягкий” контроль);
5) развитие личностных качеств ученика
(самостоятельности, умений ставить цели,
планировать, организовывать и оценивать свою
деятельность);
6) консультирование и дозированная персональная
помощь от учителя.
Модульная технология определяя чёткую структуру урока, дала мне как учителю возможность “видеть” весь класс, работать индивидуально с каждым учеником, оказывать помощь отстающим.
В процессе моей работы в названной технологии можно отметить следующие положительные результаты:
– учащиеся научились работать с
текстом, картосхемами, диаграммами,
анализировать и делать выводы;
– планировать свою учебную деятельность при
самостоятельной работе;
– повысился уровень успеваемости:
– у большинства шестиклассников сформировалась
адекватная самооценка, что позволило определять
собственные пробелы в усвоении материала и
стремиться их ликвидировать;
– по самооценке учащихся, они стали более
ответственно относиться к учёбе.
В результате применения модульного обучения на своих уроках, я пришла к выводу, что данная технология является одним из средств повышения эффективности уроков географии и способствует разрешению противоречий, возникающих в ходе осуществления учебного процесса. Результат – повышение качества обученности учащихся. Большое внимание уделяется охране здоровья ребят – смена видов деятельности, малый объем домашнего задания.
В приложении представлены разработки уроков по разным темам с применением данной технологии.
Литература
- urok.1sept.ru
- area7.ru›metodic-material.php?
- s367.zouo.ru›index.php?id=108
- periodika.websib.ru
- dslib.net›prof-obrazovanie/vegner.html
- metodkab.gvarono.ru›apo/infmaps2008/geography/…
- А.А. Лобжанидзе Линия УМК “Сферы”, география. Планета Земля, 6 класс, Москва “Просвещение” 2008 г.
- И.В. Душина “Методика преподавания географии”, Москва 1996 г.
- Н.Н. Петрова Методическое пособие “География Начальный курс”, Москва “Дрофа” 2000 г.