Цель:
- Ввести понятие взаимно-обратных чисел;
- формирование умения находить взаимно-обратное число для натуральных чисел, неправильных дробей, а также для десятичных дробей, находить произведение чисел, содержащих взаимно-обратные числа;
- развивать познавательный интерес учащихся;формировать вычислительную культуру учащихся, развивать логическое мышление.
“Без знания дробей никто не может
признаваться знающим арифметику”.
Цицерон
Ход урока
I. Актуализация прежних знаний, умений, навыков.
Ну-ка, в сторону карандаши
Ни костяшек. Ни ручек, Ни мела.
Устный счет! Мы творим это дело.
Только силой ума и души.
Цифры сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться
И кругом только умные лица,
Потому что считаем в уме!
1 задание
- ; ; ; ; .
- ; ; ; ; .
- ; ; ; ; ; ; 1; 3; 2 ; 1.
1) Какие числа записаны на первой строчке? (обыкновенные дроби).
2) Какие дроби записаны на второй строчке? (правильные и неправильные дроби)
3) Как можно охарактеризовать числа, записанные на третьей строчке? (сократимые, несократимые, смешанные числа).
2 задание
Представить смешанное число в виде неправильной дроби:
1 ; 1 ; 2 ; 5 ; 3 ; 4 .
3 задание
Выполнить умножение:
а) * ;
б) * ;
в) * ;
г) 48 * ;
д) * ;
е) 7 * 4 ;
з) 3 * 5.
4 задание
Решить задачи:
а) В тетради 24 страницы. Записи занимают всех страниц тетради. Сколько в тетради чистых страниц?
б) На ветке сидели 12 птиц, их числа улетели. Сколько птиц улетело?
А давно ли возникли дроби? Об этом нам расскажут учащиеся.
1 ученик.
Дроби возникли давно в результате необходимости измерять величины. Потребность в более точных измерениях привела к тому, что определенные единицы мер стали делить на 2, 4, 8 частей и т. д. Каждая мелкая часть первоначальной меры получала свое собственное название- так возникли конкретные дроби, например “унция” в Древнем Риме, “осьмина” на Руси и другие. Лишь спустя много времени под “Осьминой” стали понимать отвлеченную дробь , а под унцией - любой величины.
В подтверждение сказанного можно привести и такие факты. В Древнем Вавилоне некоторые дроби (, и другие) изображались в виде конкретных мер объема, сосудов, определенной формы. В Египте квадрат со стороной 100 “локтей”, названной “сетатом”, служил единицей измерения площадей. Четверть его называлась “ломаной” и обозначалась так: x . Лишь намного позднее слово “Ломаная” и указанный символ стали обозначать отвлеченную дробь . Знаком Египтяне вначале обозначали только единицы объема. Впоследствии этот знак стал символом любой дроби.
2 ученик
В то время как в результате измерения возникали первые конкретные дроби, при делении целых чисел выражался целым числом, остаток отбрасывался. В одной арабской рукописи XII в требуется “разделить 100 футов между 11 человеками поровну”. Получаемый остаток в 1 фунт предлагается променять на яйца, которых по существующей цене придется 91 штука . В остатке получится 3 яйца. Автор рекомендует отдать их тому, кто делил, или же променять на соль, чтобы посолить яйца. Известны и другие рукописи, в которых остаток предлагается не брать в счет.
3 ученик.
Греки широко употребляли египетские, единичные дроби. Греческие астрономы применяли шестидесятеричные дроби. В Древней Греции получают начало и обыкновенные дроби и впервые происходит расширение множества целых чисел до множества рациональных положительных чисел.
Это важнейший этап в развитии понятия о числе. Вначале дроби выражали словами . Позднее стали применять разные записи.
4 ученик.
Первым европейским ученым средневековья, который стал регулярно применять дробную черту и современную запись обыкновенной дроби, был итальянский ученый Леонардо Пизанский, названный также Фибаначчи. В его “Книге Абака” впервые встречаются термины “плюс” и “минус”, признаки делимости на 2, 3, 4, таблица простых чисел до 97, а также слово “дробь” вместо “ломаное число”.
В средние века, как и в древности, ученые о дробях считалось самым трудным разделом арифметики. Еще в I в. до н. э. выдающийся римский оратор и писатель Цицерон как-то сказал: “Без знания дробей никто не может признаваться знающим арифметику!” Трудность изучения дробей в средневековых школах объясняется в основном тем, что учащихся заставляли заучивать наизусть разные “рецепты” без понимания . Кто знал дроби, был в почете. Автор старинный славянский рукописи XVI в пишет: “Несть се дивно, что… в целых, но есть похвально, что в долях…” Та же мысль выражена в стихах, содержащихся в “Арифметике” Л. Ф. Магницкого:
“Но несть той арифметик,
Иже в целых ответчик,
А в долях ничтожеОтвещати возможе,
Тем же о ты радеяй,
Буди в частях умеяй”.
II. Формирование новых знаний, умений, навыков.
1. Найдите произведение дробей:
* = 1; * = 1; * =1 а * в=1, где а и в взаимно обратные числа.2. Определение. Два числа, произведение которых равно 1, называются взаимно-обратными.
Значит взаимно-обратными будут числа и ; 7 и ; и .
Числу , где а 0, b 0, обратно числу .
В самом деле, * = =1.
Рассказ о еденице.
III. Закрепление новых знаний.
1. Будут ли взаимно-обратными числа: и ;1, 2 и ; 3 и 2 ; 1 и .
2. Назовите число обратное данному: ; ; ;;; ;1;0.
3. Найдите значение выражения: 3 * * ; 1, 2 * 1 * .
4. Выполните действия:
а) 4 * * ;
б) 19, 8 * 2 * ;
в) 3, 7 * * .
5. Решите уравнения:
а) х=1;
б) x=1;
в) х=.
Работа по учебнику.
Решить №578 (сам-но); 579 (устно), 587.
IV. Итог урока
Наш урок подходит к концу. Скажите ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке?
1. Как получить обратные друг другу числа?
2. Какие числа называются взаимно-обратными?
3. Как найти обратное число к смешанному числу, десятичной дроби?
V. Домашнее задание № 591, 592, 595 (а).