Состояние и перспективы формирования здорового образа жизни дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


В последние годы ни для кого не секрет, что сложившиеся социальная и экономическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей, ведь основным богатством государства, достижением любой нации является здоровье населения. Именно уровень здоровья определяет его экономический и социальный потенциал. Поэтому здоровье не цель, а средство жизнедеятельности. Оно является социально значимым феноменом. Поэтому я уделяю здоровью особое внимание в работе с детьми.

В детском саду № 7 “Улыбка” я начала работать с детьми, имеющими возраст с 4 до 5 лет (старшая группа). Проводя наблюдения за детьми, убедилась, что ребята не имеют достаточно знаний о самих себе, слабо осознают правила здорового образа жизни. Поэтому главной целью моей работы является: “Воспитание здорового ребенка в физическом, психическом и нравственном плане”. Она вытекает из приоритетного физкультурно-оздоровительного направления работы детского сада.

В связи с поставленной целью сформулировала следующие задачи:

– создание развивающей среды для сохранения, укрепления физического и психического здоровья детей;
– создание благоприятного психологического микроклимата в группе;
– формирования межличностных отношений детей друг с другом и взрослыми;
– создание условий для самостоятельной двигательной активности детей и развития их собственной познавательной деятельности;
– оказание помощи родителям по вопросам физического воспитания и оздоровления детей (воспитание валеологической культуры родителей).

Здоровый физически и духовно человек чувствует себя счастливым. Он получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости и красоты. Целостность, гармония человеческой личности проявляются, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма, гармонии самовыражения в различных областях нашей жизни. Здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая сознательную деятельность, не позволяя “ душе лениться”. Именно такого человека мы должны воспитать, начиная с раннего детства. Поэтому, учитывая проблему сохранения здоровья нации на уровне всего государства, и на уровне нашего детского сада, я выбрала направление своей работы: “Основы валеологического образования детей дошкольного возраста”.

Воспитание ребенка начинается в семье, но не менее значимые организационные формы воспитания – это детские дошкольные учреждения, где ребенок проводит большую часть своей жизни. Значит не меньшая часть ответственности за жизнь и здоровье детей, за формирование их образа жизни лежит на детских садах.

Поэтому главной линией в работе нашего коллектива стало: способствовать развитию каждого ребенка, как социально-активной личности, здоровый, культурный, творческой, свободной, готовой к жизни в меняющемся мире. Задача, вытекающая отсюда: добиться максимально возможного сохранения и укрепления здоровья ребенка, обеспечив при этом его развития по возрастным и личностным возможностям.

Избрав личностно-ориентированный подход, я и педагоги детского сада организуем процесс воспитания и обучения детей в соответствии с принципами самоактуализации, индивидуализации, субъективности, выбора, творчества, доверия.

В связи с этим мы разработали систему физкультурно-оздоровительных технологий

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Это динамические паузы, которые рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида деятельности. Подвижные и спортивные игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Применяем такую технологию как релаксация с использованием спокойной классической музыки. Пальчиковую гимнастику начинаем проводить с детьми младшего возраста, рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Ежедневно по 3–5 минут, в любое свободное время и в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Начиная с младшей группы проводим зрительную гимнастику, применяем технологии Э.С. Аветисова. После дневного сна регулярно проводим бодрящую гимнастику. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, ходьба по ребристым дощечкам, по дорожкам “здоровья”, босоножие и легкий бег. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы используем корригирующую гимнастику.

Планирование физкультурно-оздоровительных мероприятий ведется специалистами с учетом возрастных и индивидуальных особенностей здоровья детей.

Лечебно-профилактическая работа строится на основе анализа заболеваемости в предыдущие годы, диагностических данных состояния детей, уровня их физического развития. На основе полученной информации от всех специалистов определяются направления работы в целом по учреждению, по каждой возрастной группе.

В результате такой работы у детей:

– побуждается интерес к спортивным играм и занятиям, расширяется круг представлений о разнообразных видах физических упражнений, их оздоровительном значении;
– закладываются основы формирования личной физической культуры;
– приобщаются к здоровому образу жизни;
– нет травматизма, часто болеющих детей.

Педагогическое общение с детьми, коллегами, родителями осуществляю на основе знаний психологических особенностей человека, помогающих разобраться в людях, адекватно оценить их состояние, настроение, поведение. Это позволяет мне выбрать по отношению к каждому такую форму общения, которая отвечает индивидуальным особенностям каждого человека.

Очень важно, чтобы родители детей также принимали активное участие в индивидуальном развитии своих детей. В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. Ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать положительных результатов, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создан союз:

Дети-родители-педагоги

Для эффективности проведения работы с семьей, я выясняю социальный статус родителей, мнение их о том какие проблемы их интересуют.

В ходе анкетирования, бесед, выясняю темы родительских собраний, цели, содержание работы, формы.

Работая с родителями, использую такие формы взаимодействия, как инициативная группа, совет дела, творческая группа. В результате такой работы родители получают разнообразные знания, компетентность в решении семейных проблем, выступают перед своими детьми в роли тех идеалов, которые они хотят им привить.

Все это способствует повышению педагогической культуре родителей и пониманию ими роли физического воспитания в укреплении здоровья ребенка. Но я считаю, что основной формой наглядной пропаганды здоровьетворения и здоровьесохранения детей и родителей являются валеологические газеты, над которыми будем работать в дальнейшем внутри ДОУ и за его пределами.