Цель: формировать навыки определения способов подчинительной связи в словосочетании; развивать общую эрудицию, используя возможности связного текста.
Задачи урока:
- сосредоточить внимание на сведениях о способах подчинительной связи в словосочетании, научить учащихся находить их в тексте, группировать по способам связи, самостоятельно составлять кластер;
- поработать над текстом “Белый медведь”. Выполнить такие задания, как выразительное чтение, озаглавливание, деление текста на смысловые части;
- развивать связную речь и творческие способности учащихся; формировать активное и сознательное отношение к изучению русского языка.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: традиционный.
Методы и приёмы обучения: частично-поисковый, репродуктивный, коммуникативный.
Наглядность и ТСО: интерактивная доска, компьютер, таблица, карточки.
План урока
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Закрепление пройденной темы.
- Объяснение нового материала.
- Закрепление.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
- Оценка деятельности учащихся на уроке
I. Организационный момент урока.
Дети улыбнулись друг другу, пожелали творческих успехов в работе на уроке.
II. Проверка домашнего задания.
1. Беседа по содержанию текста “Арктика”.
2. Проверка домашнего упражнения № 4 на с. 125.
3. Блиц-опрос по материалу предыдущего урока:
- Что изучает синтаксис?
- Назовите основные единицы синтаксиса.
- Что называется словосочетанием?
- Чем отличается слово от словосочетания?
- Из каких слов состоит словосочетание?
Отвечая на вопросы, ученики приводят примеры из текста “Арктика”. Это лексическая тема, на материале которой велась работа на предыдущем уроке.
III. Закрепление пройденной темы.
По ответам учащихся составляется кластер “Словосочетание”. (На интерактивной доске)
IV. Объяснение новой темы (грамматической и лексической)
Переходя к новому материалу – способам связи в словосочетании, предлагаю учащимся восстановить в памяти то, что они узнали о строении и значении этой единицы синтаксиса на прошлом уроке.
Коллективно проводим разбор словосочетания по таблице.
Главная улица – словосочетание “прилаг.+сущ.”, главное слово улица, от его формы зависят род, число и падеж прилагательного. Это зависимое слово. Если изменить форму главного слова, поменяется и форма зависимого. Словосочетание указывает на предмет и его признак. Зависимое слово согласуется с ним в роде, числе и падеже.
Читать письмо – словосочетание “глагол+сущ.”, главное слово – читать, от него зависит падеж существительного. Он не изменяется, если изменить форму главного слова: читать (читаем, читали) письмо. Словосочетание указывает на действие и предмет, на которое оно переходит. Главное слово управляет формой зависимого.
Тихо шептать – словосочетание “глагол + наречие”, главное слово шептать, форма наречия (неизменяемая часть речи) не зависит от главного: шепчу, шепчет тихо. Словосочетание указывает на действие и его признак. Зависимое слово присоединяется, примыкает к главному и связано с ним не по форме, а по смыслу.
Разбор приводит учеников к выводу о составе словосочетаний, их грамматическом значении и его зависимости от строения.
После этого ученики самостоятельно составляют кластер по способам связи в словосочетании
Задание: выделите главное и зависимое слово. Определите способ связи зависимого с главным.
Свежий ветер, охранять природу, посмотреть ласково, подарить сестре, тёмный лес, прислушаться к совету, читать выразительно, ранняя весна, говорить вслух.
Работа по тексту (упр.2, с.128).
- Выразительное чтение.
- Озаглавливание. (Белый медведь)
- Словарная работа (туловище, бескормица).
- Беседа по содержанию.
- Деление текста на смысловые части.
V. Закрепление изучаемого материала.
1. Выписать словосочетания, описывающие белого медведя (упр.3) и определить способ связи. Сделать синтаксический разбор одного предложения.
Обтекаемое туловище (прилаг.+сущ.)
на узкой голове (прилаг.+сущ.)
длинная шея (прилаг.+сущ.)
широкие лапы (прилаг.+сущ.)
в тёплой шубе (прилаг.+ сущ.)
2. Дифференцированная работа по группам.
Задание 1-й группе: составить словосочетания по рисунку.
Задание 2-й группе: придумайте юмористический рассказ “Медведь-сладкоежка”.
Задание 3-й группе: составить сравнительный мини-текст на тему “Белый медведь и бурый медведь”.
3. Работа по карточкам (графический диктант).
Учитель зачитывает 12 словосочетаний. Учащиеся определяют способы подчинительной связи в них.
Способ связи в словосочетании | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Согласование | ||||||||||||
Управление | ||||||||||||
Примыкание |
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
VII. Домашнее задание: правило запомнить (с.126), упражнение № 4.
1-ой гр. – выразительное чтение текста (упр. № 2);
2-й гр. – составить вопросы к тексту;
3-й гр. – составить план текста.
(Таким образом учащиеся еще раз поработают со связным текстом)
VIII. Оценка деятельности учащихся на уроке.