“Через красивое к человечному –
такова закономерность воспитания”.
В.А.Сухомлинский
Россия - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю, культуру как свои собственные. Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Глубокий духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Народное искусство в силу своей специфики, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями. Устное народное творчество, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт и мировоззрение детей. И если говорить о выборе жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающего поколения, то надо говорить и о возможности знать детям истоки национальной культуры и искусства.
“Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний” - писал Д.С.Лихачев. Именно поэтому, родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность. Процесс познания и усвоения должен начинаться очень рано, образно говоря, с молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, поговорки, сказки, произведения народного, декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство, этот незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенно быта русского народа, его всесторонний талант, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.
Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально, и одна из функций – воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере. Оно как проявление творчества народа близко по своей природе к творчеству ребенка. Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества – одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей. Б.М.Теплов писал: “Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляет само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоничному развитию личности”. Говоря о народном искусстве, Н.П.Сакулина писала:
“Народное декоративное искусство отвечает интересам детей, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических суждений и первых эстетических переживаний”.
Народное искусство несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является. Воспитание гражданина и патриота знающего и любящего свою Родину (задача особенно актуальна сегодня) не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Эстетическое воспитание дошкольника сегодня необходимо рассматривать, как своеобразный путь всестороннего развития ребенка, как непременное условие подготовки каждого к активной деятельности. Эстетическое воспитание детей нашего детского сада осуществляется под влиянием действительности (природы, литературы, кино, произведений художественно-декоративного творчества). Однако не секрет, что представления детей о русской культуре отрывочны и поверхностны. В чем же дело? Окружающая действительность, особенно в нашем городе, не дает возможности реального приобщения детей к народной культуре. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Поэтому для полного приобщения детей к национальной культуре в нашем детском саду, проводится углубленная работа по этому направлению.
Нам, педагогам, предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребенку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всесторонне развивать личность ребенка, ведь дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества. Зная, что эффективность педагогического воздействия зависит от уровня подготовленности педагога, его эрудиции в данном вопросе, от практических умений и навыков, перед началом работы я тщательно изучила материалы, касающиеся эстетического воспитания, уточнила методы и приемы, используемые при эстетическом воспитании через декоративно-прикладное искусство. Ежегодно составляла перспективный план с учетом возрастных особенностей детей, где были включены и занятия по декоративно-прикладному искусству. Работая по программе “Развитие” Л.А.Венгера, в которой нет раздела по народному искусству, я вынесла эту работу на кружок “Цветик-семицветик”. Составила программу по народно-прикладному искусству на два года для старшей и подготовительной групп. Все это подтолкнуло меня к написанию программы “Роднички”.
Цель программы: воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области таких видов декоративно- прикладного искусства, как рисование и лепка.
Задачи программы.
- Приобщить детей к народному искусству.
- Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление.
- Воспитывать художественно- эстетический вкус, трудолюбие.
- Помочь детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Программа рассчитана для детей в возрасте от 3-7 лет и является парциальной к “Программе воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. В программу включен материал по знакомству детей с элементами орнаментов коренных народов нашего округа - обских угров. В программе “Роднички” большое значение в осуществлении эстетического воспитания детей отводится интеграции всех видов искусства.
Работу по ознакомлению с декоративно-прикладным творчеством начала с наиболее простого и доступного для детей - игрушки. Национальная русская игрушка имеет свою историю, утверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающая ветвь народного искусства, имеющая свои традиции. Из всего многообразия русских народных игрушек, я выбрала матрешку и дымковскую игрушку, которые были в нашем детском саду.
Русская матрешка – наверное, самый популярный русский национальный сувенир. Кажется, что матрешка пришла к нам из седой древности, из мира легенд и сказок. На самом деле этой деревянной куколке “всего” чуть больше 100 лет. Их делают до сих пор по всей России: в Сергиевом Пасаде, в Полхов – Майдане, Загорске, в Калинине, Липецке, Воронеже, Семенове, Кирове, в Башкирии и Мордовии, и у каждой из них есть своя особенность, своя характерная черта, делающая матрешек не похожими друг на друга. Для работы по этой теме изготовила альбом “Русская матрешка”, а так же подобрала художественное слово: стихотворения, загадки. С детьми второй младшей группы расписываем платочки, сарафанчики для матрешек, используя не сложные элементы узора: круги, полоски, точки. Детям очень нравится, когда в работе используется силуэт игрушки, где они сами расписывают свою матрешку, где проявляют самостоятельность и творчество. В более старшем возрасте дети стараются передать ту или иную матрешку, соблюдая колорит, элементы и композицию каждой росписи. В основном это роспись Полхов – Майдана, Загорска, Семеновская. Ребенок должен сам продумать узор, подобрать цвета красок, вспомнить технику рисования росписи, во всем этом ему помогают народные игрушки, ранее рассмотренные им.
Следующим знакомством стала дымковская игрушка. Ее удивительная простота сюжета, пропорциональность, четкость формы, сочетающихся с живой и яркой раскраской, более доступны и легки для детского восприятия и творчества. Им близки и понятны игрушечные звери, птицы, фигурки людей. По традиции дымку лепят из глины путем обжига в печах. Печей у нас нет. И мы сначала делали игрушку из пластилина. Но чтобы ее расписать, нужно было проделать большую работу по обезжириванию и покрытию ее белой краской. Сейчас в своей работе использую готовую глину или глиняный порошок для лепки. Глина – материал живой и благородный. Ее приятно трогать, она послушно откликается на все движения рук. Детей не пугает, что руки будут грязными, они смело пробуют лепить. В младших группах – это лепка птичек, уточек, в старших – коней, козликов, барышень. После просушки и побелки игрушки переходят к следующему этапу работы – росписи. Но прежде чем приступить к ней, знакомлю детей с элементами дымковской росписи: круг, прямая и волнистая линии, точки – горошины и клетки. Несмотря на небольшое количество элементов, мастера придумывают разнообразные узоры и украшают свои изделия очень ярко, празднично. Детям предлагается украсить бумажные силуэты или трафареты дымковских игрушек, или расписать ткань на юбку для барышни. Роспись по мотивам дымковской игрушки вводит детей в красочный мир сказки, фантазии, дает им яркие и красочные ассоциации и представления, обогащает их восприятие, развивает их воображение и фантазию. Дети стали любознательнее, научились понимать и видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления, свое понимание окружающих их предметов декоративно-прикладного творчества. Задачи по восприятию яркости цветовых образов дымковской игрушки усложняются постепенно от возраста к возрасту. Знакомство с народной игрушкой продолжаю не только на занятиях, но и в свободной деятельности. Игрушки, которые дети видят при показе на занятиях, в свободной деятельности сопровождаются напевными мелодиями русской песни или художественным словом:
Ай да девица – душа!
Как ты чудо хороша.
Клетчатая юбочка,
Фартук полосатый,
На полосках точки,
А вокруг кружочки.
Так просто и доступно дети знакомятся с основными элементами дымковской игрушки. Для работы с детьми сделала морфологическую дорожку и алгоритм дымковской игрушки. Изготовила дидактические игры “Найди пару”, “Укрась силуэт”. Результатом данной работы стало изготовление дымковских барышень из глины, их расписывание по мотивам народной игрушки, дарением их в каждую группу в уголки творчества.
В старшем возрасте начинаю знакомить детей с городецкой росписью по дереву, гжельской керамикой, хохломской и жостовской росписями.
Дети зачарованно, как сказку, слушают рассказ о Городце, с интересом рассматривают расписные деревянные вещи: кухонные доски, игрушечных коней, деревянные донца, шкатулки. Яркие краски, сказочные сюжеты производят на детей большое впечатление, и каждый из них загорается желанием расписать какую-нибудь вещь. Дети средней группы знакомятся с самым простым элементом – бутоном. Старшие дети узнают последовательность выполнения “розана”, “купавки”. Для более лучшего запоминания особенностей городецкой росписи, был сделан альбом “Городецкие узоры”, схемы узоров, алгоритмы гирлянды, городецкой розы, купавки, бутона, листьев, розана, ромашки. Были изготовлены дидактические игры “Подбери цвет узору”, “Угадай роспись”. К весеннему празднику “Восьмое марта” с детьми подготовительной группы решили приготовить подарок маме, бабушке, сестренке своими руками. Приготовили разделочные доски, которые дети украшали цветочным орнаментом, присущим городецкой росписи. Вот и готов подарок, полезная вещь и украшение для кухни.
Знакомство с “Гжелью” начала с краткой истории гжельской керамики. С детьми рассматриваем иллюстрации, открытки, изделия гжельских мастеров; рассказываю детям о значении расписных изделий в быту, отмечая характерные особенности гжельской росписи. Знакомство детей начинаю с самых простых элементов: линии, капельки, усики, спиралевидные завитки. Самое трудное в гжельской росписи – это “мазок” с тенями. Путем многократных упражнений дети усваивают изображение “бутона розы”, учатся выполнять элементы “елочки”, “веточки с листиками”. Дети подготовительной группы уже самостоятельно придумывают узоры для бумажных силуэтов посуды. Знакомые с детства ромашки, купавки, колокольчики, розы, тонкие травинки, получившие новую жизнь в произведениях народных мастеров и в работах детей, помогли им понять и открыть красоту родной природы и предметного мира. Детские работы получаются выразительными и полными очарования. Так же по этой росписи сделана морфологическая дорожка и алгоритмы гжельского узора, гжельской розы. Сделан альбом и подобрано художественное слово о Гжели.
В старшей группе начинаю знакомить детей с “Золотой Хохломой”. Откуда же пришло к нам это диво? Хохлома – это название старинного торгового села Нижегородской губернии, куда привозили на продажу деревянную, расписную посуду. Знакомство начинается с самых простых элементов: “травинки”, “осочки”, “усики”, “капельки”, “завиток”. И знакомимся с ведущим элементом стеблем – “криулем”, рисованием элемента “ягодки”. Дети подготовительной группы, так же самостоятельно придумывают узор и расписывают свою хохломскую посуду. На различной бумажной форме они передают неповторимый узор хохломы. По этой росписи сделаны алгоритмы и альбом “Золотая Хохлома”.
История жостовского промысла насчитывает уже более 180 лет. С 1825 года братья Вишняковы основали в деревне Жостово недалеко от Москвы мастерскую, где стали расписывать металлические подносы. Дети любуются подносами ослепительной красоты, отмечая цвет красок и особенности узора. Знакомлю детей с этапами росписи жостовских подносов: грунтовка, замалевка, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка, уборка. Детям даю разные формы подносов: овальные, круглые, квадратные и темы для росписи: “Цветы”, “Фрукты”, “ Овощи”. Работы детей бывают разнообразные, они расписывают их по-своему, не копируя, но обязательно с соблюдением композиции. Для работы с детьми сделала альбом “Жостовский букет”, композиционные схемы.
Начиная со средней группы, веду знакомство детей с орнаментом обских угров. Знакомлю детей с орнаментом деталей одежды, предметами быта коренного населения нашего края ханты и манси. Дети из геометрических форм составляют орнамент для одежды, игрушек, предметов быта. Здесь существовали некоторые трудности, т.к. детям младшего возраста неизвестны способы изображения таких элементов, как “ромб” и “треугольник”. Изделия украшали только полосками. Дети старшего возраста украшали одежду, предметы быта, используя трафарет. Рассматривая изделия, изучая расположение элементов орнамента, их цветовую гамму, дети имеют представление о декоративно – прикладном искусстве народов ханты и манси. Совместно с детьми была сделана дидактическая игра “Собери орнамент”. Изготовлен альбом с образцами орнаментов ханты и манси.
После каждого знакомства с народным декоративно – прикладным искусством организуется выставка “Народных умельцев”, которыми являются дети разных групп. Все это становится предпосылками воспитания устойчивого интереса к народному искусству, понимания его ценностей и необходимости для русских людей.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В процессе изготовления игрушек, изделий народного искусства, подбора стихотворений к предметам декоративного искусства подвело меня к проведению праздника “Посиделки” в старшей и подготовительной группах. На “посиделках” вспомнили с детьми о народных промыслах на Руси. Дети, одетые в русские сарафаны, исполняли народные песни, танцы, хороводы, пели частушки. Присутствующие на празднике поделки и работы детей, внесли свой красочный колорит в мероприятие, радуя глаз детей.
Вся эта работа проводится и в группах в течение учебного года. В каждой группе созданы уголки творчества, где полученные знания на занятии, дети используют в самостоятельной деятельности.
Работа по эстетическому воспитанию через декоративно- прикладное искусство ведется в тесном контакте с воспитателями и другими специалистами. Для педагогов детского сада провожу семинары-практикумы, консультации, сообщения, факультативы, где они сами соприкасаются с красотой, изяществом народного искусства.
Работа по данной теме ведется не только с детьми и педагогами, но и с родителями. Для этого организовала “ Клуб по интересам” для детей и родителей.
Задача клуба.
- Знакомить с декоративно-прикладным искусством, бытом и традициями русского народа.
- Способствовать взаимодействию детского сада и семьи по воспитанию любви к культуре своего народа.
- Знакомить родителей с работой дошкольного учреждения по формированию у детей художественно-творческих способностей.
Взрослые, посещающие этот клуб, с удовольствием вместе с детьми расписывают разделочные доски элементами городецкой росписи, лепят из глины дымковскую игрушку, а потом ее расписывают и устраивают вернисажи.
Результативность обучения выявляю в ходе педагогических наблюдений, которые провожу два раза в год: в сентябре и мае. Не все дети одинаково хорошо справляются с работой: одни успешно, у других возникают затруднения. Анализ затруднений приводит к корректировке заданий. Это позволяет создать условия для выбора воспитанниками деятельности в соответствии со своими возможностями и получения удовлетворения от достигнутых результатов. При планомерной работе по данной теме уже виден результат. Большую помощь в работе мне оказало пособие О.А.Соломенниковой “Радость творчества”, оно помогло мне в написании программы и из него я почерпнула рекомендации по организации занятий.
В результате совместной творческой деятельности: воспитатель – дети – родители – педагоги, ощущается теплая атмосфера общения, взаимно испытываем хорошие, добрые эмоции, а это самое главное в нашей работе – радость и теплота.